Из тех 16-ти регионов, где Компартия выдвинула своих кандидатов в губернаторы, в пяти сложилась напряжённая ситуация с преодолением муниципального фильтра кандидатами-коммунистами. В четырёх субъектах РФ с помощью подлых приёмов регистрация кандидатов от КПРФ была сорвана. Комментирует заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин.
Коммунистическая партия Российской Федерации завершила сложный этап сбора подписей по преодолению муниципального фильтра на губернаторских выборах. Напомню, КПРФ выдвинула своих представителей в 16 регионах, в 11 из них подписи местных депутатов были успешно собраны. Однако в пяти регионах сложилась весьма острая ситуация. Мы, к сожалению, не смогли преодолеть муниципальный фильтр в четырёх субъектах РФ. Это город-герой Севастополь, Еврейская автономная и Ленинградская области, а также Республика Коми.
В двух регионах, несмотря на колоссальное противодействие властей, попытки забрать все подписи депутатов местных советов в пользу провластных кандидатов, мы, казалось бы, смогли преодолеть фильтр. Это Камчатка, где КПРФ представляет Валерий Быков. Тот факт, что ему удалось собрать необходимое количество подписей, удивил и краевой избирком, и чиновников регионального правительства.
Также отлично сработали наши товарищи в Республике Коми. Первый секретарь рескома КПРФ, один из лидеров протеста против строительства мусорного полигона на Шиесе Олег Михайлов тоже сдал необходимое количество подписей.
Кстати, из 180-ти 70 подписантов оказались муниципальными депутатами-единороссами. Но это неудивительно: они сами видят, как живут земляки, до чего довела их власть, они хотят нормальных конкурентных выборов, здорового соперничества кандидатов. К тому же после пяти лет правления «варяга» отношение к чиновникам, присланным из Москвы, в Коми настороженное. Поэтому Олега поддерживали как местного, как одного из лидеров антимусорных протестов. Причём с муниципальными депутатами работали и активисты Шиеса, призывая и убеждая их подписаться именно за Михайлова.
В некоторых районах депутатов после сессий «организованно» везли к нотариусу подписываться за четырёх кандидатов в губернаторы – врио главы, представителей ЛДПР и спойлерских КПСС и «Зелёной альтернативы». Но многие, увидев, что за коммуниста Олега Михайлова подписаться не предлагается, разворачивались и уходили. Некоторые были сбиты с толку и отдавали подписи за кандидата-спойлера от КПСС, думая, что это и есть коммунист. Но в итоге Михайлова всё же не зарегистрировали из-за пресловутых сдвоенных подписей. Есть основания полагать, что они были поданы умышленно для срыва участия кандидата от КПРФ в выборах главы республики.
Решение камчатского крайизбиркома по Валерию Быкову ожидается во вторник, 4 августа.
Хотелось бы обратить внимание на вопиющую ситуацию в Еврейской автономной области и городе-герое Севастополе. Кстати, это были два региона, где нам хватало подписей только своих депутатов для преодоления муниципального фильтра. Могу сказать, что в Еврейской автономной области мы практически справились с этой задачей. Было необходимо собрать минимум 27, собрали 33 подписи.
Не хватило двух «автографов» для прохождения фильтра по «географическому принципу» в Смидовичском и Ленинском районах. Накануне старта избирательной кампании волей депутатов «Единой России» был осуществлён «саморопуск» Октябрьского райсовета. Там были представители КПРФ, которые могли бы отдать подписи за кандидата-коммуниста Максима Кукушкина. Да, количество депутатов для сбора подписей было уменьшено. Но вот сам Октябрьский район «выбывшим» из подсчёта муниципалитетов второго уровня, где нужно собрать подписи, почему-то не признали.
При этом в регион было заведено рекордное количество кандидатов от партий-спойлеров, включая КПСС. У них почему-то подписей для регистрации хватило при полном отсутствии своих муниципальных депутатов.
А в Севастополе кандидату в губернаторы от КПРФ Роману Кияшко необходимо было собрать 12 подписей в 8 муниципалитетах. Потом неожиданно единороссы в Гагаринском и Ленинском райсоветах слагают полномочия, а там у КПРФ было по два депутата. Председатель Гагаринского райсовета даже заявил, что это необходимо в связи с принятием новой конституции и новыми полномочиями местных представительных органов. По его логике, это нужно было делать по всей стране, но распустились только два совета в Севастополе (в районах, где проживают 60% населения города!) и один в ЕАО. На самом деле, никаких новых полномочий в обновлённой редакции конституции нет, там только появилась норма о встраивании местного самоуправления в систему публичной власти.
Буквально на следующий после суда день команда политтехнологов врио губернатора Развозжаева подписала всех муниципалов в двух внутригородских сельсоветах: Качинском и Инкерманском за «нужных» кандидатов.
После судебного роспуска двух райсоветов стало нужно собрать 9 подписей вместо 12-ти, но при этом количество муниципалитетов, в которых необходимо заручиться поддержкой депутатов, оставили прежним – 8, количество подписей – 9. Наш кандидат Роман Кияшко собрал 9 подписей, но в шести муниципалитетах, исходя из той логики, что два райсовета распущены, поэтому учитываться не должны.
То есть и в Еврейской автономной области, где от КПРФ в губернаторы баллотировался Максим Кукушкин, и в Севастополе, где партию представлял Роман Кияшко, и в Коми, где баллотировался Олег Михайлов, власти убрали трёх реальных соперников. При этом муниципальный фильтр и там, и там почему-то смогли преодолеть кандидаты от партий, часть которых вообще не имеет ни одного муниципального депутата в обоих регионах.
Наша борьба там будет продолжаться, в том числе в судах. А в остальных регионах уже сейчас желаем нашим товарищам успешной регистрации и победы на выборах!
Но тенденция налицо: в 2017 году не дали собрать подписи лидеру коммунистов Бурятии, участнику боевых действий на Кавказе Вячеславу Мархаеву, в 2018 году во Владимирской области помешали преодолеть муниципальный фильтр нашему товарищу Максиму Шевченко, который был явным претендентом на победу в губернаторских выборах. В прошлом году – два факта отказа в регистрации кандидатам от КПРФ. От борьбы за посты глав регионов были отстранены Юрий Гайдук (Забайкальский край) и Намсыр Манджиев (Республика Калмыкия). Сейчас уже четыре отказа в регистрации кандидатам в губернаторы от КПРФ. Зато беспрепятственно зарегистрирован целый ряд малоизвестных персонажей от «партий одного трамвая», про которых никто ничего не слышал.
Нам давно понятно: пресловутый муниципальный фильтр имеет не квалификационный, как его пытаются представить единороссы, а исключительно заградительный характер. С его помощью они отсекают реальных конкурентов действующих губернаторов и путинских врио и подбирают себе удобных спарринг-партнёров для видимости конкуренции и иллюзии выбора. Хотя эта схема уже не раз давала сбой.
При этом депутаты местных советов часто подвергаются давлению и запугиванию. Известны случаи, когда депутатов-коммунистов заставляют подписываться не за кандидатов от КПРФ. А о том, как в глубинке люди зависимы от начальства, общеизвестно. Бывает и так, что действующий губернатор-единоросс собирает подписи в свою поддержку с огромным запасом – лишь для того, чтобы их не хватило кандидату от КПРФ. Есть факты, когда подписи задваивались, то есть депутат-муниципал поставил «автограф» в поддержку одного кандидата, потом случайно или осознанно – за другого. Но по недоразумению или умыслу скрыл это. А вторая подпись по закону недействительна.
Поэтому мы будем бороться за наших товарищей так же, как вся партия во главе с Г.А. Зюгановым борется за спасение совхоза имени Ленина. Мы принципиально выступаем за полную отмену муниципального фильтра — этого заградительного барьера для кандидатов в губернаторы от КПРФ. Иначе народ сам может снести все барьеры, никого не спрашивая.