Прошлогодние тревожные опасения севастопольцев о возможном масштабном повышении платы за проезд в общественном транспорте оправдались с лихвой. Согласно приказу Управления по тарифам города Севастополя, с 23 января текущего года стоимость проезда в городских автобусах, троллейбусах, катерах и паромах повысится и составит 24 рубля при оплате картой ЕГКС и 30 рублей при оплате банковской картой или наличными. Тариф на проезд маршрутов пригородного сообщения также вырастет до 2,4 рубля в расчёте за 1 км протяженности маршрута при оплате ЕГКС и до 3 рублей при оплате наличностью.
Как писала «Севастопольская правда» в №14 от 15.04.2022 г., весной прошлого года Союз транспортных компаний Севастополя в лице директора Виктора Рыкова подал прошение в Правительство Севастополя о пересмотре действующих расценок на проезд в общественном городском транспорте. Сославшись на подорожание топлива, ГСМ, обслуживание пассажирского автотранспорта, транспортники назвали в качестве нового экономически обоснованного тарифа на проезд сумму в 22 рубля при оплате транспортной картой ЕГКС и 28 рублей при оплате пластиковой картой или наличными.
Такие возросшие аппетиты перевозчиков тогда всерьёз обеспокоили севастопольцев, абсолютно не готовых к дополнительной нагрузке на бюджет в условиях беспрецедентной инфляции. Напомним, в прошлом году рост цен в Севастополе разогнался до рекордной отметки в 19% уже ко 2-му кварталу, а затем сохранялся на небывалом высоком уровне практически до конца года. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, Правительство Севастополя превзошло даже самые худшие опасения горожан, не только встав на сторону перевозчиков вопреки интересам населения, но и повысив тарифы на проезд в общественном транспорте вдвое больше, чем просили транспортные компании (на 20% вместо 10%).
Столь значительное повышение платы за проезд в городском транспорте с января этого года Правительство Севастополя объясняет подорожанием топлива, запасных частей, стоимости обслуживания транспорта и индексацией заработных плат водителей. По словам и.о. заместителя губернатора г Севастополя Павла Иено, курирующего вопросы транспорта, на сегодняшний день экономически обоснованный тариф на проезд в автобусах и троллейбусах составляет 43 рубля. Как сообщил чиновник, на компенсацию межтарифной разницы из городского бюджета ежегодно выделяется порядка 200-250 млн. рублей, ещё 700-750 млн. рублей идёт на возмещение льготного проезда социально незащищённых категорий граждан.
Озвученная «справедливая» стоимость платы за проезд вызывает много вопросов, поскольку Правительство не предоставило никакого экономического обоснования такого драконовского тарифа, и какие нормы затрат туда заложены никто не знает. Зато каждому севастопольцу хорошо известно, в каком плачевном состоянии находится городской общественный транспорт, и как сложно бывает дождаться нужный маршрут даже в час пик, не говоря уже о раннем утре и поздних вечерних часах. Сетуя на немытые автобусы с грязными ободранными сиденьями, которые к тому же систематически нарушают график движения, горожане считают сильно завышенными даже действующие тарифы на перевозки, а грядущее значительное подорожание платы за проезд называют откровенным грабежом.
Всем очевидно, что плата за проезд в общественном транспорте Севастополя растёт несоразмерно качеству предоставляемых услуг в сфере пассажирских перевозок. Городской транспорт остро нуждается в полноценном обслуживании для поддержания нормального технического состояния и соблюдения санитарно-эпидемиологических норм пассажирских перевозок, а устаревший автопарк транспортных компаний давно не обновлялся. Автобусы на многих маршрутах ходят с перебоями, создавая серьёзные трудности для перемещения жителей по городу и в пригородные районы. И на фоне всего этого безобразия чиновники озвучивают якобы справедливый тариф на проезд в размере 43 рубля, порождая у недоумевающих севастопольцев возмущённо-риторический вопрос: «За что такие деньги!?».
Но даже если предположить, что озвученный властями «справедливый» тариф на проезд в 43 рубля действительно экономически обоснован, то почему соответствующие расходы не заложены в бюджет, и беднеющему на глазах населению приходится оплачивать межтарифную разницу из своего кармана? Напомним, что в конце прошлого года депутаты Законодательного Собрания Севастополя утвердили городской бюджет на 2023 год и плановый период 2024-2025 гг., в который не был включён целый ряд социально значимых статей расходов. По этой причине депутаты фракции КПРФ в городском парламенте не поддержали бюджет на 2023 год, назвав его нереалистичным, экономически необоснованным и неисполнимым на практике.
По мнению депутата-коммуниста Сергея Борисова, городской бюджет на 2023 год был рассчитан, исходя из заниженного процента инфляции (6%), что не соответствует действительности, и учитывая 18-19%-й темп рост цен в прошлом гому. В результате оказались существенно занижены социальные выплаты населению, индексация заработных плат и пособий, стоимость закупаемого топлива и другие важные городские статьи затрат.
Кроме того, в бюджет на текущий год не были включены в полном объёме расходы на погашение огромной накопленной кредиторской задолженности больниц, индексация заработных плат медперсоналу, возмещение расходов на выполнение госзаданий организаций здравоохранения и иные важные статьи. По мнению коммуниста Сергея Борисова, это привело к занижению реального дефицита бюджета более чем в два раза — 4,5 млрд. рублей при самых скромных прогнозных значениях порядка 11-12 млрд. рублей.
Анализируя сложившуюся ситуацию, создаётся впечатление, что городские власти намеренно не включают в бюджет социально важные статьи затрат, в том числе, на погашение полной межтарифной разницы платы за проезд, опасаясь легализации больших расходов. Похоже,
умышленно занижая расходы ради сокрытия реального дефицита бюджета, Правительство Севастополя, возглавляемое губернатором, просто старательно пытается замаскировать действительное положение дел в Севастополе, дабы лучше выглядеть в глазах федерального центра.
К сожалению, за такое лицемерное «заискивание перед Москвой» и попытки создать иллюзию экономического благополучия региона в глазах столичных боссов, в конечном счёте, вынуждены платить мы, простые севастопольцы — через регулярное повышение платы за проезд, постоянный рост тарифов и цен, унизительное занижение зарплат, пенсий и социальных выплат.
Автор Наталья Ивакова
Источник: газета «Севастопольская правда»