В России потребители должны предприятиям ЖКХ 1,3 трлн. рублей. Эти цифры привёл зампредседателя правительства Виталий Мутко. Из них 800 млрд. руб. – долги населения, ещё 434 млрд. – бюджетов и 60 млрд. – «прочие потребители». Проблему прокомментировал заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин.
– Не пользоваться услугами ЖКХ в нашей самой холодной в мире стране невозможно. Это как еда, лекарства, проезд в общественном транспорте, одежда и другие самые насущные нужды. А когда только на еду семья тратит половину доходов и более, коммуналка выбывает из списка финансовых приоритетов. А у коммунальной буржуазии, как правило, с должниками разговор короткий и жёсткий: суд, заглушка на входную трубу и всё! И только после полного погашения самой задолженности, набежавшей пени, судебной неустойки, госпошлины, оплаты повторного подключения вам возобновят подачу, к примеру, газа. Не считая суммы самого долга, это может вылиться в несколько десятков и даже в сто тысяч рублей. В причинах возникновения долга никто разбираться не будет. В лучшем случае дадут рассрочку, но далеко не всем и не всегда.
Правда, среди неплательщиков за услуги ЖКХ всё чаще фигурируют владельцы больших квартир, коттеджей и прочей недешёвой недвижимости. Эти неплательщики – просто наглые халявщики? Не всегда. Скорее, это осколки несостоявшегося российского среднего класса. В «тучные» нулевые эти люди, что называется, поднялись, начали строиться и даже покупать жильё. А потом кто-то был вынужден сменить работу на менее оплачиваемую, а кто-то вообще её потерял. Одни пока не хотят расставаться с былой «роскошью» в надежде на лучшие времена, а другие просто не могут продать в силу снижения её ликвидности. Вот и копят долги, поскольку отапливать газом зимой дом в 150-200 квадратных метров обойдётся при нынешних ценах в 5-7 тысяч рублей ежемесячно, а в некоторых регионах даже дороже.
В условиях, когда доходы населения падают шестой год подряд, вряд ли можно ожидать, что ситуация в ближайшее время существенно изменится. Бедные россияне скатываются на грань нищеты, а те, кто относил себя к среднему классу, становятся бедными.
Не менее сложная обстановка с долгами бюджетов. И здесь причина тоже банальна: муниципалитеты едва наскребают деньги на самые насущные нужды, большинство из них глубоко дотационны. Платить за коммуналку им порой просто нечем. Даже главы администраций крупных городов всё чаще идут с протянутой рукой к своим губернаторам, поскольку без помощи из регионального бюджета не справиться и не выжить. А всё потому, что система межбюджетных отношений порочна и неэффективна: самые собираемые налоги концентрируются в федеральном бюджете, регионы становятся просителями у центра, а муниципалитеты вынуждены выпрашивать деньги у руководителей субъектов. Это результат безумной сверхцентрализации власти и финансов в рамках российского капитализма.
КПРФ давно предлагает разорвать этот порочный круг, распределяя консолидированный бюджет примерно по трети каждому уровню власти: треть федерации и по трети регионам и муниципалитетам. Только тогда задышат местные бюджеты, регионам станет легче, долги за услуги ЖКХ сократятся.
Но пока они растут: в 2016 году Минстрой называл цифру в 1 трлн. рублей, в 2017-м – 1,3 трлн., в 2018 – 1,2 трлн., на сегодняшний день – вновь 1,3 трлн. Нужно разобраться в этих долгах, списать часть из них как безнадёжные. Ведь с африканских и с некоторых других стран мы почему-то списали примерно такую же сумму – 20 млрд. долларов. Другую часть надо реструктурировать. И совершенно необходимо разогнать пиявок-посредников и распечатать, наконец, кудринско-силуановскую кубышку, которая сегодня не работает на нашу экономику, а помогает обогащаться нашим заклятым «друзьям» за рубежом.