Обуздать продовольственную инфляцию могло бы ограничение торговой наценки на основные продукты питания
В октябре 2021 г. годовая инфляция увеличилась до 8,13%, говорится в информационно-аналитическом комментарии Банка России по итогам октября и 10 месяцев 2021 года. Половина этого прироста дало удорожание плодоовощной продукции, еще четверть – мясной и молочной продукции. Годовая продовольственная инфляция в целом увеличилась до 10,89%. Вот эту последнюю цифру, выступая в Госдуме, Эльвира Набиуллина и назвала скромно «двузначной».
«Если мы упустим сейчас инфляцию, то пострадают и так наименее защищенные группы населения», — заявила председатель Центробанка. По её словам, чем меньше у человека доход, тем больше в его потребительской корзине занимают продукты – и значит, продуктовая инфляция бьёт по нему в первую очередь.
В признании Набиуллиной, что у бедных своя инфляция, и она гораздо выше официальной, нет ничего нового. А вот её прогноз о том, что наименее защищенные «могут пострадать», может вызвать лишь горькую усмешку, поскольку реальные доходы населения России и так падают почти без перерыва уже седьмой год подряд. И, только по официальным данным, в стране насчитывается от 17 до 20 миллионов людей, живущих за чертой бедности. В реальности бедных у нас гораздо больше, с учётом того, что самая распространённая зарплата в России (без учёта Москвы) не превышает 25 тысяч рублей в месяц.
Среди продуктов питания особенно сильно летом и осенью дорожала плодоовощная продукция. Только в октябре огурцы подорожали на 48,7%, помидоры – на 43,8%, картофель – на 15,5%. При этом чиновники ссылаются на неурожай.
Но, господа из правительства, если ещё летом у вас было понимание, что засуха скажется на валовом сборе овощей и корнеплодов, что мешало уже тогда начать переговоры об их импорте из СНГ и Дальнего Зарубежья, чтобы удовлетворить спрос и сбить цены? Кроме того, традиционно в нашей стране плодоовощная продукция массово производится и заготавливается населением на дачных и приусадебных участках. Причем это земледелие, как правило, поливное, а, значит, менее подвержено воздействию засушливой погоды. Сохранись в нашей стране советская система потребительской кооперации, можно было бы быстро наполнить рынок «домашними» овощами и корнеплодами.
Вместо этого монетаристы из финансово-экономического блока правительства собираются «любой ценой» бороться с инфляцией. Ну, повысите вы ключевую ставку (в большинстве стран регуляторы ее сейчас снижают). Ну, отчитаетесь о снижении инфляции с нынешних «официальных» 8,13% до 6-7%. Хорошо, среднегодовой рост цен на продукты немного собьёте. Но при этом кредиты подорожают, покупательская способность населения упадёт, еле живые розница и общепит вообще впадут в кому. Ведь люди еще раньше потратили последнее на продукты, лекарства, коммуналку и мало-мальскую одежду к зиме. И как такая борьба с инфляцией «любой ценой» решит проблему низких (а, на самом деле, падающих) доходов россиян?
КПРФ в прошлом году предложила целый пакет мер поддержки экономики и населения страны в условиях коронакризиса. Среди них – прямая финансовая поддержка всего взрослого населения страны – в размере МРОТ единовременно каждому.
У нас, коммунистов, есть свой рецепт и по обузданию цен на продукты. Для этого нужно ограничить торговые надбавки на основные продукты питания. В декабре 2020 года мы внесли в Госдуму поправки в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Но он был отвергнут и правительством, и парламентским большинством. Хотя его принятие могло бы способствовать решению острейшей проблемы стремительного роста цен на основные продукты питания.
Нужно четко понимать: убивает не только и не столько коронакризис. Убивают стрессы, порожденные неуверенностью в завтрашнем дне, страхом за будущее, потерей работы и ростом цен. Вот и косят россиян похлеще ковида инфаркты и инсульты. Нужно поддержать людей материально сегодня. Тем самым государство спасет десятки тысяч жизней, поможет сохранить здоровье сотням тысяч наших сограждан.