Примерно такой её можно было ещё увидеть 60 – 70 лет назад. В послевоенное время Балаклава была закрытым военным городком. А в Балаклавской бухте стояла 14-ая дивизия подводных лодок Черноморского флота. Но вода в ней была чище, чем последние 25 лет, когда флота в ней не было. В этот период благоустройством бухты никто не занимался. В основном использовали её в коммерческих целях. Набережная обросла ресторанами и гостиницами. На акватории бухты обосновался довольно крутой яхт-клуб «Золотой символ».
Цены и тарифы на услуги здесь самые высокие. А дороги вдоль набережной стали ремонтировать только тогда, когда Севастополь вошёл в состав России. Тогда же и российский бизнес положил на Балаклаву свой глаз. Вне всякого сомнения надо приводить в порядок как набережную, так и бухту.
Сейчас по поручению Президента России разрабатывается Концепция развития района Балаклавской бухты, как международного центра туризма. В её основе лежит создание яхтенной марины для стоянки 650 яхт различного класса с полноценным сервисом, благоустройство набережной и прилегающих территорий. Проект также включает реконструкцию причалов, инженерных коммуникаций, очистку дна бухты. К рассмотрению приняты несколько вариантов проекта. Однако при реализации любого из них строители столкнутся с балаклавцами, чья собственность расположена в районе Балаклавской бухты. Уже сейчас в Правительстве города сообщили, что в суд подано около 100 исков на жителей и предпринимателей, попадающих в зону отчуждения под реконструкцию. И Правительство считает это нормальным???
В Департаменте приоритетных проектов отмечают, что Концепция развития Балаклавы и Балаклавской бухты позволит разместить в ней яхтенную марину мирового значения с развитой инфраструктурой и полноценным сервисом, включающим в себя единственный в Крыму судоремонтный комплекс по ремонту яхт (завод «Металлист»), а также гостиницы, рестораны и современные общественные центры. В правительстве Севастополя считают, что помимо развития яхтенного туризма, в рамках комплексного развития Балаклавской бухты запланировано создание филиала военно-патриотического парка Вооружённых сил России «Патриот».
Реализация этого проекта обойдётся в 20 млрд. руб. федеральных, региональных и частных инвестиций, и включает поэтапное развитие территории площадью 80 га.
В настоящее время решаются земельные и имущественные вопросы, проведено межевание территорий, кадастрирование. Определён срок реализации проекта – 2030г.
Рассмотрев Концепцию проекта, можно сделать вывод, что в ней всё предусмотрено для приезжих, туристов и богатых людей. Ну, а что же остаётся простым балаклавцам? Во-первых часть предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на набережной Назукина, останутся без работы. Во-вторых пострадают жители той территории, где будет парковая зона и гостиничные комплексы. Может быть в первую очередь надо подумать о людях! У меня не укладывается в голове, как в небольшой по своим размерам бухте будут размещаться 650 судов? Весь акваторий бухты будет загромождён яхтами и катерами. При этом, о чистоте воды в Балаклавской бухте можно будет забыть, когда сейчас недобросовестные владельцы судов всю грязь с яхт выбрасывают в воду. И потом, нет чёткого определения, что ко всему здесь построенному будет свободный доступ без взимания кокой либо платы или пошлины. Уже сейчас местные рыбаки АЧТУ Росрыболовства обеспокоены тем, что будет с ними. Рыбаки просили, чтобы им оставили в бухте историческое место их базирования. Руководители проекта обещали рыбакам выполнить их просьбу, а также отремонтировать аварийное здание, в котором они располагаются.
Как видим вопросов у жителей Балаклавы к авторам создания яхтенной марины много. Возмущает тот факт что общественные слушания по обсуждению проекта проводиться не будут. Многим понятно, что в Балаклаве готовят к старту очередной бизнес-проект, от реализации которого надеяться получить значительные барыши. А то, что волнует горожан многие годы остаётся без внимания. Это реконструкция и ремонт кинотеатра «Родина», организация пешеходной зоны по набережной от к-т «Родина» до городского пляжа (необходимо разрешить там движение только служебному транспорту), произвести ремонт дороги на левом берегу бухты, снизить цены на посещение Музея подводных лодок и благоустроить территорию при входе в штольню и наконец – убрать плавучий ресторан «Принц» с самого видного места у набережной.
По замыслу руководства России в Балаклаве должен быть Центр яхтенного туризма Крыма. Но вряд ли это будет служить во благо балаклавцам.
Владимир КРУТЬ