Предложения по восстановлению Севморзавода

Наше письмо это крик о неотложном принятии разумного решения о возрождении и развитию  Севастопольского Морского завода — основной промышленной базы  Города-Героя.  Прошло 4 года со дня исторического акта возвращения Крыма и Севастополя в Россию и три года с момента национализации СМЗ.  Но очевидный и перешедший все грани допустимого «застой», вместо движения вперёд, требует от всех нас решительных действий.

Сегодня существует ряд причин, создающих условия бездействия, а также отсутствия системы управления предприятием.  Они носят как организационный, так и технический характер.  Их множество, но основных — два.  Рассмотрим первый: вопреки исторической практике и отработанному опыту применена система аренды территорий и удалённого управления ими Северодвинским предприятием «Звёздочка», к тому же не имеющим достаточной подготовленности и адекватно мощных фондов развития.  Сегодня корпорация обременена целым рядом подобных «арендованных» и законсервированных на годы удалённых от неё объектов, как например в городах Темрюк, Астрахань, Боровск и другие.  Опыта аренды мало, необходимо его приобретение.  Дальнейшее затягивание этого процесса станет лишь повторением частного безрезультатного владения с предсказуемыми последствиями и коррупционными скандалами.

Второй причиной  является нарушение целостности промышленного комплекса  и противозаконным отделением от СМЗ его важнейшей северной части.  Для его восстановления, как минимум, необходима  северная площадка с её машиностроительными цехами.  К этому можно добавить, что публикуемые иногда «сведения» о ремонте судов и предстоящей закладке кранов Севморзаводом — филиалом СРЗ «Звёздочка» носят необоснованный, просто пиаровский характер, ибо невозможно сделать что-либо серьёзное на непригодном, разрушенном производстве, да ещё с наспех нанятыми или командированными рабочими. Отсутствие системы, обеспечивающей стимул к развитию предприятия, бюрократизирует руководство, порождает «бюджетное иждевенчество», создаёт условия для коррупции.  Одновременно, в ожидании «манны небесной», отвергаются любые инициативы местных кадров с опытом многолетней работы по созданию и развитию завода, как эффективной базы Черноморского флота.

В результате нарастает возмущение не только бывших работников СМЗ, но и населения города, которое на исторических переломах всегда быстро и надёжно возрождало свою промышленность.  Итог плачевен: работы нет, город на дотации, незанятая молодёжь покидает его, флот при возросшей его ответственности  не получает должной производственной опоры.  В итоге страдает государство.  Именно с целью преодоления этой основной проблемы Севастополя были проработаны и сформированы необходимые меры, которые совпали на тот момент (2015г.) с привезёнными в город проектами Минпромторга РФ заместителем Министра Г.В.Каламановым.

Что же необходимо сделать и какие действия предпринять руководству города и страны, заинтересованным структурам и специалистам.

  1. Необходим перевод системы аренды территории на договорные отношения с СМЗ и городом. Это повысит ответственность самого предприятия и участвующих субъектов.  Внесёт, кроме государственного, внебюджетное финансирование и мощнейшие стимулы для ускоренной реконструкции и развития завода и его смежников.

  1. Вернуть незаконно отторгнутую северную площадку завода с крупнейшим доком и включить её в технологическую схему восстановления.

  1. Принять программу развития предприятия на современной технологической основе и, как это всегда было в многоотраслевой (принятой в мире) форме: судоремонт, судостроение, машиностроение и товары широкого потребления.  Вариант такой программы уже существует.  Её проект подготовлен специалистами СМЗ и ООО «Проектно-изыскательский институт «Военморпроект-30».  Именно в рамках подобной программы СМЗ некогда ранее построил 500 кораблей и судов, отремонтировал и модернизировал свыше пяти тысяч.

  1. Правительством России принять постановление о порядке восстановления СМЗ.  Проект такого постановления внесён в Программу.  Губернатору города надо представить его Правительству страны.  Величина затрат в рамках предлагаемой нами программы до момента создания у завода реинвестиционных возможностей около 12 млрд. руб.  Потребное время — три года.  Севастопольская правда. Программа учитывает кадровую проблему — необходимость создания на базе ВПУ-3 (построенного СМЗ), Морского лицея, СТУ  трёхступенчатого уровня подготовки, в том числе и ускоренных групп рабочих, технических и инженерных кадров, для предприятий этой отрасли.

  1. Ассоциация партнёров ВМП-30, в рамках развития рассматриваемой программы возрождения транс-российского воднотранспортного  коридора, как части Шёлкового и Арктического товарно-транспортного пути, позволит привлечь внебюджетное финансирование по СМЗ и заказы вперёд.

  1. Процесс федерализации и национализации СМЗ  необходимо сегодня в срочном порядке довести до логического завершения с учётом его северной части.

Три-четыре потерянных года — это не малый срок, но достаточный, чтобы в рамках этой программы, стратегически важный завод с 11-тью смежными предприятиями сумел бы за это время пройти рубеж рентабельности и приступить к снятию дотационных нагрузок на бюджеты обоих уровней.  Но всё же лучше поздно, чем никогда.

 

А.Г.Марков,
Генеральный директор ПИИ «ВМП-30,
бывший главный строитель СМЗ, Почётный член Академии военных наук России.

«Севастопольская правда»

Похожие новости

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments