От Волги привольной его широта и мощь

Великий писатель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в Нижнем Новгороде, на Волге. В родном городе он прожил в общей сложности 27 лет. Здесь, словно от широкой и привольной русской реки, берут начало истоки не только его творческого пути, но также формирования личности писателя — борца против социальной несправедливости, против «хозяев жизни».

В ЗНАМЕНИТОЙ трилогии «Детство», «В людях» и «Мои университеты» Максим Горький в первых двух частях показал не только быт купеческого Нижнего Новгорода, но и передал читателям своё отношение ко всем мерзостям жизни в царской России. С детства в душе Алёши Пешкова назревал протест. И сегодня, проходя по адресам, связанным с пребыванием юного Горького в Нижнем, по туристским маршрутам, проложенным ещё в 30-х — 40-х годах прошлого века, словно перелистываешь страницы его биографических книг.

В Нижнем Новгороде три музея Горького, один из которых — «Домик Каширина» — известен всему миру. В этом я не раз убеждался, находясь в зарубежных журналистских командировках. В странах Европы, Азии и даже Африки, узнав, что я горьковчанин, мне задавали вопросы о «Домике Каширина». Этот музей стал живой иллюстрацией повести «Детство», переведённой на многие языки. Маршруты почитателей творчества великого писателя приводят нижегородцев и гостей города и в два других музея: Литературный музей Горького и квартиру писателя в доме Киршбаума на улице Семашко (бывшая Мартыновская), где в течение трёх недель жил в гостях у писателя великий певец Фёдор Шаляпин.

Интерес ко всему описанному в повестях «Детство» и «В людях» побуждает тех, кто прочёл эти книги, не ограничиться посещением музея, а пройти по улицам, где жил Алёша Пешков. Таких улиц в Нижнем Новгороде много.

В доме №74 по улице Горького (бывшей Полевой) как раз и началась нелёгкая самостоятельная жизнь 11-летнего Алёши Пешкова. Дед Каширин отправил внука «в люди», и здесь в доме хозяина магазина «Модная обувь» Порхунова Алёша служил «мальчиком». Он чистил одежду и обувь хозяев, носил дрова для печей, убирал в магазине, разносил товары покупателям. Спал мальчик на кухне, за печкой, ухитряясь ночами при лунном свете читать книги. На этой же улице, в доме №82, спустя годы Горький создавал свой первый роман «Фома Гордеев». Уже став известным писателем, в 1900 году Алексей Максимович вместе со своей женой Екатериной Пешковой поселился на улице Короленко (бывшей Канатной), где была написана его первая пьеса «Мещане», начата работа над пьесой «На дне», закончена повесть «Трое». Обе пьесы и повесть «Трое» — результат пристальных наблюдений и глубоких раздумий о жизни богатых и бедных нижегородцев, о социальном неравенстве, о несправедливостях жизни.

* * *

Много ценных заготовок для будущих романов, повестей и пьес дали Горькому его работа журналистом в газете «Нижегородский листок» и особенно его впечатления, полученные в 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке. Разнузданное поведение нижегородских купцов на ярмарке, их дикие развлечения нашли отражение в повести «Трое» и других произведениях.

В 1901 году в Нижнем Новгороде была написана романтическая «Песня о Буревестнике». Впервые Горький прочитал её друзьям в той же квартире на улице Короленко. Всё в России уже предвещало революцию 1905 года. Связи Горького с революционной общественностью, его публичные выступления, литературная деятельность, растущая известность автора пугали царских охранников. В 1901 году Горький был заключён в одиночную камеру Нижегородского острога.

У крепостной стены этой тюрьмы, на площади Острожной (с начала 1930-х годов она называется площадью Свободы), был открыт в 1930 году архитектурный ансамбль «Героям и мученикам революции 1905 года». Сюда горожане любили приходить с детьми. Блоки розового и серого гранита установлены в монументе так, что они нам, мальчишкам, напоминали броневик, устремлённый в сторону острога. Памятник воздвигнут на том самом месте, где черносотенцы и полиция жестоко избили участников митинга, посвящённого памяти жертв Кровавого воскресенья.

В рассказах экскурсоводов, учителей, родителей об этом комплексе всегда подчёркивались активная роль Горького в революционном движении, значение его романа «Мать», получившего высокую оценку В.И. Ленина. Здесь проходили встречи с участниками тех событий, с Петром Заломовым — прообразом Павла Власова, героя романа «Мать». Помню, с каким интересом слушали мы воспоминания Заломова о сормовской первомайской демонстрации 1902 года, о судебном процессе над революционерами, о событиях, происшедших в нашем родном городе и описанных в романе «Мать».

В Нижегородском остроге находились в заключении многие выдающиеся люди: писатель В.Г. Короленко, Ф.Э. Дзержинский, Я.М. Свердлов, Н.А. Семашко, П.А. Заломов и другие борцы с царским режимом. О них, как и о великом земляке нижегородцев Максиме Горьком, рассказывали нам и в школе, и во время экскурсий к архитектурному ансамблю на площади Свободы. Сейчас такие экскурсии, как и рассказы об участии Горького в революционном движении, становятся редкостью. А когда-то пламенную речь Ниловны на суде над Павлом Власовым знал наизусть каждый школьник.

* * *

Роман «Мать» был одним из важнейших произведений в школьной программе. Сегодня в школах России стараются не вспоминать не только этот роман, но и многие другие произведения писателя. Почти не знают и о его роли в революционном движении. Подвергнуть забвению или во всяком случае преуменьшить, исказить мировое значение классика русской литературы — такую тенденцию сегодня встречаем повсеместно. Во многих библиотеках Нижнего Новгорода, готовясь к юбилейному году, очень надеялись, что 2018 год будет Годом Горького. Но его объявили Годом Солженицына. Вот уж совершенно неадекватное представление о роли двух этих писателей в мировой литературе!

Почему так случилось? Такие вопросы задавали мне в библиотеках. Те, кто принимал эти решения, руководствовались не достоинствами литературного творчества, не мировой славой великого пролетарского писателя, а исключительно политическими, сиюминутными, конъюнктурными соображениями. Хотя бы почитали в музейных книгах отзывов, как оценивают и сегодня люди место Горького в мировой литературе.

Видимо, политическую ангажированность имеют и тенденции вносить коррективы в надписи на мемориальных досках. В течение 25 лет я жил в старом доме на углу Ковалихинской и Семашко и каждый день, выходя за ворота, останавливался у такого же деревянного дома и перечитывал слова на мемориальной доске. Они с детства запомнились мне: «Здесь 28 марта 1868 года родился великий пролетарский писатель А.М. Горький». После ремонта этого здания появилась другая доска со словами: «Здесь 28 марта 1868 года в усадьбе В.В. Каширина родился А.М. Горький». Слова «великий» и «пролетарский» исчезли.

* * *

Во дворе этого дома был построен деревянный флигель, точно на том месте, где стоял флигелёк, в котором родился Алёша Пешков. В этом симпатичном доме, сложенном из рубленых брёвен, в 1937-м, через год после смерти писателя, была открыта детская библиотека. Ей присвоили имя Максима Горького. Зимой 1939 года меня, шестилетнего мальчика, привёл сюда мой отец. С тех пор я стал читателем этой библиотеки. И куда бы меня ни приводили журналистские дороги, я всегда, приезжая в свой отпуск в родной город, заходил во флигелёк на Ковалихинской.

Теперь библиотека располагается в новом помещении, но и здесь читателя встречает всё тот же бронзовый бюст писателя, который встретил меня в далёком 1939 году. И сегодня, как и полвека назад, я увидел в библиотеке многочисленные стенды, посвящённые творчеству писателя.

Центральная детская библиотека достойно хранит традиции на протяжении всей своей истории со дня её основания. И сколько бы ни старались либеральные критики и нынешние «исследователи» творчества великого писателя принизить его вклад в мировую литературу, память о Максиме Горьком — писателе и борце за справедливость — бережно хранят его почитатели в России и за её пределами.

И в нынешний юбилейный год, как и в прошлые, юбилейные и не юбилейные, в Нижегородской центральной детской библиотеке имени М. Горького и в других библиотеках города проходят творческие вечера, Горьковские чтения, организуются тематические выставки. Мне не раз, приезжая в родной город, доводилось участвовать в таких мероприятиях. И я всегда радовался и энтузиазму его организаторов, и искреннему интересу юных читателей — школьников и студентов — к творчеству М. Горького.

«Горький в портретах художников», «Читаем Горького», «Живая связь времён», «Целый мир в книжном переплёте» — эти выставки, а также конкурсы на лучшее исполнение горьковских произведений проходят в нижегородских библиотеках. И не только в их стенах. Здесь же организуются экскурсии по горьковским местам города на Волге, по тем маршрутам, о которых я уже рассказал. В Центральной детской библиотеке неизменные организаторы экскурсий и творческих встреч — заведующая библиотекой Светлана Петровна Скворцова, библиограф Марина Николаевна Крамер, бывшая заведующая библиотекой Светлана Олеговна Салтыкова. В конкурсах на лучшее исполнение произведений Горького звучат легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль», «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе», отрывки из романа «Мать» и других произведений.

* * *

Антисоветчикам, либералам, чиновникам в самых высоких кабинетах не по душе беспощадная критика в произведениях Горького царского произвола и нравов «хозяев жизни» в дореволюционной России. Им не по душе гневные слова Ниловны в романе «Мать» и призывы гордого Буревестника. Их шокируют и раздражают добрые отношения писателя с руководителями Коммунистической партии и Советского правительства. Общаясь лично и ведя переписку с Лениным, а затем со Сталиным, Молотовым и другими руководителями, Горький хлопотал не для себя. Он заботился об издании серий книг «История гражданской войны», «История фабрик и заводов». Он предложил обширный план издания детских книг. В результате 9 октября 1933 года вышло Постановление ЦК ВКП (б) о создании Детгиза. По инициативе Горького был создан Союз советских писателей.

Осенью 1932 года страна отпраздновала 40 лет литературной и революционной деятельности Горького. В «Правде» было опубликовано приветствие от И.В. Сталина и ЦК ВКП (б). А позже символом писателя — Буревестника Революции — стал в его родном городе великолепный памятник, созданный народным художником СССР Верой Мухиной. Изящная скульптура на высоком гранитном постаменте, вдохновенный облик молодого Горького, его взгляд, устремлённый вдаль, невольно заставляют каждого пришедшего сюда вспомнить и мысленно повторить пламенные слова: «Пусть сильнее грянет буря!»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments