Братья-близнецы Кононовичи до самого их ареста СБУ открыто сражались с украинским нацизмом. Смело разоблачали его на Украине и в своих выступлениях на международных коммунистических форумах, куда они ездили и летали. Михаил после путча 2014 года возглавил ЛКСМУ, Александр — заместитель председателя Антифашистского комитета Украины.
— Наше дело полностью сфабриковано… С адвокатом нам общения не дают, — первое, что сказали Михаил и Александр во время судебного заседания. Они выступали по радиосвязи, так как ни 30 июня, ни потом, 1 июля, братьев-коммунистов в суд не доставили.
Ребят бросили в застенки СБУ в начале марта. Пытали, не допуская к ним врача. Заставляли признаться в диверсиях, работе на российскую разведку, попытке свержения конституционного строя Украины и не допускали к ним адвоката.
Братья не стали признавать ни одного из обвинений. В итоге Александра и Михаила Кононовичей судят по двум частям статьи 109 УК Украины: «Действия, направленные на захват государственной власти» и «Распространение материалов с призывами к насильственному захвату государственной власти».
«На допросах сотрудники СБУ предлагали Александру и Михаилу взять на себя вину в преступлениях по первой и второй частям статьи 109 УК и сесть в тюрьму на 10 лет, — сообщает сайт «Антифашист». — В случае отказа угрожали им пожизненным заключением».
Краеугольным камнем обвинения стали посты братьев в соцсетях и якобы организация ими 27 февраля митинга в поддержку России у здания одной из администраций Киева.
«Возле всех киевских администраций есть камеры видеонаблюдения, но почему-то их записей о проведении 27 февраля какого-то митинга нет. Зато есть свидетели, которые вроде бы его видели, но не сделали ни фото, ни видео. Я считаю, эти свидетели подставные. Михаил говорит, что их бы просто разорвали на куски, если бы они 27 февраля провели в Киеве пророссийский митинг», — заявляет адвокат Кононовичей Денис Записной.
«Киевский тоталитарный режим продолжает расправляться с политическими оппонентами. Сотни активистов по всей Украине схвачены и подвергаются пыткам в подвалах СБУ. Некоторые — замучены и убиты. Всё это происходит при полном попустительстве «европейских партнёров» и «правозащитников». Особый смак каратели получают от пыток этнических белорусов — братьев Кононовичей. Очевидно, что волна репрессий, организованная киевским режимом против собственных граждан, ляжет кровавым пятном на всей мировой инквизиции, подталкивающей Украину к национальной катастрофе», — комментирует данное судилище белорусский политик Юрий Воскресенский.
Арест членов Компартии Украины Кононовичей вызвал волну негодования по всему миру. Его осудила Лига молодых коммунистов Британии. В знак протеста британские коммунисты развернули свой транспарант во время футбольного матча между Украиной и Шотландией, который состоялся 1 июня. Британцы требуют немедленного освобождения арестованных и прекращения политических репрессий против украинских коммунистов. «Мы не остановимся, пока наши товарищи не будут свободны!» — заявляют они.
В поддержку Кононовичей высказались десятки международных левых организаций, в том числе Всемирная федерация демократической молодёжи.
12 июня в застенках СБУ Александру и Михаилу исполнилось по 42 года. Их жизненные пути абсолютно одинаковы: детство, школа, учёба в вузе и — борьба с вытащенным с исторической свалки украинским буржуазным национализмом.
Ребята сначала жили в Луцке, областном центре Волыни, где позиции националистического отребья всегда были сильны. Новоявленные сторонники Степана Бандеры однажды вывезли братьев в лес. Хотели заставить их на камеру отречься от коммунистических убеждений. Но камера снимала только два одинаковых окровавленных лица — Кононовичи от своих убеждений не отрекались.
Потом луцкие прохожие чудом спасли от бандеровской расправы Александра… Затем нацистские отморозки железным штырём пробили голову Михаилу… Много чего было потом. Но плачущими Сашу и Мишу я видела только однажды — когда они рассказывали о страданиях детей охваченного войной Донбасса. Ребята заехали там в детдом, где из-за обстрелов не работало отопление.
«И, представляешь, детвора выглядывала из будочек, которые ей соорудили воспитатели», — рассказывали мне братья со слезами на глазах. Они сразу же купили обогреватели и повезли их в тот самый донецкий детдом. На одном из блокпостов Мишу узнал солдат ВСУ с Волыни: «Это же наш известный коммуняка Кононович!» Тогда всё обошлось. Сейчас же, когда Александр и Михаил Кононовичи находятся в нацистских застенках, за них переживает весь коммунистический мир. Но прежде всего — отец и мама, жёны и дети.
по материалам газеты «Правда» №71 (31274) 5—6 июля 2022 г.