Позавчера проект Избирательного Кодекса Российской Федерации был наконец-то вынесен на заседание соответствующего Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству. Большинство в Комитете его отклонили, потому что большинство составляет «Единая Россия».
Напомню, что этот проект Избирательного кодекса был внесен в Госдуму группой депутатов фракции КПРФ во главе с Г.А.Зюгановым еще 22 февраля 2023 года
Идея разработки Избирательного кодекса как федерального нормативного правового акта, закрепляющего наиболее важные требования к проведению всех видов выборов в Российской Федерации, не нова. Первая попытка создать Кодекс была предпринята в 1992 году в рамках плановой законотворческой деятельности Комитета Верховного Совета Российской Федерации по вопросам работы Советов народных депутатов и развития самоуправления. Разработкой этого документа впоследствии занимались политические партии, экспертное сообщество, а также специалисты в области избирательного права. Однако Государственной Думой не был рассмотрен ни один из подобных проектов.
В основу проекта фракции КПРФ положены результаты комплексного анализа федерального и регионального законодательства о выборах, судебной практики, актов международного права, а также анализа работы в избирательных кампаниях последних лет многотысячной армии активистов КПРФ и сторонников партии.
Основная цель проекта – демократизация российского избирательного законодательства, обеспечение избирательных прав граждан при сохранении основных принципов федерализма. Проект направлен на систематизацию действующего законодательства о выборах и референдуме, устранение в нем противоречий, пробелов и дублирования норм. Он призван сделать процесс правоприменения в данной области более понятным и удобным.
Принятие Кодекса будет иметь важнейшее значение для развития всей отрасли избирательного права. Кодификация обеспечит иерархию норм избирательного права, что не в состоянии сделать обычный закон. Законопроект предполагает, что федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны ему противоречить. При выявлении такого расхождения применяется Кодекс.
В качестве основ правового регулирования избирательных отношений предлагается сохранить ранее выработанные принципы, которые характеризуют участие граждан в выборах: всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование на выборах, свобода выборов и добровольность участия в них избирателей. В части организации и проведения выборов сохраняются принципы обязательности, периодичности, альтернативности и гласности выборов.
В законопроекте предлагается сохранить смешанную избирательную систему, при которой одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы (избранным считается кандидат, набравший большинство голосов), а другая в соответствии с принципами пропорциональной (мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов, избиратели голосуют за список кандидатов от партии). В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (избирается по одному депутату от каждого округа по мажоритарной системе относительного большинства) и 225 – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов от политических партий. При этом избиратель получает два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, а другим – за политическую партию. Таким образом, наиболее полно учитываются как политические (партийные), так и индивидуальные предпочтения избирателей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 ноября 1998 года № 26-П отметил, что «смешанная избирательная система существует в ряде демократических государств и в своей основе, как показывает мировой опыт, совместима с общепризнанными принципами, нормами международного права и соответствует предназначению выборов как высшего непосредственного выражения власти народа».
Структура проекта традиционна для кодифицированных нормативных правовых актов. Она включает Общую часть, относящуюся ко всем выборам и референдумам, проводимым в Российской Федерации, и Особенную часть, содержащую специальные нормы, касающиеся выборов различного уровня (Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, выборы депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, а также референдумов).
В начале документа приведены основные понятия и термины.
Основные нововведения проекта Кодекса следующие…
Продолжение: https://kprf.ru/dep/gosduma/activities/235423.html