Или почему кадровую работу нужно ставить в центр всей социальной политики.
Вместо предисловия
Мы не собираемся «пинать труп поверженного». Ничем не лучше была работа предыдущих губернаторов. Скорее всего, наступит на эти же грабли врио губернатора В.Д.Развозжаев. Значит, нужен серьезный разговор о системных ошибках, допущенных главами исполнительной власти в Севастополе, и способах их устранения.
Вот как бывший губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников после увольнения, в одном из своих последних интервью, рассказывает о своей работе в Севастополе, о главных своих достижениях. Цитируем, что называется, без купюр.
Вопрос журналиста: «При наличии определенных успехов в вашей работе были и неудачи. Провалы с подбором подрядчиков – парк Победы, КОС «Южные», объекты здравоохранения. Ситуация с пропавшими миллиардами (подрядчик КОС «Южные»). Не был принят генеральный план города, «Бельбек» стал филиалом аэропорта Симферополь. Почему так произошло?»
Ответ Овсянникова: «Проблемы бывают в любом субъекте – можете посмотреть. Стройки замораживаются на целые десятилетия, и медицинские объекты, и иные. Причины бывают самые разные. Самое главное решать проблемы, доводить начатое до конца, как бы это ни было трудно, сколько бы ни приходилось менять нерадивых подрядчиков, вышедших на объект, выиграв по закону конкурс, корректировать проектно-сметную документацию, возвращать средства в бюджет… В этом режиме постоянной борьбы за нужный Городу-Герою результат мы и находились все предыдущие годы».
Вопрос журналиста: «Назовите три решения, которыми вы гордитесь».
Ответ Овсянникова: «Во-первых, команда и постоянная работа над повышением эффективности государственного управления. Во-вторых, принятие стратегических документов планирования, обеспечение необходимых источников финансирования развития города, будь то ФЦП, или сотрудничество с Москвой. В-третьих, наведение порядка в разных сферах жизни города: земельно-имущественной, торговле и многих других…».
Во-первых, команда!??
Защитим севастопольцев и их рабочие места.
А теперь давайте попробуем разобраться в этой «лебединой песне» улетевшего губернатора, в успехах его «удмуртской команды», чем он так очень гордился.
Бюджет на август текущего года освоен на треть, реализация Федеральной целевой программы – социально-экономического развития Севастополя составила 14 % от запланированного.
Не построены ни одной новой больницы, не отремонтированы должным образом и в сроки дороги, не модернизированы очистные, пропали миллиарды бюджетных денег, не созданы новые рабочие места, фекалиями загрязняется море…
В Севастополе за это время снесены сотни торговых ларьков и павильонов, закрылись несколько торговых центров и большинство работавших там людей до сих пор не трудоустроены.
Статистические данные говорят о том, что количество убыточных предприятий в городе за это время на порядок возросло, как и их общая сумма убытков. Численность юридических лиц, т.е. индивидуальных предпринимателей, в Севастополе также значительно сократилась.
Министерство труда и социальной защиты России зафиксировало, что «уровень реальной безработицы превышает уровень регистрируемой безработицы в Севастополе в 21 раз! Такой разрыв во многом объясняется несоответствием возможностей органов службы занятости и ожиданий безработных граждан».
И это, как мы видим, главный итог работы «команды Овсянникова» в Севастополе.
Разве это не преступление? Вне всякого сомнения, так! Поэтому мы считаем – итоги работы Дмитрия Овсянникова и его «команды» катастрофические!
Кадровую работу нужно ставить в центр всей социальной политики.
Итак, из всего сказанного, главное – действия бывшего губернатора, его «удмуртской команды», представляющих партию «Единая Россия», а также его предшественника, которые стали превращать севастопольцев в «людей второго сорта».
Севастопольский городской Комитет КПРФ решил инициировать «Открытый разговор с севастопольцами», чтобы понять, как сами горожане к этому относятся, понимают ли они все последствия, если не принять срочных мер.
Социологические исследования, постоянный мониторинг в сфере занятости населения показывает, что случаи потери работы среди своих родственников, друзей и знакомых отметили 31% опрошенных, 27% отметили сокращения у себя на предприятиях, 39% сообщили о существовании вероятности увольнения, хотя ранее таких было чуть более 20%.
19% опрошенных отметили скрытую безработицу на своём предприятии (неоплачиваемый отпуск, неполный рабочий день/неделя), 21% — среди родственников, знакомых и друзей.
При этом многие специалисты вынуждены работать не по специальности в связи с невостребованностью на рынке, либо с недостаточным количеством рабочих мест.
Трудности в поиске работы для не имеющих опыта выпускников ВУЗов стали уже притчей во языцех в Севастополе, да и в целом по стране. А между тем, именно отсутствие системы и регулирования трудоустройства выпускников ВУЗов является одним из факторов молодежной безработицы — одной из самых взрывоопасных по своим возможным социальным последствиям.
Лишь 12,2% специалистов с высшим образованием получили направление на работу, причем их количество постоянно сокращается.
Показательно количество человек, работающих по специальности. Ценность этого показателя заключается в том, что он демонстрирует подход к образовательной политике как в городе, так и в государстве в целом, которая становится причиной переизбытка одних специалистов при дефиците других.
По данным Росстата в среднем 30,6% получивших высшее профессиональное образование, работают не по специальности.
Сейчас часто говорят о том, что более востребованы на рынке труда специалисты со средним специальным образованием, однако и у них ситуация с трудоустройством по специальности ничуть не лучше, чем у тех, кто имеет высшее образование.
По специальности работают 53% специалистов со средним профессиональным образованием, и почти 47% работают не по специальности.
Безрадостная картина, правда? И что же мы, коммунисты, спросите вы, сможем здесь предложить, что нужно незамедлительно сделать?
Замедлить темпы роста безработицы помогут управленческие решения. В частности, в городе нужно эффективнее внедрять программы по борьбе как с декларируемой безработицей, так и с ростом скрытой безработицы, не отражаемой в отчётах нашего центра занятости. Особо здесь нужно уделить внимание программам профессиональной переподготовки. И хотя они сами по себе занимают время и не дают гарантию моментального устройства на работу, в долгосрочной перспективе – это серьезный инструмент в борьбе с безработицей.
Сложившаяся ситуация в Севастополе в сфере занятости в дальнейшем, если исходить из опыта последних лет, будет ухудшаться. Особую сложность представляет рост именно скрытой безработицы, в связи с тем, что она практически не фиксируется. Вместе с не очень благоприятной ситуацией в области демографии в Севастополе, состояние в сфере занятости главным образом отразится на благосостоянии и уровне жизни горожан, что вместе с процессами, которые происходят в социальной сфере, в дальнейшем может привести в городе к деструктивному итогу. Ответственные политические силы, к которым, в первую очередь, относятся коммунисты, считают: такого допустить нельзя. Но без понимания и участия в этих процессах севастопольцев, сделать это будет крайне сложно.
Главное – кадровую политику нужно ставить в центр всей социальной повестки, и в ней необходимо делать ставку на севастопольских специалистов.
Это подразумевает управление демографическими процессами, образованием, профессиональной ориентацией, подготовкой и переподготовкой, управление занятостью, трудом, социальным развитием.
Не подлежит сомнению, что городу нужна гражданская кадровая экспертиза, необходимо, если хотите, объявить Севастопольский кадровый призыв!
P.S. или «синдром Чалого».
В завершении необходимо сказать о следующем. Хотим мы того или нет, но город болен, по крайней мере, его некоторая часть «синдромом Чалого». И от этой «болезни» необходимо излечиваться. В чем она? Как она проявляется?
В свое время господин Чалый провозгласил: «В Севастополе профессиональных кадров нет!». На удивление, этот тезис с удовольствием подхватила Москва. И в не построенных больницах, очистных сооружениях, дорогах есть немалая «заслуга» этого господина. Но, чтобы понять самого Чалого, понять, где истоки его нелюбви к севастопольцам, что стало для него причиной деления горожан на маленькую секту своих, избранных, достойных всего и вся, и остальных, отверженных и незаслуживающих доброй доли, нужно писать отдельную статью.
Сейчас разговор о другом. Мы убеждены, что кадровая политика, проводимая городским правительством, для социально-экономического развития Севастополя деструктивна.
Результат – бездарные итоги работы «команды» бывшего губернатора Дмитрия Овсянникова и тех, кто в начале его севастопольской карьеры ему активно помогал.
Снова наступим на старые грабли, и опять этих людей изберём в Законодательное собрание Севастополя?
Или всё же доверим севастопольской организации КПРФ начать проведение в городе новой кадровой политики во имя севастопольцев и с их участием?! Мы убеждены, кадровую работу нужно ставить в центр всей социальной политики, проводимой в Севастополе. И тогда город будет не одним из лидеров по скрытой безработице в стране, а станет примером для других регионов России, и в кадровой работе в том числе.
Роман Кияшко,
второй секретарь
Севастопольского ГК КПРФ