Мы живём в циничное время: статус А.С. Пушкина на вербально-патриотическом уровне поднят на запредельные высоты, но когда дело доходит до экранизаций, посвящённых поэту, то соображения коммерческой и политической целесообразности у постановщиков одерживают верх. Творческая и интеллектуальная нищета этих киноподелок лишь усиливает разочарование. Недавно Первый канал показал 12-серийную сагу «Натали и Александр», которая представляет собой недобросовестную коммерческую и политическую спекуляцию на биографическом материале великого поэта.
Статья Александра Дьяченко вскрывает корни культурного вандализма, раскрывает как Пушкина превращают в «медийного олигарха» с перстнями рэпера, а его биографию — в подобие турецкого сериала.Новый «шедевр» Первого канала «Натали и Александр» — не просто китч. Это политический инструмент, стирающий классовую суть истории и подменяющий гений поэта гламурным фарсом.
Почему это актуально?
🔴 Капитал vs Культура: Современные экранизации, вроде сериала или рэп-мюзикла «Пророк», отражают логику рынка: Пушкин становится товаром, а его образ — приманкой для рейтингов. Поэта заставляют «кутить в ресторанах» и «играть в баттлы», словно звезду шоу-бизнеса.
🔴 Миф вместо истории: Николай I в сериале — «душка-реформатор», а декабристы — бунтари «без социального смысла». Так капиталистическая культура оправдывает статус-кво, вымарывая революционную борьбу из прошлого.
🔴 Цифры лжи: Константин Эрнст хвастается миллионами запросов о Пушкине, но Институт Пушкина подтверждает: интерес к поэту — реакция на его реальную актуальность, а не на коммерческие поделки.
Дьяченко показывает, как буржуазное искусство мифологизирует прошлое, превращая Пушкина в апологета элит. Вместо анализа крестьянских восстаний и классовых противоречий XIX века зрителю подсовывают «лакеев и вельмож», а поэта — в «тёрки» с царём за деньги. Это не ошибка, а система: культура, лишённая диалектики, становится служанкой идеологии правящего класса.
«Авторы сериала, жонглируя цифрами и событиями, тиражируя миф о «хроническом безденежье» Пушкина, даже не попытались осмыслить факты, которые они же сами и привели. А между тем складывается впечатление, что, снимая данное кино, они воспроизвели реалии и нравы «лихих 90-х», атмосферу постперестроечных лет, а не ХIХ века. Тут не только бандиты, жулики, экстрасенсы и гадалки разных мастей. При желании среди персонажей сериала легко можно обнаружить Березовского (в «прикиде» Нессельроде), Гусинского (вглядитесь внимательней в обобщённый портрет издателя произведений Пушкина, показанного в сериале, это не просто издатель — а властитель!) и Смоленского (ростовщики, к которым периодически обращается АС). Словом, авторы сериала сняли кино про то, что хорошо знают»
– резюмирует Александр Дьяченко.
📰Читайте на сайте «Правды» — как капитал крадёт наше прошлое, чтобы лишить будущего:
👉 https://gazeta-pravda.ru/issue/34-31671-28-31-marta-2025-goda/pushkin-dlya-reperov-i-svetskikh-dam/
P.S. А вы видели, как Пушкин в сериале обнимается с медведем за деньги? Дьяченко — да. И он разобрал этот абсурд по косточкам.