Интервью: Игорь Коротченко
— Геннадий Андреевич, Вы долгие годы работали в аппарате ЦК КПСС и знаете многие события, что называется, изнутри. После прихода к власти Ю.В. Андропова одним из первых его кадровых решений было назначение на должность первого заместителя Председателя Совета Министров СССР Гейдара Алиева. Кадровый чекист, впоследствии руководитель Советского Азербайджана. Почему такие решения были востребованы временем и Андроповым?
— Я правление Брежнева делю на две части. Они вместе с Косыгиным сделали для страны очень многое. Если бы после рокового для генерального секретаря 1976 года к власти пришел Андропов, мы бы не дожили до криминальных 90-х годов и не попали в тот водоворот, в котором погибла великая страна. Я при позднем Брежневе дважды отказался идти в ЦК. Мы вместе с моим учителем Ивановым подготовили перспективный план развития города Орла на 30 лет вперед. Я хотел завершить этот эксперимент.
А когда к власти пришел Андропов, он потребовал пригласить на работу в центральный аппарат ЦК группу молодых, до 40 лет, партийных работников с опытом руководящей деятельности и с ученой степенью. Мне поручили курировать Москву и Московскую область, Северный Кавказ, Прибалтику, Среднюю Азию.
Я считаю, что Андропов заложил основы новой политики, но не сумел реализовать ни одной идеи до конца. При этом он подбирал кадры, которые были в состоянии быстро и энергично решить стоящие перед страной проблемы.
С Гейдаром Алиевым я был близко знаком. Ему поручили готовить доклад по ленинской тематике, он его сделал блестяще. С тех пор у нас были хорошие отношения. А когда он вернулся в Нахичевань, и заполыхал пожар в Карабахе, к нему поехала большая делегация и обратилась с просьбой возглавить республику.
Гейдар Алиев это сделал и провел блестящие меры по нормализации ситуации. Приложил все усилия для того, чтобы убедить русских, что им не надо бежать из Азербайджана. Встретился с нашими священнослужителями и пообещал, что будет лично гарантировать их безопасность. И сегодня во всех школах Азербайджана преподают русский язык.
Когда нынешний президент Ильхам Алиев руководил делегацией Азербайджана в Парламентской Ассамблее Совета Европы, Гейдар Алиевич Алиев приехал и сказал сыну: «Это наши друзья, и мы должны все сделать для того, чтобы укрепить связи». С тех пор эти связи с Ильхамом Алиевым только крепли, и мы максимально способствовали восстановлению мира и справедливости на Кавказе.
Андропов подбирал кадры довольно эффективно. Когда говорят, что якобы в качестве преемника он видел Горбачева, то это не соответствует действительности. Как человек, который возглавлял КГБ, он знал, что Яковлев почти 10 лет пробыл в Канаде, вместе с Калугиным проходил стажировку в Колумбийском университете в США. Мое ощущение, что его там завербовали. Разведка давала данные на этот счет. К слову, Крючков носил материалы на эту тему Горбачеву, и тот не принял никаких мер. Это было предательство нашей страны.
— Вы отметили, что президент Азербайджана Гейдар Алиев основой развития государства сделал опору на русских и на русский язык. В тех условиях 90-х годов это был знаковый фактор для нас, что мы не уходим, а присутствуем в интеллектуальном, культурном, философском планах на постсоветском пространстве?
— Главным оружием борьбы против нашей страны всегда были антисоветизм и русофобия. Из этих двух стволов палили давно. Еще Михаил Шолохов обращался в свое время к Л.И. Брежневу с предупреждением, что в информационно-культурной сфере начинает господствовать русофобия. На эту проблему обращали внимание все крупные писатели, литераторы, управленцы.
Русские под своими знаменами собрали 190 народов и народностей, не разрушив ни одного языка, ни одной веры, ни одной культуры. В этом отношении без русского стержня наше государство не может существовать. И те, кто решил развалить нас, организовывал диверсии против нас, понимали, что атака на русский мир, русскую культуру, науку, Великую Победу, сплоченность, единство – это главное условие для того, чтобы разрушить единую страну.
Я должен сказать, что в Азербайджане, на мой взгляд, это всегда ощущали. И отец, и сын Алиевы всегда понимали необходимость такого тесного контакта и взаимодействия с Россией. И если вы посмотрите на те же азербайджанские диаспоры, они довольно крепки и присутствуют во всех крупных культурных центрах России, включая Москву. Это делает честь руководителям Азербайджана и говорит об их дальновидности.
— Почему настолько важно отметить 100-летие общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева?
— Я сторонник того, чтобы мы отметили все знаковые 100-летние юбилеи. В том числе связанные с тем, чему верой и правдой служил Гейдар Алиев. Мы начали празднования со 100-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Я пригласил к участию в торжественных мероприятиях левопатриотические силы из всех стран. Приехали 132 делегации. Никто не отказался. Празднование началось в Ленинграде, городе революции. В Таврическом дворце, где заседала Государственная Дума, мы провели первую встречу и выставку. Потом мероприятие продолжилось в Москве. Меня поразило то, что все участники до единого поддержали нас и по Крыму, и по Севастополю.
Выезжая за рубеж, я давно обратил внимание, что почти во всех странах есть те, кто учился в России. И все они, как правило, с большим уважением относятся к нашей стране, поддерживают тесные связи и контакты с ней. Мы провели 100-летие Красной Армии, Комсомола, Пионерии. Провели Всероссийский форум Дружбы народов в Татарстане. Состоялся форум левопатриотических сил в Гаване. А в декабре 2022 года подобное мероприятие прошло в Москве.
100-летие Гейдара Алиева важно и нужно отметить в общенациональной масштабе. Это будет еще один шаг в сторону укрепления дружбы между нашими народами.
— Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние отношений между Россией и Азербайджаном?
— Я считаю, что у нашей страны сформировался ареал безопасности. Он складывался почти тысячу лет усилиями многих народов. Я не вижу мира и спокойствия в Закавказье без тесного взаимодействия с Российской Федерацией. Я был свидетелем ряда конфликтов на Кавказе и знаю, чем это заканчивается. В этом отношении укрепление связей с нашей страной всех, кто входил в Советский Союз, – это гарантия безопасности для них и для нас.
Без левопатриотических идей, связанных с социализацией жизни, справедливости и дружбы народов, мы из всемирного тупика, в который сегодня попал капиталистический мир, не выберемся. Я был поражен, когда на Валдайском форуме президент России Владимир Путин заявил, что капитализм себя исчерпал.
Мы видим, как почти вся континентальная Европа фактически «легла» под США, хотя их санкции всем обходятся очень дорого. Жертвами антироссийских санкций стали уже четыре правительства в Европе. И германское правительство тоже шатается. Для них это все обернется бедой.
Но мы должны понимать, что из капиталистического тупика существует только один выход – социализм и социализация жизни. И китайцы, проводя последовательно экономические реформы Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао, Си Цзиньпина, убедительно это демонстрируют.
— Какова Ваша оценка нынешнего этапа развития международной обстановки?
— В прошлом веке случились два системных кризиса, которые охватили все сферы жизни. Оба они закончились мировыми войнами. Следствием того состояния, в котором оказалась страна за годы Первой мировой войны, стала Великая Октябрьская социалистическая революция. Я по дням изучал решения, которые принимал В.И. Ленин. Многим тогда казалось, что уже невозможно собрать распавшуюся, сгоревшую страну. А он предложил вариант политики, который, собственно говоря, спас Русский мир, обеспечил нашу безопасность, государственность, и наше будущее. Так завершился первый системный кризис.
Если бы следом за политической ВЧК не была создана еще и ВЧК по ликвидации безграмотности, мы бы не победили во Второй мировой войне. Только в 1918-1919 гг., при В.И. Ленине, было создано 33 научно-исследовательских института. И все это – во время гражданской войны.
Из второго системного кризиса нас вывела Великая Победа. Чтобы победить, нужно было предложить политику, которая собрала бы израненную гражданской войной страну. И.В. Сталин справился с этой задачей.
Я читал его выступление в 1931 году на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности. Некоторые воспроизводят только последнюю часть его знаменитой речи о том, что мы отстали от передовых стран на 50-100 лет, и, если не пробежим это расстояние за 10 лет, то нас сомнут. Но сказанное до этого не цитируют. А до этого Сталин говорит, что нас били монгольские ханы, били турецкие беки, били шведские феодалы, били польско-литовские паны, били англо-французские капиталисты, били японские самураи. Били все – за отсталость. Сталин боролся не только с отсталостью страны. Он многое сделал, чтобы сплотить общество. Вот благодаря чему в 1941 году мы встретили войну не только с танком Т-34 и БМ-13 «Катюша», но и с пушкой Грабина и штурмовиком Ил-2.
Иосиф Виссарионович сделал все для того, чтобы залечить раны, которые нанесла стране гражданская война. Многие были против постановки по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия» во МХАТе. Сталин сказал, что у белых была своя правда. В 1934 году началась постепенная реабилитация казачества. В 1935 году он, по сути, примирился с кулаками. Была восстановлена русская героико-патриотическая история. Иосиф Сталин предложил народу Страны Советов вдохновляться не только личностью Ленина, но и мужественным образом наших великих предков: Кутузова, Суворова, Донского, Невского, Минина и Пожарского.
Сейчас особенное и очень тревожное время. Мы должны понять, что капитализм зашел в тупик, и без советского фундамента строить новый мир не на чем. Мы можем опереться и на опыт Китая. Очевидно, что нужен новый курс. Но никакой альтернативы капитализму, кроме социализации, мир не знает.
— Каким должен быть ответ России на западные санкции?
— Наш ответ совершенно очевиден: разработано 12 законопроектов. Предлагаемые КПРФ меры включают бесплатное высшее образование, поддержку новейших технологий, гарантии социальной защиты. Мы считаем, что принимаемые сегодня в стране меры – минимально необходимые, но явно недостаточные в условиях глобальных санкций. Требуется увеличение бюджета на образование, фундаментальную и прикладную науку. Мы предлагаем программу возрождения сел, малых городов России, развития мощного сельскохозяйственного сектора экономики.
Нам нужны новые кадры. По сути, сегодня речь идет о демографической катастрофе. За прошлый год население России сократилось на 1 миллион человек. Необходим и план модернизации газового хозяйства, и коммунальной инфраструктуры. Сейчас нам нужен большой прорыв и большой подвиг. Уверен, что глава Российского государства поддержит наши инициативы.