1905 – 5 декабря 1905 года. Образование Московского Совета.
1911 – 5 декабря 1911 года родился Жуан Карлус Маригелла — бразильский революционер, руководитель Бразильской компартии до 1967 года, идеолог вооруженной борьбы против фашизма методами «городской герильи».
1918 – 5 декабря 1918 г. Реввоенсовет Республики издал приказ об образовании политических отделов в Красной Армии.
1919 – 5 декабря 1919 года Петроград награждён орденом Красного Знамени и Почётным революционным Красным знаменем.
1919 – 5-9 декабря 1919 г. в Москве состоялся VII Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. 5 декабря с докладом о деятельности ВЦИК и Совнаркома выступил В. И. Ленин.
1929 – 5 декабря 1929 года начал работу I Всесоюзный съезд ударных бригад (5—10 декабря).
1929 – 5 декабря 1929 года создана Таджикская Советская Социалистическая Республика.
1936 – Сталинская Конституция
5 декабря 1936 года VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов была принята Конституция СССР – основной закон первого в мире государства трудящихся, действовавший (с изменениями и дополнениями) до 1977 года.
Впервые в истории человечества Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное). Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки. Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование. Все это попрано современными «демократами» после развала СССР в 1991 году.
1936 – Образование Коми АССР, Марийской АССР, Северо-Осетинской АССР, Кабардино-Балкарской АССР и Чечено-Ингушской АССР. 1936 — Преобразование Казахской АССР в Казахскую ССР; вхождение Каракалпакской АССР в Узбекскую ССР.
1941 – Контрнаступление советских войск и начало разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Замысел советского командования заключался в том, чтобы разгромить и отбросить ударные группировки противника дальше от столицы. Основная задача в контрнаступлении возлагалась на Западный фронт (командующий — генерал армии Г. К. Жуков). Севернее и южнее наносили удары войска Калининского (командующий — генерал-полковник И.С. Конев) и Юго-Западного (командующий — Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко, с 18 декабря 1941 года — генерал-лейтенант Ф.Я. Костенко) фронтов.
Значительную роль в контрнаступлении сыграли авиация Резерва Верховного Главнокомандования и партизаны, действовавшие на занятой противником территории.
Красная Армия должна была начать контрнаступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, артиллерии и танках было еще на стороне противника.
Огромные потери, понесенные Красной Армией в конце сентября – начале октября, не удалось восполнить даже к началу декабря 1941 года. К началу контрнаступления под Москвой сложилось следующее соотношение сил РККА и Вермахта… В мемуарах Г.К. Жукова о соотношении сил к началу декабрьского контрнаступления Красной Армии под Москвой сказано следующее:
“Несмотря на передачу нам трех армий, Западный фронт не имел численного превосходства над противником (кроме авиации). В танках и артиллерии превосходство было на стороне врага. Это обстоятельство явилось главной особенностью контрнаступления наших войск под Москвой”.
1942 – 5 декабря 1942 года в г. Николаеве фашистами были повешены два пионера-подпольщика В 1959 году на средства, полученные за собранный школьниками Украины металлолом, в Пионерском сквере в честь героев был воздвигнут памятник.
В мае 1942 г. в Николаев была заброшена группа разведчиков под руководством В. Андреева, которая организовала в городе подпольную организацию «Николаевский центр». В ее состав вошли пионеры Шура Кобер и Витя Хоменко. Будучи связными, ребята выполняли важные задания. Витя на отлично знал немецкий язык, работал в офицерской столовой. В пьяных спорах фашисты выбалтывали сведения, которые играли важную роль для принятия решений в «Николаевском центре». Однажды, когда у подпольщиков вышла из строя рация, передать секретные сведения советскому командованию поручили пионерам. Несколько сот километров они прошли пешком. Перешли линию фронта, и затем самолетом их отправили в Москву, в штаб партизанского движения. В октябре ребята были переправлены через линию фронта самолетом и сброшены на парашютах в двадцати километрах от Николаева. Они вновь приступили к выполнению боевых заданий, однако вскоре были преданы провокатором. 10 дней фашисты пытали юных разведчиков и, ничего не добившись, 5 декабря 1942 г. их повесили базарной площади города. За свой подвиг пионеры посмертно награждены орденами Великой Отечественной войны І степени.
5 ноября 1959 г. в Пионерском сквере был открыт памятник героям-подпольщикам. Он сооружен на средства, полученные за собранный школьниками Украины металлолом. На высоком постаменте стоят две бронзовые фигуры мальчиков. На гранитной плите высечены слова:” Пионерам-героям, юным разведчикам Шуре Коберу и Вите Хоменко, погибшим в борьбе с фашистскими захватчиками 5 декабря 1942 года, от пионеров Украины”. Авторы памятника – скульпторы О. Князек, Т. Судвина, Ю. Тягно.
1944 – 5 декабря 1944 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медали “За оборону Советского Заполярья”, которой было награждено более 350 тыс. человек.
1957 – Первый в мире атомный ледокол!
5 декабря 1957 года, на «Адмиралтейских верфях» в Ленинграде было спущено на воду первое в мире судно гражданского назначения с ядерной энергоустановкой — атомный ледокол «Ленин».
Атомный ледокол «Ленин» стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Он был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути (между Дальним Востоком и Европейской частью России), а также экспедиционного плавания в Арктике.
Над проектом корабля работали ученые во главе с физиком Анатолием Александровым.
Ледокол «Ленин» был длиной 134,0 метра и шириной 27,6 метра, с удлиненной средней надстройкой и двумя мачтами, а также в кормовой части взлетно-посадочной площадкой для вертолетов ледовой разведки. Высота борта составляла 16,1 метра. Водоизмещение – 16,0 тысяч тонн.
Корабль имел в центральной части ядерную паропроизводительную установку водо-водяного типа, которая вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов. Они питали постоянным током три гребных электродвигателя, приводящих в действие три гребных винта прочной конструкции.
Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, а 15 сентября 1959 года вышел в первое плавание. Первым капитаном ледокола стал Павел Пономарев.
В 1966 году было принято решение заменить старую трехреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную.
В 1989 году судно было выведено из эксплуатации и поставлено на вечную стоянку в Мурманске.
За 30 лет службы корабль прошел 654,4 тысяч морских миль и провел через льды 3741 судно.
«Ленин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.
Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.
Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу на гребные винты.
Единственной (!) страной, обладающей флотом атомных ледоколов, являлся СССР, а сегодня Россия.
Все 10 существующих в мире атомных ледоколов (хотя один из них на самом деле является не ледоколом, а атомным лихтеровозом с ледокольным носом) были спроектированы в СССР и России. Почти все эти корабли были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Два ледокола — речные «Вайгач» и «Таймыр» — были построены на верфи Wartsila в Финляндии и затем переправлены в Ленинград для установки ядерных реакторов. Лихтеровоз «Севморпуть» был построен на керченском заводе «Залив».
1972 – 5 декабря 1972 года был собран первый серийный автомобиль ВАЗ-2103 «Жигули» — советский заднеприводный легковой автомобиль II группы малого класса с кузовом седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе модели Fiat 124 и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1972 по 1984 год. Автомобиль широко экспортировался и пользовался популярностью даже в странах Запада. На экспорт ВАЗ-2103 шёл под названием Lada 1500.