В последние годы официальные лица России регулярно заявляют о недопустимости фальсификации истории Второй мировой войны. С этой точки зрения три десятилетия борьбы КПРФ за историческую правду дают свои результаты.
На первый взгляд, по данному вопросу в обществе сложилась консолидированная позиция. И она закономерно базируется на моральном и политическом осуждении злодеяний нацистских преступников и их пособников, на решительном неприятии идеологии расового и национального превосходства. Однако, к сожалению, не всё так просто.
Классовый характер нынешней общественно-политической системы России постоянно напоминает о себе приметами антисоветизма. Вот вам один их последних фактов. 3-4 октября в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына состоялась конференция к 150-летию со дня рождения Ивана Шмелёва и 100-летию выхода в свет его “Солнца мёртвых”. Там же и по тому же случаю открылась выставка, которая продлится четыре месяца. А на 7 октября музей анонсировал специальную экскурсию “Москва Ивана Шмелёва”.
Ситуацию комментирует заместитель Председателя ЦК КПРФ Дмитрий НОВИКОВ:
– Нельзя было не заметить, сообщений российских СМИ о начале научной конференции, направленной на осмысление творчества «русского писателя» Ивана Шмелёва. В данном случае я употребляю слово «русский» в кавычках. Поклонники Шмелёва постоянно подчёркивают, что их кумир «любил русский народ и Россию». Однако, на мой взгляд, эта оценка плохо стыкуется с открытой симпатией к Адольфу Гитлеру.
Известно, что сын Ивана Шмелёва служил в армии Врангеля. За преступления против трудящихся этот белый коллаборационист был расстрелян. По всем признакам нелюбовь к Советской власти была важнейшей движущей силой в жизни писателя Шмелёва. Она оставила заметный след в творчестве этого представителя «цвета белой эмиграции».
Иван Шмелёв был так зациклен на антикоммунизме, что открыто поддержал вторжение вермахта в СССР. Преступную деятельность Гитлера он называл «подвигом Рыцаря, поднявшим меч на Дьявола». «Я глубоко верю в предназначение Божие, карающий и очистительный меч был вложен в руку Германии… так дано в историческом течении, Высшею Волею, избран достойный сего», – писал он о нацистском фюрере. Предлагаю всем просто вчитаться как следует в эти слова.
9 октября 1941 года гитлеровские войска прорвали фронт под Вязьмой. Тысячи солдат Красной Армии попали в окружение. Развернувшиеся события стали большой трагедией. И в этот самый момент Шмелёв ликует: «Прорван фронт дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены… идёт разделка».
Отправку советских граждан на принудительные работы в Германию светоч псевдопатриотов не просто оправдывал, а «всем сердцем приветствовал». Судя по его словам, таким способом «немцы спасают народ от голода». На этом “основании” он делал вывод: «Герои те, кто сейчас едут туда, помогают освободителям!»
Примечательно, что после разгрома фашизма Иван Шмелёв быстро «переобулся» и заявлял, что «ничего не знал» о зверствах нацистов. Впрочем, заявления «о незнании» делали даже те, кто в 1946 году оказался на скамье подсудимых в Нюрнберге. Напомню, что главарей нацизма их оправдания не избавили от ответственности за преступления. А вот их идеологический пособник Шмелёв оказался “достоин” того, чтобы собирать в его честь конференции и открывать выставки в Москве на фоне борьбы за денацификацию Украины.
Кто-то может возразить мне, что произведения Шмелёва не запрещались в СССР, что в 1926-1929 годах в советской стране вышло целых шесть изданий его прозы, а литературоведы именовали его большим художником. Всё это так, только указанные факты говорят не в пользу Шмелёва, а в пользу Советской власти. Отношение к творчеству писателя-эмигранта наглядно свидетельствует о том, что она, включая сталинский период, вовсе не была той ангажированной и догматичной, какой привыкли её рисовать наши оппоненты. И это первое, на что стоит обратить внимание.
Есть и второе. Пронацистская позиция не подлежит оправданию. Ни при каких условиях. Не подлежит, и точка! Никогда!
Как же тогда нам оценивать плановые мероприятия в солженицынском центре, как порой называют Дом русского зарубежья? Как всё это квалифицировать? Может быть, как недоразумение? Да нет, это гораздо хуже!
Считаю, что нынешние мероприятия в столице России в честь юбилея Шмелёва – это плевок на могилы героев-победителей. Это акт унижения всех нас – их потомков. Это топтание на костях советских солдат и мирных граждан, погибших под Вязьмой и Сталинградом, умерших от голода в Ленинграде и Освенциме, павших при освобождении Киева и Варшавы. Ну как, скажите, подобные явления можно принять за норму?!
Убеждён, что этот свежий случай в московском музее следует трактовать как выпад против нашей исторической памяти. Мы имеем перед собой очередной акт кощунства. И я не считаю, что дело должно ограничиваться лишь общественным осуждением. Ситуация заслуживает пристального внимания со стороны правоохранительных органов. Нормы закона это не просто допускают, но и прямо предусматривают.
Всякое большое предательство начинается с малого. Например с допущения, что поддержка нацизма или лично Гитлера может быть чем-то обоснована. Например, оправдана творческими достижениями каких-либо личностей.
Всё, что касается схватки с фашизмом, для нашего народа особая тема. Ни в каком виде недопустимо посягательство на священную память о тех, кто отдавал здоровье и саму жизнь в борьбе за свободу нашей Советской Родины. И не существует такой чаши весов, которая способна уравнять истинных героев с теми, кто оказался на другой, на тёмной стороне истории.