Предстоящий в сентябре единый день голосования может обернуться большими проблемами для правящей партии «Единая Россия» на фоне роста протестных настроений и наметившегося «левого поворота». Об этом говорится в аналитическом докладе «Выборы в регионах России в 2019 году и влияние фактора «левого запроса» на электоральные предпочтения граждан», который подготовили известные политологи – президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков и директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко.
Следствием продолжающегося ухудшения социально-экономической ситуации в стране и завершения политической эпохи «крымского консенсуса» стала смена приоритетов – социального запроса вместо общепатриотического. Пенсионная реформа повлекла за собой падение доверия населения к власти и привела к быстрому переходу социального протеста в политический. 76 процентов, полученные Президентом В.В.Путиным в марте 2018-го – это максимум электоральной поддержки, за которым последовал закономерный отскок назад. Такое уже было в 2010-2011 гг., когда начала бурлить недовольная городская интеллигенция и средний класс. Однако теперь эти протестные настроения начинают носить значительно более глубинный характер.
Страна находится накануне новой перестройки партийно-политической модели РФ: основные политические партии, за исключением КПРФ, в нынешнем виде себя практически исчерпали.
В единый день голосования 8 сентября 2019 года в Российской Федерации пройдут выборные кампании различного уровня, включая дополнительные выборы депутатов Государственной Думы, глав 18 субъектов федерации (16 прямых и 2 через голосование в парламенте и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в 13 субъектах РФ). Для «вертикали власти», привыкшей подтверждать свои полномочия через политические инструменты партии «Единая Россия», электоральный цикл окажется сложным. Во-первых, из-за повсеместного падения уровня доверия к деятельности Правительства РФ и роста запроса на социальную справедливость, так называемый «левый поворот». Во-вторых, из-за резкого падения рейтинга «партии власти», что в ряде случаев привело к отказу от использования партийного бренда и самостоятельному выдвижению провластных кандидатов, без указания политической принадлежности. В-третьих, из-за объединения оппозиции в борьбе с административным ресурсом.