Ликвидаторы
УЧЁНЫЕ БЬЮТ ТРЕВОГУ

Нынешняя власть не скупится на разнообразные «подарки» народу. То пенсионный возраст повысит, то медицину «оптимизирует», то тарифы на услуги ЖКХ в очередной раз поднимет. Но этого ей, видимо, недостаточно. Накануне Нового года известный официальный пропагандист В. Соловьёв подбросил ещё один сюрприз: предложил — ни много ни мало — упразднить Российскую академию наук как недостаточно эффективную, по его мнению. При этом не привёл никаких разумных аргументов. В.Т. Третьяков, участвовавший в телепередаче, попытался было возразить, однако Владимир Рудольфович не позволил ему даже договорить. Любой здравомыслящий человек спросит: как такое можно заявлять в наше время, когда уровнем развития науки определяется место любого государства в мире?

Удивляться особенно нечему. С отраслевой наукой было покончено ещё в 1990-е годы. За это «достижение» страна расплачивается по сей день. В 2013 году была первая попытка распустить РАН, ликвидировав академические институты, а самих академиков превратить в некий «клуб по интересам». Тогда эта затея сорвалась: ещё живы были академики — нобелевский лауреат Ж.И. Алфёров и Е.М. Примаков, авторитет которых не позволил совершить это преступление. Однако алчные чиновники всё же дорвались до «тяжёлого наследия социализма», прибрав к рукам материальную базу РАН. Но остались ещё здания, построенные для научных учреждений при Советской власти. Они в большинстве своём расположены в престижных районах Москвы, многие — на Ленинском проспекте. Теперь, видимо, наступает и их черёд. И, что показательно, всё это происходит накануне 300-летнего юбилея Российской академии наук!

Современная Россия проходит через суровые испытания. Речь идёт о самом существовании многовекового государства. Вряд ли найдётся человек, которому нужно объяснять, какую роль играет наука в укреплении обороноспособности страны. «Подвиги» Сердюкова дорого обошлись нашим Вооружённым силам. Особенно остро это чувствуют те, кто находятся сейчас на переднем крае борьбы. Недавняя мобилизация выявила нехватку высших и средних военных учебных заведений, а также медицинских учреждений, «оптимизированных» по указанию этого, с позволения сказать, министра обороны. Пора бы извлечь уроки. На этом фоне заявление господина Соловьёва, который на радиостанции «Вести FM» и телеканале «Россия» с утра до вечера проповедует идеи патриотизма, выглядит просто абсурдным.

Мы только что отметили столетие образования СССР. Поэтому обратимся к примерам из недавней истории. Вспомним о том, как развивалась советская наука в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Именно развивалась, а не выживала, как сейчас.

Ущерб, нанесённый стране фашистским агрессором, был огромен. Один только Ленинград лишился около трети научных работников, уникальных специалистов. В Белоруссии была уничтожена практически вся материальная база науки: здания, оборудование, библиотеки, музейные собрания. Погибли многие учёные. Страшно пострадала Украина. И всё же основной интеллектуальный потенциал страны был сохранён благодаря продуманной, масштабной государственной политике. Более того, вынужденная эвакуация дала толчок развитию науки в целом ряде регионов: на Урале, в Поволжье, в Сибири, в союзных и автономных республиках.

Под руководством крупнейших учёных шла разработка сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. За военные годы были открыты 34 нефтяных и газовых месторождения. Учёные внесли большой вклад в развитие энергосистем Урала, Кузбасса, Западной Сибири, Юга СССР. Совместная работа эвакуированных и местных специалистов на общее дело обороны страны способствовала укреплению национальных кадров, созданию новых научных школ. Это позволило поднять региональную науку на качественно иной уровень.

В годы войны далеко вперёд шагнула одна из важнейших областей науки — медицина. Развитие получили все её отрасли: от полевой хирургии до эпидемиологии. Во время войны в СССР не было ни одной эпидемии, даже в блокадном Ленинграде. На освобождённых от врага территориях пришлось заново воссоздавать систему здравоохранения. В 1944 году была учреждена Академия медицинских наук, объединившая 25 научно-исследовательских институтов. Её первым президентом стал Н.Н. Бурденко.

В.И. Ленин говорил: «Во всякой войне победа в конечном счёте обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь». Советские учёные-гуманитарии помогли одержать победу над чудовищной пропагандистской машиной гитлеровской Германии. Ещё накануне войны выдающиеся историки — академики Б.Д. Греков, М.Н. Тихомиров, Е.В. Тарле и другие создали труды, посвящённые борьбе с иностранными захватчиками на разных этапах существования Российского государства. На их основе были выпущены популярные книжки. Небольшого размера, изданные на газетной бумаге, они разошлись по фронтам, солдаты читали их в окопах.

Многое было сделано для создания будущей летописи войны. Уже осенью 1941 года по инициативе секретаря МК и МГК ВКП(б) А.С. Щербакова была образована комиссия по истории Московской битвы. В дальнейшем под руководством ЦК ВКП(б) сбор документов по истории Великой Отечественной войны был организован в масштабе всей страны.

Экономика страны нуждалась в новых кадрах, в специалистах, которые заменили бы тех, кто не вернулся с фронта. Подготовка к послевоенному восстановлению страны была начата в 1943 году, сразу после завершения Сталинградской битвы. К 1945/46 учебному году в РСФСР удалось восстановить 95% высших учебных заведений. Сейчас трудно себе представить, что именно в годы войны было создано 60 новых вузов, а в первое послевоенное пятилетие в СССР было открыто ещё 112, причём почти половина — на востоке страны. Особое внимание было уделено фронтовикам. Правительство позаботилось о них, установив льготы при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения. В 1947 году седьмую часть студентов составили демобилизованные защитники Отечества.

В особом внимании нуждалась школа. Летом 1943 года Наркомпрос издал приказ о возвращении с фронта учителей. Для подготовки учительских кадров была расширена сеть педагогических вузов. Правительство приняло меры по улучшению материального положения и быта сельских учителей. Одновременно был налажен учёт детей и подростков, оказавшихся из-за войны вне школы, организована учёба работающей молодёжи. В том же 1943 году ЦК ВКП(б) принял Постановление о создании книжного фонда (4 млн книг) для восстановления разорённых библиотек.

Фундамент гигантского послевоенного взлёта страны был заложен в военные годы. 13 ноября 1944 года в беседе с президентом АН СССР В.Л. Комаровым И.В. Сталин поставил задачу наряду с решением проблем оборонного значения всемерно развивать фундаментальную науку. До войны в СССР было четыре республиканских Академии наук. В 1943—1945 годах были учреждены Академии наук Азербайджана, Армении, Казахстана, Узбекистана. К 1951 году уже 12 союзных республик имели свои Академии наук. Возникли филиалы и базы АН в автономных республиках. Крупнейшими центрами науки стали Западно-Сибирский филиал в Новосибирске, Восточно-Сибирский филиал в Иркутске, Дальневосточная база АН СССР.

Даже в самое трудное военное время советское правительство находило деньги для развития науки. В 1945 году ассигнования превзошли довоенный уровень, увеличившись с 2,1 до 2,9 млрд руб. После Победы, в марте 1946 года, правительство приняло постановление о повышении зарплаты деятелям науки и культуры. Для них была создана сеть лечебно-оздоровительных учреждений: больницы, поликлиники, санатории и дома отдыха. При Сталине труд учёных ценился высоко.

В 1945 году Академия наук СССР отметила 220-летие. За героический труд в годы войны многие учёные были удостоены высоких наград. На юбилейных торжествах, в присутствии именитых иностранных гостей, президент АН СССР академик С.И. Вавилов сказал: «Одним из просчётов противника была недооценка советской науки, плановость, коллективизм, высокая мобильность, тесная взаимосвязь с промышленностью, умение быстро решать комплексные проблемы оборонного характера». Несмотря на огромные потери, СССР вышел из войны окрепшим, готовым к новым свершениям. Социализм, плановая экономика позволили не только сохранить, но и приумножить достигнутое ранее.

А с чем мы будем встречать 300-летний юбилей Российской академии наук, если, конечно, она не будет ликвидирована в ближайшее время?

Современное состояние отечественной науки не выдерживает никакого сравнения с советским опытом. Большевики не упразднили Академию наук, хотя далеко не все её члены разделяли их взгляды. Да, часть учёных уехала, но большинство остались. А среди них: физиолог И.П. Павлов, естествоиспытатель-дарвинист К.А. Тимирязев, создатель биогеохимии В.И. Вернадский, геолог А.П. Карпинский, геохимик и минералог А.Е. Ферсман, основоположник космонавтики К.Э. Циолковский, пионер ракетной техники Ф.А. Цандер и многие, многие другие.

Недавно официальные СМИ шумно отметили 100-летие «философского парохода», но при этом упорно не замечают, что начиная с 1990-х годов Россию покинуло столько учёных, что для их транспортировки морским путём понадобилась бы целая флотилия. Необходимые стране специалисты уезжают не обязательно в погоне за длинным рублём. Они просто не имеют возможности заниматься научной работой. Зарплата сотрудника РАН в два, а то и в три раза ниже, чем, например, у московского учителя. С 2013 года прекращено финансирование социальных учреждений РАН: поликлиники, больницы, санатории для учёных и другие «пережитки социализма» остались в прошлом. Но, несмотря на все трудности и проблемы, большинство российских учёных сохраняют верность раз и навсегда избранному пути, понимая, что их труд нужен стране.

В заключение хотелось бы предупредить: к инициативам В. Соловьёва следует отнестись серьёзно. Этот господин, прошедший в своё время обучение в Соединённых Штатах, никакой самодеятельности себе позволить не может и твёрдо следует инструкциям, полученным «сверху». Мы ведь хорошо знакомы с приёмами, давно освоенными представителями власти. Это о «майских указах» 2012 года и обещаниях, данных накануне пенсионной реформы, можно скромно «забыть» — «война всё спишет». А вот когда речь идёт о том, чтобы что-то отнять и поделить между «своими», тут ликвидаторы-оптимизаторы из правительства всегда последовательны и никогда не отступают. Что же касается пламенных речей заказных «патриотов», то не стоит обольщаться. По делам их судите.

Елена КОСТРИКОВА, доктор исторических наук. Сергей КОСТРИКОВ, доктор исторических наук

Похожие новости

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments

от kprf_admin

Напишите нам