«Летим в Латакию!»

«Район авиакатастрофы самолета Ту-154 определен. Выживших не наблюдается», сообщили в Министерстве обороны России.  Надежды на то, что кто-нибудь выжил, больше нет. В море в направлении Анапы, куда упали обломки лайнера, не обнаружено спасательных плотов.  По некоторым данным, найдены тела 12 погибших.

Гибель Ту-154, на борту которого находились артисты,  летевшие с праздничным новогодним  концертом к нашим военным в Сирию, – страшная трагедия и огромный удар. Можно сказать, даже символический. Только что министр обороны Сергей Шойгу  рапортовал верховному главнокомандующему о выдающихся успехах российской военной группировки в Сирии, а сам президент Путин  сообщил о масштабном перевооружении нашей армии. И буквально на следующий день такие огромные, невосполнимые потери.

Уже известно, что погиб почти весь состав хора легендарного ансамбля песни и пляски имени Александрова, в том числе его художественный руководитель, генерал-лейтенант Валерий Халилов.

«Это трагедия не только всероссийского, но и мирового масштаба, потому что ансамбль Александрова — великий коллектив. Когда такая значительная часть музыкантов, причем первого положения, погибает, — это чудовищная утрата для всего мира. Что такое хор Красной Армии, знают не только в нашей стране, но и в мире. Это личная трагедия для каждого человека, занимающегося хоровым искусством»,  заявил художественный руководитель Государственного академического хора имени Свешникова Евгений Волков.

Это, действительно, огромная потеря – и не только для культуры. Недаром этот ансамбль называют нашим стратегическим ресурсом.  26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших еще на фронт групп Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила песню «Священная война», вселив в сердца  веру в неотвратимость нашей победы. Потому что народ, который создает такие песни, победить невозможно.  И «Священная война», и искрометная «Калинка» и десятки других советских и русских песен в исполнении ансамбля сделали его известным и любимым в самых разных странах мира. Артисты в военной форме сражались за мир своими средствами. За свою почти 90-летнюю историю ансамбль выступал и на сценах знаменитых театров – и на линиях фронтов, самых разных, важнейших и опасных. Но никогда еще не было таких невосполнимых потерь.

Погибла Елизавета Глинка – доктор Лиза. По профессии врач-реаниматолог,  глава общественного фонда «Справедливая помощь», она многие годы занималась волонтерской деятельностью, спасая жизни тех, кто оказался в беде.  Ее гибель восприняли  как личную трагедию, как потерю близкого человека во множествах семей, в том числе, семей тех раненых и больных ребятишек, которые ее усилиями были эвакуированы из зоны боевых действий в Донбассе. «Народ Донбасса никогда не забудет того, что доктор Лиза сделала для  донецких детей, а, значит, для всей республики», заявил глава ДНР Александр Захарченко.  В Сирию доктор Лиза везла медикаменты для университетского госпиталя Латакии.

На борту самолета находились также журналисты 1 канала, НТВ и телеканала «Звезда».

Ту-154 летел в зону непрекращающейся вот уже много лет сирийской войны – со всеми вытекающими опасностями и последствиями. Но  разбился-то он на территории России – там, где вроде бы ни войны, ни врагов. Что же произошло? Информация пока скупая.

Самолет  совершал рейс Чкаловский — Хмеймим (Сирия) с промежуточной посадкой в аэропорту Сочи, где была произведена дозаправка. Из Сочи борт вылетел  25 декабря в 05:25 , но уже  через две минуты, в 05:27, пропал с экранов радаров и упал в пяти километрах от берега Черного моря.

Сейчас в районе крушения ведутся активные поисковые работы.  В них, в частности, принимает участие самолет Ил-76 МЧС России с водолазами  отряда «Центроспас» и центра «Лидер». У специалистов МЧС имеется водолазное снаряжение и оборудование для проведения глубоководных работ, а также передвижные барокамеры и подводные управляемые аппараты «Фалькон».

Военным следственным отделом Следственного комитета РФ по Сочинскому гарнизону по факту крушения Ту-154 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ («Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия»).

Причины авиакатастрофы Ту-154 над Черным морем будут тщательно расследованы, родственникам погибших окажут поддержку, сообщил  Владимир Путин.

Безусловно, причины авиакатастрофы могут быть установлены специалистами только после проведения тщательного расследования. Пока же не найдены даже «черные ящики». Однако версии и оценки начали озвучиваться немедленно.

Так, руководитель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров  поспешил выразить собственное мнение, что  о террористическом акте не может быть и речи: мол,  самолет принадлежал Минобороны, и катастрофа произошла в воздушном пространстве России. Конечно,  разразилась бы  уже политическая катастрофа, если  бы террористам, которым, судя по многочисленным отчетам, так эффективно противостоит Россия, удалось уничтожить самолет Минобороны. Однако  аргументы челна Совфеда звучат не  слишком убедительно. Напомним, что в российском воздушном пространстве уже совершались теракты, как это было в августе 2004-го, когда чеченские террористки-смертницы одновременно подорвали в воздухе два гражданских борта.  И к чему поспешность в оценках, когда и президент, и министр обороны, и профессиональные авиационные эксперты призывают дождаться выводов специалистов?

Но главная версия – техническая неисправность или человеческий фактор – также свидетельствует о том, что с обороноспособностью у России огромные проблемы.  Пилот разбившегося Ту-154, летчик первого класса Роман Волков имел более трех тысяч часов летной практики. По отзывам коллег, он опытный и очень квалифицированный специалист. Да и не поручило бы Министерства обороны столь важный и непростой во всех отношениях рейс специалисту малоквалифицированному.

Впрочем,  беда и в том, что подобные рейсы  (в прямом смысле, на войну, как в Сирию, или в места отнюдь небезопасные, как, например, в Турцию) пытаются представить делом обычным, чуть ли не рутинным. Порой в целях пропагандистских, порой – в коммерческих. Вот и расслабились, нет должной подготовки и обеспечения. В военной же обстановке такая беспечность недопустима.

Что касается разбившегося самолета, он  выпущен в 1983 году, общий налет судна – 6689 часов. Последний ремонт  борт прошел в декабре 2014 года, в сентябре текущего года –  плановое обслуживание. Как утверждается, перед вылетом  был осуществлен надлежащий осмотр, никаких неисправностей не выявлено – да и в целом самолет находился в удовлетворительном состоянии.

Но ведь то же самое сначала  говорили и о потерпевшем меньше недели назад крушение военном ИЛ-18. Тогда только чудом, а главное мастерством пилота  Андрея Логвинова,  всех удалось спасти.  Самолет же, как выяснилось, был совсем не в безупречном состоянии.

Какое еще чудо нужно, сколькими человеческими жизнями нужно заплатить, чтобы российская армия была перевооружена не на 50%, а на все сто, чтобы огромные прорехи не прикрывали успешными пусками новейших ракет? Без  этих пусков обороноспособность страны ущербна. Но точно так же она ущербна  без транспортных самолетов, выпущенных не в далекие советские времена (а новых, в отличие от самолетов именно боевых, практически нет), системы военной медицины, военного образования и многого другого, что было порушено бесконечными «реформами» и «оптимизацией» армии. И как видно, вовсе не восстановлено! При этом финансирование армии вновь существенно урезано. Одними  же «булавами» ни сирийских бандитов-террористов, ни, тем более, НАТО,  в случае конфликта,  не закидаешь, как ни объявляй страну готовой справиться с любым агрессором!

Гибель россиян, летевших в Сирию с чисто гуманитарной миссией, уже  стала поводом для злорадства и даже ликования разного рода подонков, террористов и их пособников, а также врагов России, которые никак не могут смириться с изгнанием бандитов из Алеппо. Неудивительно, что, несмотря на официальные опровержения,  возможность теракта продолжает обсуждаться.  Вот только собственные разрушители и оптимизаторы, по результатам деятельности, ничуть не менее опасны, чем международный терроризм.

 «Летим в Латакию!», — фотографию самолета с такой подписью за несколько часов до катастрофы опубликовал на своей страничке в интернете  журналист НТВ Евгений Толстов. Но  рейс трагически оборвался над Черным морем. Новогодний концерт ансамбля Александрова  на российской аваибазе Хмеймим теперь не состоится.  Вместо предновогодних праздников и торжеств  по освобождению Алеппо – скорбь.  26 декабря в России объявлен днем общенационального траура.

Екатерина Польгуева

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments