Наше письмо это крик о неотложном принятии разумного решения о возрождении и развитию Севастопольского Морского завода – основной промышленной базы Города-Героя. Прошло 4 года со дня исторического акта возвращения Крыма и Севастополя в Россию и три года с момента национализации СМЗ. Но очевидный и перешедший все грани допустимого «застой», вместо движения вперёд, требует от всех нас решительных действий.
Сегодня существует ряд причин, создающих условия бездействия, а также отсутствия системы управления предприятием. Они носят как организационный, так и технический характер. Их множество, но основных – два. Рассмотрим первый: вопреки исторической практике и отработанному опыту применена система аренды территорий и удалённого управления ими Северодвинским предприятием «Звёздочка», к тому же не имеющим достаточной подготовленности и адекватно мощных фондов развития. Сегодня корпорация обременена целым рядом подобных «арендованных» и законсервированных на годы удалённых от неё объектов, как например в городах Темрюк, Астрахань, Боровск и другие. Опыта аренды мало, необходимо его приобретение. Дальнейшее затягивание этого процесса станет лишь повторением частного безрезультатного владения с предсказуемыми последствиями и коррупционными скандалами.
Второй причиной является нарушение целостности промышленного комплекса и противозаконным отделением от СМЗ его важнейшей северной части. Для его восстановления, как минимум, необходима северная площадка с её машиностроительными цехами. К этому можно добавить, что публикуемые иногда «сведения» о ремонте судов и предстоящей закладке кранов Севморзаводом – филиалом СРЗ «Звёздочка» носят необоснованный, просто пиаровский характер, ибо невозможно сделать что-либо серьёзное на непригодном, разрушенном производстве, да ещё с наспех нанятыми или командированными рабочими. Отсутствие системы, обеспечивающей стимул к развитию предприятия, бюрократизирует руководство, порождает «бюджетное иждевенчество», создаёт условия для коррупции. Одновременно, в ожидании «манны небесной», отвергаются любые инициативы местных кадров с опытом многолетней работы по созданию и развитию завода, как эффективной базы Черноморского флота.
В результате нарастает возмущение не только бывших работников СМЗ, но и населения города, которое на исторических переломах всегда быстро и надёжно возрождало свою промышленность. Итог плачевен: работы нет, город на дотации, незанятая молодёжь покидает его, флот при возросшей его ответственности не получает должной производственной опоры. В итоге страдает государство. Именно с целью преодоления этой основной проблемы Севастополя были проработаны и сформированы необходимые меры, которые совпали на тот момент (2015г.) с привезёнными в город проектами Минпромторга РФ заместителем Министра Г.В.Каламановым.
Что же необходимо сделать и какие действия предпринять руководству города и страны, заинтересованным структурам и специалистам.
- Необходим перевод системы аренды территории на договорные отношения с СМЗ и городом. Это повысит ответственность самого предприятия и участвующих субъектов. Внесёт, кроме государственного, внебюджетное финансирование и мощнейшие стимулы для ускоренной реконструкции и развития завода и его смежников.
- Вернуть незаконно отторгнутую северную площадку завода с крупнейшим доком и включить её в технологическую схему восстановления.
- Принять программу развития предприятия на современной технологической основе и, как это всегда было в многоотраслевой (принятой в мире) форме: судоремонт, судостроение, машиностроение и товары широкого потребления. Вариант такой программы уже существует. Её проект подготовлен специалистами СМЗ и ООО «Проектно-изыскательский институт «Военморпроект-30». Именно в рамках подобной программы СМЗ некогда ранее построил 500 кораблей и судов, отремонтировал и модернизировал свыше пяти тысяч.
- Правительством России принять постановление о порядке восстановления СМЗ. Проект такого постановления внесён в Программу. Губернатору города надо представить его Правительству страны. Величина затрат в рамках предлагаемой нами программы до момента создания у завода реинвестиционных возможностей около 12 млрд. руб. Потребное время – три года. Севастопольская правда. Программа учитывает кадровую проблему – необходимость создания на базе ВПУ-3 (построенного СМЗ), Морского лицея, СТУ трёхступенчатого уровня подготовки, в том числе и ускоренных групп рабочих, технических и инженерных кадров, для предприятий этой отрасли.
- Ассоциация партнёров ВМП-30, в рамках развития рассматриваемой программы возрождения транс-российского воднотранспортного коридора, как части Шёлкового и Арктического товарно-транспортного пути, позволит привлечь внебюджетное финансирование по СМЗ и заказы вперёд.
- Процесс федерализации и национализации СМЗ необходимо сегодня в срочном порядке довести до логического завершения с учётом его северной части.
Три-четыре потерянных года – это не малый срок, но достаточный, чтобы в рамках этой программы, стратегически важный завод с 11-тью смежными предприятиями сумел бы за это время пройти рубеж рентабельности и приступить к снятию дотационных нагрузок на бюджеты обоих уровней. Но всё же лучше поздно, чем никогда.
А.Г.Марков,
Генеральный директор ПИИ «ВМП-30,
бывший главный строитель СМЗ, Почётный член Академии военных наук России.