Состоявшаяся 31 августа 2020 года встреча Министра промышленности и торговли Дениса Мантурова с врио Губернатора Севастополя Михаилом Развожаевым определила дальнейшую незавидную судьбу трёх крупнейших промышленных предприятий Севастополя. В рамках двухсторонней встречи представителями власти была достигнута договорённость о переносе «Севастопольского авиационного предприятия» в пока ещё неопределённую промышленную зону пригорода, а также приватизации «13-го судоремонтного завода» с последующим его объединением с «Севморзаводом» в единый судоремонтно-судостроительный «кластер» и использованием высвобожденных территорий «под развитие города».
Светлые надежды на возрождение изрядно «потрёпанной» за украинский период промышленности Севастополя после присоединения к России пошли прахом. Более чем за 6 лет нахождения в составе РФ в городе не восстановлено ни одно промышленное предприятие, а теперь и те, что сохранились, могут кануть в Лету. Чудом выжившие севастопольские заводы сегодня завуалировано уничтожаются под видом якобы благих намерений: реформации, модернизации, «оптимизации логистики и создания центров компетенции» и других преобразований, подкупающих своими благозвучными названиями.
«Мы возлагали большие надежды, что с переходом в Российскую Федерацию целый ряд промышленных предприятий, в том числе бюджетообразующие, работающие на военно-промышленный комплекс, будут возрождены. Сегодня же наблюдается другая тенденция: уничтожение этих предприятий для освобождения площадок, находящихся на берегу моря и приближённых к центру города, с целью их застройки элитным жильём по заоблачным ценам для определённых богатых людей, проживающих далеко за пределами города Севастополя. И нынешняя ситуация с «вертолётным заводом», «Севморзаводом» и «13 СРЗ» – яркое тому подтверждение», – отметил первый секретарь севастопольского ГК КПРФ Василий Михайлович Пархоменко.
Запланированный перенос «Севастопольского авиационного предприятия», больше известного как «вертолётный завод», с побережья бухты Омега на другую, пока не определённую промышленную территорию, вызывает у экспертов обоснованные опасения. По словам врио Губернатора, смена локации «САП» позволит «сохранить предприятие и вдохнёт в него новую жизнь». Однако на деле перенос столь крупного промышленного объекта неизбежно повлечёт сокращение штата и утрату части компетенций завода. Фактически городу придётся создавать совершенно новое предприятие с другими задачами и кадровым составом, что в нынешних экономических условиях весьма проблематично.
Ситуация усугубляется ещё и тем, что намеченными метаморфозами будет руководить господин Мантуров, печально известный как «убийца вертолётной промышленности» в целом ряде российских регионов. Создатель холдинга «Вертолёты России» не может похвастаться никакими значимыми достижениями в области авиастроения, кроме выпуска невостребованных ныне самолётов «Суперджет 100», продажи которых провалились из-за имиджевых потерь компании на фоне авиакатастрофы в московском аэропорту Шереметьево в мае 2019 года, когда из-за возгорания пассажирского лайнера при посадке погиб 41 человек. Правда есть у этого министра одно достижение: по итогам 2019 года он стал самым богатым членом российского правительства.
Что же касается непосредственно российской вертолётной промышленности, то за все годы руководства Мантурова она не разжилась ни одной новой моделью вертолётов и до сих пор довольствуется лишь наследием советских времён. Зато покровитель АО «Вертолёты России» весьма преуспел в «глобальном переселении» вертолётных предприятий в ряде регионов. С его «лёгкой руки» был осуществлён перенос мощностей Ростовского и Казанского вертолётных заводов, а отраслевое предприятие в Кумертау фактически доведено до банкротства и доживает свои последние дни.
Следует также заметить, что севастопольский «вертолётный завод» входит в структуру ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация», руководит которой печально известный экс-министр обороны Анатолий Сердюков, отправленный Президентом в отставку в 2013 году на фоне громкого скандала о многомиллиардных хищениях, финансовых махинациях и причинении крупного ущерба по халатности. Тот, кто в своё время развалил армию и оскандалился финансовой нечистоплотностью, теперь убивает вертолётную промышленность страны на посту председателя Совета директоров ПАО «ОАК». Сейчас очередь дошла и до Севастополя…
С молчаливого согласия местной власти «Севастопольское авиационное предприятие» спешно готовят к переводу в АО и вхождению в состав холдинга «Вертолёты России», который, как показали события последних лет, занимается не созданием новых, а сокращением уже имеющихся вертолётных мощностей в стране. Поэтому остаётся только надеяться, что после переноса завода на новую площадку он вообще продолжит своё существование хотя бы в прежнем виде, не говоря уже о модернизации и развитии предприятия на благо города.
Истинные мотивы пристального внимания к севастопольской «вертолётке» лежат на поверхности: дорогая видовая земля под заводом на берегу моря (площадью порядка 16,4 га и стоимостью более 323 млн. рублей) – идеальное место для строительства элитного жилья для «сильных мира сего», которое едва ли будет по карману простым севастопольцам и не принесёт абсолютно никакой пользы экономике города.
Подобная незавидная участь, вероятно, постигнет и крупнейшее судостроительное предприятие города – «Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе», после запланированного объединения которого с «13-м судоремонтным заводом» высвободится огромная территория на берегу живописной бухты, защищенной от волн и приливов и не замерзающей даже в самые холодные зимы. Едва ли кто-то удивится, если уже в скором времени на берегу этой тихой бухточки с удачным расположением возникнет элитный посёлок с золотыми причалами и яхтингами. В итоге то, что в украинский период не получилось у бывшего владельца предприятия Петра Порошенко, сейчас, похоже, удастся российским олигархам руками Мантурова и Развожаева.
«13-й судоремонтный завод», по всей видимости, ожидает похожая перспектива. Сейчас предприятие активно готовят к приватизации для интеграции в структуру ОА «Объединённая судостроительная корпорация» и создания единого «кластера» с «Севморзаводом» ради освобождения занимаемых площадей. Однако нет никакой гарантии, что предприятие вообще доживёт до этого момента, так как уже сейчас завод искусственно банкротят, а его имущество буквально растаскивают по кускам. В частности, это касается базы отдыха и ДОЛ «Чайка», которые различными схемами изымают из хозяйственного ведения завода в пользу подведомственной Минобороны России организации ФГАУ «УИСП». Об этом писала «Севастопольская правда» в №30 от 7 августа т.г.
Все вышеописанные промышленные рокировки должны совпасть во времени с изменениями в Генплан города, который по обещаниям действующего врио Губернатора Михаила Развожаева, должен был быть обнародован ещё в конце августа. Однако на дворе уже сентябрь, а Генплан всё ещё не представлен в Заксобрание Севастополя. Едва ли это случайность: очевидно, что принятие Генплана искусственно затягивают, чтобы беспрепятственно осуществить все невыгодные городу изменения уже после выборов, на посту Губернатора.
«Откровенно губительная политика действующей власти на территории Севастополя не выдерживает никакой критики. Даже невооружённым взглядом обывателя видно, что город превращают в колонию, а его жителей – в обслуживающий персонал. Вместо возрождения промышленности все силы и средства брошены на строительство дорог и благоустройство территорий для отдыха и развлечений, но не для местных жителей, а для приезжей олигархической элиты», – отметил первый секретарь севастопольского ГК КПРФ Роман Владимирович Кияшко.
История уже знает такие случаи и чем они заканчиваются: подобную колониальную политику в XVIII веке проводила Англия, когда вкладывала огромные деньги в Индию, строя там роскошные особняки, помпезные здания и хорошие дороги для своих губернаторов и элиты, приезжавшей сюда исключительно на отдых. В то же время для экономики страны и благополучия местных жителей не делалось ровным счётом ничего.
То же самое сегодня делает и российская олигархическая власть в Севастополе. Похоже, никто не заинтересован в развитии промышленного потенциала города, поскольку за весь «российский» период в истории Севастополя здесь не заработало ни одно новое предприятие, более того, бессовестно уничтожаются оставшиеся заводы. Губительная колониальная политика неизбежно обречёт город на отсутствие рабочих мест, мизерные зарплаты и тотальное обнищание граждан, которым не останется ничего иного, как смириться с унизительной участью обслуживающего персонала, работая уборщиками, барменами и швейцарами на материковых олигархов и приезжую политическую элиту.
Печальное будущее руками нынешней власти, которое пока ещё можно предотвратить…
Натали Ивакова