1918 – В 20-х числах ноября 1918 г. Создано Временное рабоче-крестьянское правительство Украины.
1919 – 20 ноября 1919 г. Советские войска Туркестанского фронта освободили Лбищенск.
1919 – 20-26 ноября 1919 г. в Берлине состоялся I конгресс Коммунистического Интернационала молодежи. Конгресс принял решение о вступлении в Коминтерн.
1919 – 20 ноября 1919 года в Берлине открылся первый, Учредительный конгресс Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ). Идея создания КИМ принадлежала В. И. Ленину.

1920 – 20 ноября 1920 года на Московской конференции РКП(б) В.И.Ленин заявил:

«Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно… Коммунизм предполагает Советскую власть, как политический орган, дающий возможность массе угнетенных вершить все дела, — без этого коммунизм невозможен… Этим обеспечивается политическая сторона, но экономическая может быть обеспечена только тогда, когда действительно в русском пролетарском государстве будут сосредоточены все нити крупной промышленной машины, построенной на основах современной техники, а это значит — электрификация, а для этого надо понимать основные условия применения электричества и соответственно понимать и промышленность и земледелие.»

1

Фактически план стал выполняться с 1922 года, после окончания Гражданской войны. План по выработке электроэнергии был не только выполнен, но и перевыполнен к 1931 г. В 1932 г. выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2 до 13,5 млрд кВт·ч. Количество электростанций выросло с 33 в 1913 году до 858 в 1927 г.

1922 – Из России нэповской будет Россия социалистическая!..
2
20 ноября 1922 года В.И. Ленин выступил с речью об итогах 5-летия Советской власти на расширенном заседании пленума Московского Совета. Это было последнее публичное выступление Владимира Ильича.

1931 – 20 ноября 1931 года Президиум ЦИК Союза СССР постановил: «Ходатайство Президиума ВЦИК и Московского облисполкома удовлетворить и переименовать город Тверь Московской области в город Калинин».

1935 -20 ноября 1935 года лётчик-испытатель А.И. Залевский в рамках проекта «Звено», впервые в мире поднял в небо воздушный авианосец – тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями.
Проект «Звено» разрабатывался в 1930-е — начале 1940-х годов инженером В. С. Вахмистровым на основе использования самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия. Созданный по этому проекту комплекс «Звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) принял участие в первом периоде Великой Отечественной войны. В качестве носителей применялись сначала ТБ-1, а потом ТБ-3. К ним подвешивались И-4, И-5, И-Z и И-16.
Боевое крещение «Звена-СПБ» состоялось 26 июля 1941 года, когда оно разбомбило нефтехранилище в Констанце. 10 августа 1941 года был совершён авианалёт на Мост Карла I на Дунае, через который помимо войск проходил также и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись на аэродром без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня — 13 августа 1941 года. , в этот раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли существенно повредить мост. Истребители, нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись назад без потерь.
16 августа 1941 года адмирал Кузнецов попросил Сталина о новой партии носителей. В просьбе было отказано в связи с тем, что большая часть ВВС СССР была уничтожена в первые дни войны, а ТБ-3 не производились с 1937 года. На следующий день после просьбы адмирала Кузнецова (17 августа 1941 года) эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце. 29 августа 1941, во время очередного авианалёта на мост через Днепр, четыре И-16 были перехвачены истребителями Messerschmitt Bf 109. Воздушный бой завершился двумя сбитыми «мессерами». В 1942 «Звено-СПБ» совершили не менее 30 вылетов. С 1943 года они не применялись из-за выработки моторесурса и полного дряхления.

4

1941 – 20 ноября 1941 года по льду Ладожского озера отправился в путь первый конно-санный обоз. Начала действовать знаменитая ленинградская Дорога жизни.
После того, как 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши единственной возможной транспортной коммуникацией, связывающей осажденный город на Неве с тылом, если не считать воздушного пути, было Ладожское озеро. И на его западном берегу в небольшой бухте Осиновец, что в 55 километрах от Ленинграда, началось сооружение порта.

5

Перевозки возлагались на Ладожскую военную флотилию и Северо-Западное речное пароходство. 12 сентября к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная артерия Ленинграда. Только с 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось перевезти около 26 тысяч тонн продовольствия. За этот же период из Ленинграда водным путем было эвакуировано 33 479 человек.

Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы делали невозможным судоходство. Свирепствовала вражеская авиация, громившая транспорты с людьми и грузами. Но ладожский флот благодаря мастерству и мужеству экипажей совершал плавания в течение всей навигации.
С наступлением ледостава перевозки водным путем прекратились. Началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера. После сооружения первой нитки ледовой магистрали 20 ноября 1941 года (напомню это дата нашего обзора) с Вагановского спуска у деревни Коккорево спустился на лед первый конно-санный обоз с грузом — 63 тонны муки. Утром следующего дня обоз прибыл в Осиновец, а 22 ноября за продовольствием ушла колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА. Совершив трудный рейс, колонна вернулась, доставив 33 тонны продуктов. Лед был еще настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2—3 мешка муки.
6
В первых числах декабря лед окреп, и на трассу запустили трехтонные машины ЗИС-5; шоферы ездили, уже не опасаясь провалов льда. Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. В ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 тонн грузов, что позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек.

С начала 1942 года трасса подвоза грузов для Ленинграда стабилизировалась. Дорога стала сложнейшим инженерным сооружением. Ее строители изготавливали дорожные знаки, вехи, переносные щиты, мостики, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, пункты питания и технической помощи, мастерские, телефонные и телеграфные станции, приспосабливали разнообразные средства маскировки. Дорога жизни состояла из двух кольцевых трасс, каждая из которых имела два отдельных направления. Общая протяженность первой трассы, по которой осуществлялась эвакуация ленинградцев, составляла 87 километров. Вторая трасса для перевозки грузов в город была более длинной. Ее протяженность — 111 километров.

7

Ледовая дорога работала до последней возможности. В середине весны 42-го года температура воздуха стала подниматься до плюс 15 градусов, ледовый покров озера начал быстро разрушаться и 21 апреля Ладожская ледовая трасса была официально закрыта.

1945 – 20 ноября 1945 года начался Нюрнбергский процесс – суд Международного военного трибунала над главными военными преступниками нацистской Германии (20 ноября 1945 г. – 1 октября 1946 г.).

131938rm_23_518[1]

Нюрнбергский процесс – международный военный трибунал над нацистскими преступниками, проходивший в городе Нюрнберг (Германия). Суд длился около 1 года – с 20.11.1945 г. по 1.10.1946 г. На «суде истории» были осуждены 24 человека, среди них Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель, А. Розенберг, Э. Редер, Ф. Заукель, А. Шпеер и другие известные немецкие политики, военные, активисты нацистской пропаганды, непосредственно принимавшие участие в преступлениях против всего человечества и мира.

В итоге Нюнбергского процесса было проведено около 400 судебных разбирательств. Ввиду утвержденной смерти А. Гитлер участия в суде не принимал, также как его соратники – Йозеф Геббельс (министр пропаганды) и Генрих Гиммлер (министр внутренних дел). Мартину Борману – заместителю А. Гитлера – обвинение было предъявлено заочно, так как его смерть не была подтверждена официально. Из-за недееспособности Густав Крупп также не подлежал обвинительному приговору.

Перед заключением приговора советской стороной был представлен фильм о фашистских концентрационных лагерях, в котором советские режиссеры показали все ужасы лагерей смерти Дахау, Освецима, Бухенвальда. Холокост, уничтожение людей в газовых камерах и повсеместные пытки не оставили сомнений в виновности преступников. В итоге к наивысшей мере наказания – повешению – было приговорено 12 немцев – самых активных фашистских деятелей (Г.Геринг, И.Риббентроп, В.Кейтель, Э.Кальтенбруннер, А. Роззенберг, Г. Франк, В. Фрик, Ю. Штрейхер, Ф. Заукель, А.Зейсс-Инкварта, М. Борман – заочно, Йодль – посмертно оправдан в 1953 году). К пожизненному сроку содержания приговорено 3 нациста: Р.Гесс, В.Функ, Э.Редер. К 10 и 15 годам тюрьмы соответственно – К. Дёниц (главнокомандующий ВМФ Германии) и К. Нейрат (немецкий дипломат). Оправданы были 3 человека: Г. Фриче, Ф. Папен, Я.Шахт.

1953 – Первый в мире атомный!

img10[1]

20 ноября 1953 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве атомного ледокола «Ленин» — первого в мире судна гражданского назначения с ядерной силовой установкой.
Запас топлива дизельных ледоколов образца середины XX в. составлял до трети массы судна. Но даже такого количества горючего хватало максимум на месяц хода, что было недостаточно для северной навигации. Случалось, караван судов зимовал, затертый во льдах, из-за того, что на ледоколе заканчивалось топливо. Поэтому требовалось судно, которое могло бы сопровождать караваны судов более продолжительное время. Таким образом, ледокол проектировался и строился для обслуживания Северного морского пути. Мощная энергоустановка и высокая автономность позволили значительно увеличить срок северной навигации. По подсчётам учёных атомный ледокол должен был расходовать в сутки 45 г ядерного горючего. Атомоход, практически имея неограниченный район плавания, мог побывать за один рейс и в Арктике, и у берегов Антарктиды.

Разработка проекта велась Центральным конструкторским бюро «Айсберг». Главным конструктором был В. И. Неганов, руководителем проекта атомной силовой установки — И. И. Африкантов, главным строителем — В. И. Червяков.

Длина атомного ледокола составила 134 м, ширина — 27,6 м, водоизмещение — 16 тыс. т, скорость хода — 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 м. Корпус ледокола был изготовлен из специальной стали-«нержавейки», разработанной в институте «Прометей». Экипажу были созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Полностью обеспечивалась радиационная безопасность личного состава ледокола и окружающей среды.

5 декабря 1957 г. был осуществлён спуск корпуса ледокола на воду. В сентябре 1959 г. начались ходовые испытания в Финском заливе. 3 декабря 1959 г. состоялось успешное завершение испытаний атомного ледокола «Ленин», на нём был поднят государственный флаг СССР. Эта дата стала днем рождения советского ледокольного флота.

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет, на 5 лет больше проектного срока эксплуатации. В 1989 г. ледокол был выведен из состава флота. Судно прошло 654,4 тыс. морских миль, из них 563,6 тыс. — во льдах (30 земных экваторов), то есть в среднем за один год ледокол прокладывал по северным морям маршрут протяженностью в одно кругосветное путешествие. За время службы ледокол «Ленин» провел через льды Арктики 3 тыс. 741 транспортное судно.

3 декабря 2009 г. в день 50-летия отечественного атомного ледокольного флота России у причала морского вокзала Мурманска состоится открытие атомного ледокола «Ленин» для посетителей в качестве музея Арктики и освоения Северного морского пути.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments

Напишите нам