«Жизненная сила марксизма». Статья доктора исторических наук Ю.Ю. Ермалавичюса

Историческая эпоха новейшего времени, содержанием которой является революционный переход человечества от капитализма к социализму, отличается постоянным возрастанием роли науки в жизни общества. Поскольку адекватным восприятием и научным пониманием жизни народов земного шара характеризуется марксизм, его творческий потенциал безграничен.

Оценивая жизненную силу марксизма, В.И. Ленин писал: «Марксизм завоевал себе своё всемирно-историческое значение как идеологии революционного пролетариата тем, что марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал всё, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры».

Своими идеями концепциями, теориями В.И. Ленин существенно обогатил учение К. Маркса и Ф. Энгельса. Его вклад в эту идейно-теоретическую систему касался не только актуальных проблем новейшей исторической эпохи, но и основополагающих элементов методологического ядра марксизма — диалектического материализма. В итоге сложился марксизм-ленинизм — наука о революционном преобразовании жизни человечества на коммунистических началах.

Более того, под руководством В.И. Ленина революционная партия рабочего класса России приступила в начале ХХ века к практическому осуществлению в исторической действительности научных теорий и концепций марксизма-ленинизма. Это воплощалось в использовании объективных законов общественного развития, открытых основоположниками марксизма-ленинизма, в революционной практике.

Научный подход ленинской партии большевиков к общественному развитию увенчался всемирно-историческими завоеваниями. Такими, как победа Великой Октябрьской социалистической революции, построение социалистического общества в Советском Союзе, разгром фашистской реакции империализма, прорыв социалистического общественного жизнеустройства из капиталистического окружения на международную арену, развал колониальной системы империализма, образование мировой социалистической системы, достижение равновесия в мировом общественном развитии между капиталистической и социалистической системами.

Построенный в Советском Союзе первоначальный социализм соответствовал концепции К. Маркса о социализме как низшей фазе коммунистической формации общества. О социализме как историческом этапе между капитализмом и коммунизмом К. Маркс писал: «Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло». Тем не менее, советский социализм по своей цивилизованности и культурности олицетворял вершину исторического прогресса человечества в ХХ столетии.

Советский социализм не смог подняться до требования В.И. Ленина «создания таких условий, при которых бы не могла ни существовать, ни возникать вновь буржуазия». Советское общество отставало в осуществлении главного критерия В.И. Ленина «создания высшего, чем капитализм, общественного уклада, именно: повышение производительности труда». В.И. Ленин представлял себе социализм как общество качественно новой ступени цивилизации. По его мнению, новизна состоит в том, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом». Такого общества, полностью соединяющего социализм с наукой, ещё не знала всемирная история.

В процессе социалистического строительства в СССР обнаружила себя определённая догматизация марксизма-ленинизма. Её последствием в 1950-е годы стал отказ советского руководства от научного подхода к жизни общества. Практическое воплощение этого оппортунистического уклона в хозяйственной реформе 1965 года обернулось губительным ударом по экономической основе социализма в Советской стране. Незамедлительно появились и первые признаки реставрации капитализма — нетрудовые доходы в условиях безраздельного господства общественной собственности на средства производства.

Всемирно-исторические сдвиги, рождённые Великим Октябрём, побудили к середине ХХ века такое могущественное явление новейшей исторической эпохи, как мировая научно-техническая революция. Она представляла собой качественное преобразование совокупных производительных сил человечества на основе постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Под воздействием научно-технической революции производительные силы общества обрели совершенно новый уровень развития и закономерно потребовали соответствующего преобразования характера производственных отношений. Наступил переломный этап новейшей исторической эпохи, а заодно и всемирной истории. Соответственно откликнулась человеческая мысль.

Общественная жизнь Советского Союза в условиях мировой научно-технической революции нашла своё отражение в концепции развитого социализма, которая оказалась неадекватной в отношении действительности и не могла претендовать на научность. Эта концепция пренебрегала учётом антагонистических противоречий, нараставших в стране при реанимации капиталистических элементов в советской социально-экономической системе.

Марксисты Китайской Народной Республики обратили внимание на многократные замечания В.И. Ленина о том, что в процессе объективного движения человечества к коммунизму необходимо учитывать отличительные свойства каждой конкретной страны. Возглавляемые одарённым пролетарским революционером Китая Дэн Сяопином, они приступили в 1970-е годы к разработке теории социализма с китайской спецификой. Раскрывая сущность этой теории, Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин подчеркнул: «Социализм с китайской спецификой — это диалектическое единство теоретической логики научного социализма и исторической логики развития китайского общества. Это научный социализм, вросший своими корнями в китайскую землю, отражающий чаяния китайского народа, отвечающий требованиям развития и прогресса как Китая, так и всей эпохи».

В теории социализма с китайской спецификой ведущую роль играет концепция научного развития, разработанная Дэн Сяопином. Эта концепция охватывает проблемы научного обоснования управления общественным развитием с учётом, соблюдением, использованием объективных экономических и социальных законов. Эффективной также оказалась концепция реформ и открытости, предусматривающая рычаги постоянного обеспечения гармонического соответствия характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил, а также заимствования китайским обществом ценных достижений исторического прогресса человечества и обогащения их китайским опытом. Практическая реализация этих теоретических концепций обеспечила за три десятилетия прорыв в экономическом развитии страны.

В процессе мировой научно-технической революции капитализм полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в историческую полосу необратимого прекращения своего существования. Общий кризис капитализма перерос во всемирный кризис всей частнособственнической цивилизации. В ответ на это империалистическая реакция развязала в 1980-е годы глобальную агрессию против человечества, нацеленную на разграбление общественного богатства народов и природных ресурсов планеты, а также контрреволюционную реставрацию безраздельного господства капитала во всемирном масштабе. Разрушение Советского Союза и подрыв при этом мировой социалистической системы диалектически обернулись значительным ускорением распада мировой капиталистической системы и всего частнособственнического общественного жизнеустройства народов земного шара. На планете стала свирепствовать империалистическая контрреволюция, угрожающая человечеству вселенской катастрофой.

Империалистическая контрреволюция характеризуется воинствующим антикоммунизмом, атаками против любых проявлений исторического прогресса человечества. Антимарксизм контрреволюции отмечен пещерной антинаучностью, диким примитивизмом средневековым маразмом, умственным невежеством, духовным убожеством и подобными проявлениями антикультуры. В столь критической ситуации советские марксисты развернули «умственную войну» против антикоммунизма, способствующую использованию разрушительных потуг контрреволюции в целях дальнейшего ускорения развала мировой капиталистической системы и всего старого общественного устройства мира. В трудах Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова, ряда учёных-обществоведов коммунистической ориентации раскрываются антиисторический характер капиталистической реставрации, проблемы глобализации мирового общественного развития, перспективы грядущего будущего человечества.

Китайские марксисты поднимаются на высоту решения назревших стратегических задач современного человечества, обусловленных мировой научно-технической революцией. С целью должного овладения наукоёмким видом материального производства они приступили к разработке концепции инновационного развития производства, рассчитанной на его подъём на качественно новый научно-технический уровень развития, а заодно и дальнейшее обогащение достижений этой величайшей революции в развитии производительных сил общества. Наряду с этим анализируется проблема гармонизации общественных отношений, направляя эту разработку на укрепление позиций социализма в стране. Новаторский, творческий поиск идёт и по многим другим направлениям, что способствует выходу Китая не только в лидеры дальнейшего общественного прогресса человечества, но и к открытию грядущей исторической эпохи коллективистского и гуманистического развития населения земного шара.

Жизненная сила марксизма-ленинизма заключается в его научном содержании и революционном характере. Коммунистическая идеология предлагает человечеству проект качественно нового общественного жизнеустройства, достойного высокого звания человека, освободившегося от социального неравенства и антагонизма, отличающегося социальной свободой и гармонией. Поэтому материалистическая диалектика — теоретическая и методологическая основа марксизма-ленинизма — оказалась в современном мире единственном учением, которое не поддается разрушительному воздействию глобального кризиса, а способствует научному познанию причин его возникновения и способов его преодоления. Только научное понимание и научное обоснование жизни общества может обеспечить успешный выход человечества из глобального кризиса старого общественного устройства мира к дальнейшему поступательному развитию вперёд путём исторического прогресса.

Юозас Ермалавичюс, заместитель Председатель Центрального Совета СКП—КПСС, доктор исторических наук, профессор

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments