Ученики разучились учиться, учителя — учить

Проведенный МИОО опрос показал, что «большинство учителей русского языка и литературы испытывают трудности в подготовке школьников к итоговому изложению и сочинению» (см. http://izvestia.ru/news/626583#ixzz4H305sGAi ).

О том, что за годы внедрения единых экзаменов школьники разучились связно излагать свои мысли, сегодня знают все. Именно поэтому два года назад по указанию президента восстановили выпускное сочинение (правда, в весьма убогом статусе допуска к ЕГЭ). Многие учителя тогда сильно опасались за своих подопечных: ведь сочинение как форма учебной работы в заегэшенной школе была полностью ликвидирована. Дети понятия не имели о том, что значит «писать сочинение». Но вот спустя два года выяснилось, что и многие учителя испытывают серьезные затруднения в этом вопросе.

Созданная Минобром «новая образовательная реальность» затронула и поломала всех: учеников, учителей, репетиторов.

В цитированном выше материале приведены и некоторые другие области, в которых учителя словесности хотели бы «повысить квалификацию». Но заметим, что о сложностях в подготовке школьников к ЕГЭ по русскому там речи нет. У учащихся здесь также нет проблем. Число двоечников по этому ЕГЭ в ином регионе можно пересчитать по пальцам (но при этом доля выпускников, которые свою фамилию не могут написать без ошибок, в разы больше). Такой у нас теперь славный экзамен. По нему легко и аттестат получить, и конкурсные баллы для поступления в вуз набрать. Число стобалльников по русскому больше, чем по всем остальным ЕГЭ вместе взятым. Этот ЕГЭ уникален тем, что на него в состоянии натаскать массовый учитель массовой школы. И его уверенно сдает массовый школьник. За это он и любим, многими.

Но какой же это «экзамен по русскому», если в результате его внедрения участники образовательного процесса попросту разучились писать?

Предвидим возражение в защиту наших педагогов, что проблемы у них — чисто методические, связанные с тем, что «дети стали другие». Сами-то они писать сочинения могут, просто не знают, как научить «таких детей» (с «клиповым мышлением», гаджетами и т. п.). Бывают и совсем категорические высказывания: «вы зайдите в мой класс, посмотрите на них, чему и как их вообще можно учить?»

Однако следует напомнить, что мир детей формируют взрослые, и вклад школы в его формирование — огромен. «Такими» нынешних учащихся делает и школа тоже. И если адепты «новой системы образования» видят проблему в учениках, то это верный признак несостоятельности самой системы.

Других детей у нас нет.

Других учителей, впрочем, тоже. И теперь главный лоббист интересов Минобра в Думе депутат от «Единой России» Мануйлова (когда снова зайдет речь о ЕГЭ) с полным основанием скажет: «ну как мы можем от него отказаться, если наши учителя русского кроме как натаскивать на этот единый экзамен больше ничего уже не умеют?» Это стандартная логика министерства образования: оправдывать дальнейшие деструктивные шаги уже достигнутой деградацией.

В памятке для агитаторов за ЕР к предстоящим выборам написано, что от единых экзаменов партия отказываться не будет, «ЕГЭ нужен образованию».

Но нужна ли нам такая «правящая партия»?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments