Севастопольские муниципалитеты в этом году будут вынуждены работать практически без финансирования, которого их «любезно» лишило городское Правительство. Для 10 внутригородских муниципальных образований Севастополя (далее – ВМО) в городском бюджете на текущий год выделено всего 37 миллионов рублей, что едва покрывает расходы на оплату труда работников муниципалитетов, не говоря уже о выполнении многочисленных функций в сфере благоустройства, озеленения и уборки общественных территорий.
Напомним, что в соответствии с Законом города Севастополя №314-ЗС от 29.12.2016 г., органы местного самоуправления своими силами выполняют ряд государственных полномочий, переданных им исполнительной властью. В частности, на городские муниципалитеты возложены обязанности по благоустройству и санитарной уборке территорий, вывозу свалок, очистке урн, покосу травы, содержанию детских и спортивных площадок и другие общественно полезные функции, на выполнение которых ежегодно из бюджета Севастополя выделяется соответствующее финансирование.
Так было всегда, но этот год неожиданно стал неприятным исключением из правил. Правительство Севастополя проделало хитрый трюк, сначала включив в законопроект о годовом бюджете достаточные суммы финансирования (дабы усыпить бдительность муниципалитетов), а ко второму чтению по-тихому «урезав» субвенцию бюджетам ВМО в десятки раз. В итоге муниципалитеты всех районов получили на текущий год в общей сложности всего 37 млн. рублей, в том числе, ВМО Гагаринского и Нахимовского района выделено по 5,7 млн. руб., ВМО Ленинского района – 3,6 млн. руб., а остальным 7 муниципальным образованиям досталось всего по 2,9 млн. руб.
Правительство Севастополя никогда не баловало городские муниципалитеты щедрым финансированием, но таких жалких подачек, как в этом году, органы местного самоуправления ещё не видели.
Для сравнения, в прошлом году на реализацию переданных полномочий севастопольских муниципальных образований из бюджета было выделено в общей сложности более 515 млн. рублей, в том числе, 123,3 млн. руб. – для Гагаринского муниципалитета, 133,5 млн. руб. – для ВМО Ленинского района и 97,7 млн. руб. – для Нахимовского муниципального округа. Остальные муниципалитеты получили финансирование в разных суммах в диапазоне от 9,7 до 62 млн. рублей, то есть в прошлом году районам выделили в десятки раз больше средств, чем в нынешнем.
Беспрецедентно урезанный бюджет этого года вызвал бурную реакцию со стороны муниципалитетов, которые абсолютно не понимают, как они будут полноценно выполнять переданные полномочия и смотреть людям в глаза, не имея для этого необходимого финансирования. Одним из поводов для сокращения бюджетных вливаний в городские ВМО стало сокращение спектра их полномочий. С начала этого года Правительство освободило Ленинский, Гагаринский и Нахимовский муниципалитеты от обязанностей по уборке территорий и содержанию зелёных насаждений, делегировав эти функции Департаменту городского хозяйства. Отныне за подметание улиц в трёх крупнейших районах города будет отвечать ООО «Чистый город», а за озеленение территорий – ГБУ «Парки и скверы». При этом у остальных ВМО сохранились все полномочия.
Выходит, Правительство Севастополя забрало часть полномочий только у трёх городских муниципалитетов, а финансирование урезало для всех ВМО. Причём, на хрупких плечах городских муниципалитетов остался самый проблемный вопрос – уборка городских свалок, количество которых стремительно растёт в условиях отсутствия обещанного властями мусороперерабатывающего парка в Первомайской балке. Поскольку эта острая неурегулированная проблема уже долгое время является досадным бельмом на глазу у Правительства Севастополя, не удивительно, что чиновники решили свалить ответственность за свою главную «головную боль» на муниципалов. При этом исполнительную власть совсем не смутило, что ВМО не обеспечены ни финансами, ни специалистами для решения масштабной проблемы городских стихийных свалок, которые растут как грибы после дождя.
Дабы хоть как-то «подсластить горькую пилюлю», Правительство пообещало выделять муниципалитетам недостающее финансирование поквартально на основе заявок в Департамент городского хозяйства. Однако пока это только слова, не подкреплённые делом, ведь оформленного решения Правительства на этот счёт всё ещё нет. Кроме того, специалисты уже окрестили предложенную сомнительную схему поквартального финансирования удавкой на шее муниципальной власти, которая в новых условиях просто не сможет выполнять свои полномочия из-за длительных сроков контрактных процедур.
Существует серьёзный риск, что в условиях неопределённости сроков и сумм отложенного финансирования, муниципалитеты не смогут заключать годовые контракты с исполнителями работ, а ежеквартальные закупки приведут к длительным простоям в выполнении работ. На практике с момента выделения денег нужно ещё 2-3 месяца на поиск подрядчика, проведение конкурса и заключение контракта. Кроме того, по милости исполнительной власти муниципалитеты оказались в долговой ловушке, ведь многие ВМО уже успели заключить контракты в конце прошлого года, а в свете отсутствия финансирования теперь платить за эти работы нечем. Соответственно, контракты придётся расторгнуть, оставив городские улицы грязными, а жителей – возмущенными, да ещё и выплатив неустойку подрядчикам из бюджета, которого нет.
Кроме всего прочего, критический дефицит финансирования ставит под вопрос дальнейшее существование отделов благоустройства городских ВМО. Главы муниципалитетов опасаются, что завтра им нечем будет платить зарплату своим сотрудникам, и они начнут массово увольняться. По словам главы ВМО Ленинского района Максима Мишина, сегодня средняя заработная плата сотрудника муниципалитета составляет до 18 тысяч рублей. Распустить отдел благоустройства очень легко, но потом набрать людей на их зарплату и с их опытом будет весьма проблематично. К тому же в случае увольнения сотрудников в условиях дефицита финансирования муниципалитетам даже нечем будет выплатить 2-месячное выходное пособие по закону.
Похоже, перевод муниципалитетов на новую ежеквартальную схему финансирования через профильный Департамент – не что иное, как хитрая уловка Правительства для сокращения до неприличия большого дефицита городского бюджета. Однако, по мнению депутата-коммуниста Сергея Борисова, это не самое лучшее решение проблемы, поскольку оптимизировать городской бюджет нужно не сокращением жизненно важных статей расходов, а легализацией доходов, которые незаконно минуют городскую казну:
«Не надо бояться больших расходов, надо бояться малых доходов! Сегодня абсолютно игнорируются такие доходы, которые могли бы поступать в бюджет, но из-за того, что не организована работа и закрываются глаза, город их теряет. У нас вся наружная реклама находится в теневом секторе экономики, от чего бюджет ежегодно недополучает 250-300 млн. рублей. Второе – камеры наблюдения, которые в среднем дают порядка 400 млн. рублей штрафов за нарушение ПДД в год. Эти деньги практически в 100%-м объёме перечисляются собственнику камер ООО «Безопасные дороги», с которым Правительством заключен кабальный долгосрочный контракт. Третье – недобросовестные участники СЭЗ, не выполнившие условия инвестиционных контрактов, с которыми только в прошлом году расторгнуто договоров на сумму порядка 120 млн. рублей, и эти деньги теперь нужно вернуть в бюджет. Всё это в чистом виде ущерб для городской казны», – прокомментировал экономическую ситуацию в городе представитель «красных».
Складывается ситуация, когда Правительство Севастополя решает проблему дефицита городского бюджета не за счёт развития экономики и наращивания доходов, а путём сокрытия реальных расходов. Очевидно, именно поэтому «за кадром» оказались затраты на содержание муниципалитетов, которых сегодня фактически оставили без денег и ясных перспектив существования под предлогом перехода на ежеквартальную схему финансирования. Вместо того чтобы развивать промышленность, наращивать объём налоговых поступлений в бюджет и легализовать миллиардные доходы, оседающие в теневом секторе экономики, городские власти бессовестно «режут» бюджеты муниципалитетов, фактически лишая их всякой возможности выполнять свои функции по благоустройству и содержанию города в чистоте. А в конечном итоге от такой бездумной политики нынешней власти страдают простые севастопольцы, которые, обращаясь за помощью в местные администрации своих районов, всякий раз слышат в ответ «у нас нет денег, обращайтесь в Правительство».
Автор: Наталья Ивакова
Источник: Газета «Севастопольская правда»