1870 – 15 июля 1870 года родился Леонид Красин — участник социал-демократического движения в России с 1890, член ЦК РСДРП в 1903—1907, член ЦК ВКП(б) в 1924—1926; советский государственный и партийный деятель.
Родился в семье чиновника. Окончил реальное училище в Тюмени, учился в Петербургском и Харьковском технологических институтах. Уже студентом, в 1890 году вошел в марксистский кружок, в 1892 году арестован, но выпущен на поруки. В 1895 году опять арестован за революционную пропаганду и выслан в Иркутск на три года. После II съезда РСДРП Красин примкнул к большевикам, был даже рекомендован в состав ЦК.
Он стал выдающимся инженером, завоевав себе уже ко времени революции 1905 года большой авторитет среди русских электротехников. Он сумел сочетать свою талантливую техническую деятельность с напряженной работой в подпольной большевистской партии, членом ЦК которой он являлся с 1903 по 1907 год.
Биби-Эйбатская ТЭС в Баку, на которой он с 1900 года служил заместителем директора, сразу стала местом работы для партийных активистов (Аллилуева, Енукидзе и других) и прикрытием для типографии, печатавшей листовки, прокламации и газету «Искра».
Во время событий 9 января 1905 года Красин был в Петербурге. В мае 1905 принял участие в III съезде РСДРП в Лондоне, где был избран заместителем председателя съезда. Вместе с Лениным провел резолюцию об организации вооружённого восстания. Возглавил Боевую техническую группу при ЦК РСДРП, отвечал за финансовую деятельность партии. Вёл работу по организации боевых дружин и снабжению их всякого рода оружием. Принимал участие в подготовке Свеаборгского восстания. Делегат IV съезда РСДРП в Стокгольме и V съезда РСДРП в Лондоне.
Совмещение Красиным легальной (инженерной) и нелегальной (антиправительственной) работы завершилось в 1908 году, когда он был арестован в Финляндии, однако после месячного пребывания под стражей освобождён за отсутствием улик. После этого он уехал за границу, жил в Италии.
С 1912 года работал на завода “Сименс и Шуккерт” (Петербург), в 1914-17 году – директор заводов этой фирмы. При этом Красин укрывал в этой компании бежавших из заключения революционеров, снабжал их поддельными документами, руководил серией ограблений банков.
После прихода большевиков к власти он заслуженно занял место в их первых рядах. В 1918 году восстановлен в РКП(б) с зачетом партстажа с 1890 года.
В 1918 году стал председателем Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, членом президиума Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), наркомом торговли и промышленности, членом Совета Обороны, наркомом путей сообщения, членом Реввоенсовета РСФСР.
В 1920 году во главе делегации Центросоюза Красин заключил договор со шведским торгово-промышленным синдикатом, а в марте 1921 года подписал от имени РСФСР торговое соглашение с Великобританией. Он стал первым советским послом в Англии, в 1922 году участвовал в Гаагской и Генуэзской международных конференциях, в 1924 году направлен полпредом во Францию. С 1924 года член ЦК ВКП(б).
Автор воспоминаний “Дела давно минувших дней”. Являлся одним из инициаторов сохранения тела Ленина и возведения Мавзолея на Красной площади.
Умер в 1926 году в Лондоне от паралича сердца. Прах погребен в Кремлевской стене.
После смерти его имя было присвоено двум улицам в столице и иных городах и поселках, предприятиям и учебным заведениям, в частности, минометно-артиллерийскому училищу. Дважды, в 1930-х и 1970-х годах, имя Красина получали советские полярные ледоколы.
«Он вызывал у меня впечатление человека несокрушимой, неисчерпаемой энергии. Есть художники нашего, земного дела, для них работа — наслаждение. Леонид Красин был из тех редких людей, которые глубоко чувствуют поэзию труда, для них вся жизнь — искусство» (Максим Горький).
1876 – 15 июля 1876 года на конференции в Филадельфии принято решение о роспуске I Интернационала.
1917 – 15 (2) июля 1917 г. начался очередной министерский кризис Временного правительства – отставка министров-кадетов, несогласных с политикой правительства по отношению к Украине.
1917 – Июльские дни… До Великого Октября оставалось 114 дней…
Мы видим город Петроград
В семнадцатом году:
Бежит матрос, бежит солдат,
Стреляют на ходу.
15 (3) – 16 (4) июля 1917 года – “Июльские дни” в Петрограде. Бурные демонстрации рабочих, солдат и кронштадстких моряков против Временного правительства. После некоторых колебаний большевики присоединяются к демонстрантам. Выступления подавлены верными правительству войсками. Начато преследование большевиков, объявленных германскими агентами. Ленин переходит на нелегальное положение и переезжает в Финляндию.
1918 – Середина июля 1918 г. – Началась всеобщая забастовка железнодорожников Украины против немецких оккупантов.
1919 – 15 июля 1919 г. Пермская губерния была разделена на Пермскую и Екатеринбургскую (Красноуфимский, Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловский и Шадринский уезды).
1919 – Город Екатеринбург был освобожден от колчаковцев.
1920 – 15 июля 1920 г. Галицийский Ревком провозгласил образование Галицийской Советской Социалистической Республики и обратился с воззванием к рабочим и крестьянам Советской России с просьбой помочь Западной Украине избавиться от ига польских оккупантов.
1920 – 15 июля 1920 года в Москве образовался Революционный международный совет профессиональных союзов – Профинтерн.
Межсовпроф, международное объединение левых профсоюзов в 1920—21. Создано по инициативе Исполкома Коминтерна и ВЦСПС 15 июля 1920 в Москве. Объединял революционные профсоюзы европейских стран, отстраненные от участия в Амстердамском интернационале профсоюзов его реформистскими лидерами. Вел подготовительную работу по созыву состоявшегося в июле 1921 Международного конгресса революционных профсоюзов, на котором был создан Красный интернационал профсоюзов.
1920 – 15 июля 1920 г. на станции Гонгота Забайкальской железной дороги подписано соглашение между ДВР и Японией о прекращении военных действий на всех фронтах.
1922 – 15 июля 1922 года на учредительном съезде в Токио была основана Коммунистическая партия Японии (КПЯ).
1923 – 15 июля 1923 года открылась первая в Советском Союзе регулярная воздушная линия по маршруту Москва — Нижний Новгород. СССР объявляет об образовании государственной авиакомпании «Аэрофлот», хотя считает датой своего рождения 17 марта 1923 года, когда было учреждено акционерное общество «Добролёт» (Российское общество добровольного воздушного флота).
***
После гражданской войны финансовые условия в РСФСР не позволяли выделять большие ассигнования на развитие авиации. Первая внутренняя регулярная воздушная линия, соединившая Москву и Нижний Новгород, была организована и эксплуатировалась не государственной, а общественной организацией – товариществом “Авиакультура”, организованным группой летчиков – энтузиастов в 1922 году. Но для развития воздушных сообщений были нужны большие средства. Чтобы такие средства получить были организованы акционерные общества с участием частных средств граждан и государственного капитала. Крупнейшим акционерным обществом, работавшим в области воздушных сообщений стало общество “Добролет”. Успех подписной кампании был полным. На 10 июня 1923 года было собрано более 500 000 рублей золотом и для первоначальной работы у Московского представительства компании “Юнкерс” было заказано 14 самолетов. Первая воздушная линия “Добролета” была оборудована на проверенной экипажами “Авиакультуры” трассе Москва – Нижний Новгород. Первая партия из 4 самолетов была получена от фирмы “Юнкерс” 15 июля 1923 года. В тот же день состоялся первый рейс по маршруту Москва – Нижний Новгород. Уже 16 июля все билеты были распроданы на две недели вперед. Регулярное сообщение началось с 1 августа и продолжалось до 22 сентября, когда закрывалась Нижегородская ярмарка.
1923 – Первая всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка работала с 15 августа до 21 октября 1923 г. и демонстрировала национальное аграрное хозяйство и его традиции. Опыт создания первой сельскохозяйственной выставки был особенно ценен тем, что впервые был благоустроен и озеленен участок городской территории, ставшей местом культурного отдыха населения, превращенный впоследствии в крупный парк – Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького.
1927 – 15 июля 1927 года рабочие Вены начали забастовку в знак протеста против приговора суда по «Шаттендорфскому делу» (оправдание фашистских боевиков, напавших на рабочую демонстрацию в Шаттендорфе в январе 1927 г.). В течение трех дней демонстраций и ожесточённых уличных боев с полицией 85 рабочих погибли и 1057 получили ранения.
1929 – ЦК ВКП(б) прининял постановление “О состоянии обороны СССР”.
1929 – 15 июля 1929 года образован Ненецкий автономный округ (до 1977 г. – Ненецкий национальный округ) в составе РСФСР.
1933 – 15 июля 1933 года начал работу Уральский завод тяжёлого машиностроения имени С. Орджоникидзе (УЗТМ, Уралмашзавод). Завод специализировался на выпуске экскаваторов, дробилок, доменного и сталеплавильного оборудования, блюмингов, прокатных станов, гидравлических прессов и др.
В период Великой Отечественной войны предприятие было перенацелено и выпускало продукцию оборонного назначения, в частности, во время Великой Отечественной войны на «Уралмаше» было изготовлено свыше 19 000 бронекорпусов, 30 тысяч полевых и танковых орудий, около 6 000 танков и САУ.
В 1946 году Уралмаш выпустил последнюю самоходную артиллерийскую установку модификации СУ-100. 8 сентября 1946 года боевую машину установили на постамент в форме скалы – так на территории завода появился памятник в честь подвига уралмашевцев в годы Великой Отечественной войны.
В 1947 завод впервые в мире организовал серийный выпуск карьерных экскаваторов с ковшами ёмкостью 3—5 куб.м, в 1948 группе инженеров завода присуждены Государственные премии, в 1949 УЗТМ выпускает первый шагающий экскаватор, в 1950 — первый трубопрокатный стан для бесшовных горячекатаных труб.
В 1971 году приказом министерства тяжёлого машиностроения «Уралмашзавод» вошёл в производственное объединение в качестве головного предприятия ПО «Уралмаш». В состав производственного объединения вошли заводской институт НИИ Тяжмаш, Верхнепышминский завод металлоконструкций по производству буровых сооружений, завод литья и поковок (ЛИП) в Невьянске, завод механосборочного производства в посёлке Буланаш. Чуть позже добавились Свердловский завод бурового и металлургического оборудования и Свердловский завод горноспасательного оборудования.
1937 – Вступил в строй 128-километровый канал “Москва-Волга имени Сталина” (с 1947 — канал имени Москвы).
***
К началу 30-х годов Москве не хватало питьевой воды. Рублевский водопровод не мог обеспечить растущие потребности столицы в воде. Река Москва настолько обмелела, что ее можно было перейти вброд напротив Кремля в том месте, где сейчас красуется Большой Каменный мост. Вся водопроводная сеть подавала в город 15 млн. ведер воды. А население возросло до 3-х млн. человек.
И вот тогда взоры обратились к далекой от Москвы Волге. Только эта полноводная матушка-река могла спасти растущий город от безводья. Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку.
Так Волга пришла в Москву. Уровень воды у Кремля поднялся почти на 3 м.
1943 – 15 июля 1943 года СНК СССР принял постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях», в соответствии с которым были организованы школы рабочей молодежи для обучения без отрыва от производства.
***
Школа рабочей молодёжи – общеобразовательное учебное заведение в СССР для обучения без отрыва от производства. Была создана в 1943 г. как школа подростков, работающих на предприятиях; в 1944 г. переименована в Ш. р. м. Давала общеобразовательную подготовку в объёме 7-летней и средней школ, работала в составе 5—7-х и 5—10-х классов. В 1958 переименована в вечернюю (сменную) среднюю общеобразовательную школу.
1952 – 15 июля 1952 года в США запрещён советский журнал «Америка» и советские информационные бюллетени.
1957 – 15 июля 1957 года был основан космодром Плесецк.
Космодром Плесецк создавался как первая отечественная ракетная база с условным названием «Ангара» для пуска межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-7 и Р-7А. Постановление правительства СССР о создании военного объекта «Ангара» было принято 11 января 1957 года, строительство началось в марте 1957 года в 180 километрах к югу от Архангельска, в непосредственной близости от железнодорожной станции Плесецкая Северной железной дороги.
С 1957 по 1963 годы на объекте «Ангара» было построено девять стартовых комплексов, включающих 15 пусковых установок для четырех типов ракет: Р-7/Р-7А, Р-16, Р-16У и Р-9А. Первый пуск ракеты с объекта «Ангара» состоялся 22 октября 1963 года – из шахтной пусковой установки была запущена баллистическая ракета Р-16У.
1958 – Указ Президиума Верховного Совета СССР об утверждении Положения о правах фабричного, заводского, местного комитетов профессиональных союзов.
1963 – Был восстановлены дипломатические отношения с Израилем.
1964 – Анастас Иванович Микояна был избран Председателем Президиума ВС.
1970 – 15 июля 1970 года началось серийное производство советского автомобиля ГАЗ-24 «Волга», самой массовой легковой модели Горьковского автозавода. До прекращения выпуска в 1992 г. с его конвейера сошло 1,4 млн. экземпляров этих машин.
Официально днем рождения ГАЗ-24 считается 15 июля 1970 года, когда новая «Волга» заменила на конвейере старую и стала единственной легковой моделью Горьковского автозавода. Однако годом начала ее производства можно считать и 1968-й. Ведь еще в 1967-м советской общественности объявили о скором появлении ГАЗ-24, в феврале 1968-го показали ее на выставке советского автопрома на ВДНХ и к концу года по обходной технологии собрали 31 машину. В конце 1969-го наладили сборочный конвейер и сделали еще 215, так что ГАЗ-24 от 15 июля 1970 года далеко не первый. Но в 1970-м отмечали столетний юбилей В.И. Ленина, и новую модель готовили к его юбилею.
1975 – 15-21 июля 1975 года экспериментальный полёт космических кораблей “Союз-19” и “Аполлон”
15 июля 1975 года начался первый в истории космонавтики совместный полет космических кораблей «Союз» – «Аполлон» с космонавтами А.А. Леоновым и В.Н. Кубасовым (СССР) и Т. Стаффордом, В. Брандом и Д. Слейтоном (США). 17 июля 1975 г. была осуществлена стыковка на орбите советского и американского кораблей.