В Петербурге на члена КПРФ Алексея Филиппова завели дело о возбуждении ненависти из-за цитирования философа Жан-Поля Сартра
Поводом стал пост в «ВК» от апреля 2017 года. В документе говорится, что к публикации приложена фотография «мужчины в очках» и цитата «Любой антикоммунист — сволочь…», «авторство которой приписывают гражданину Франции Жан-Полю Сартру, философу и писателю».
Как поясняют товарищи Филиппова, «прокуратура не смогла найти цитаты в изданных в России трудах Сартра», поэтому приписала ее автору поста. Но коммунисты, в отличие от силовиков, нашли статью с необходимым отрывком на французском. Защита установила, что перевода цитаты на русский язык нет, в связи с чем обратилась в бюро переводов, где заключили, что полная фраза звучит так: «Последние звенья были разорваны, мое видение изменилось: антикоммунист — это пес (собака, паскуда), и я больше никогда не отрекусь от этой точки зрения». В русском словаре слово «паскуда» имеет синоним «сволочь», а следовательно, по мнению защиты, пост коммуниста является научным цитированием.
Журналисты также нашли, что цитата Сартра с критикой антикоммунистов есть в работе А. Бадью «Обстоятельства, 4. Что именует имя Саркози?». «Всякий антикоммунист — сволочь“, — говорил Сартр, и это правда…», — писал французский философ в 2008 году. Примечательно, что труд Бадью издавала «Академия исследований культуры», выпускавшая книги совместно с издательством СПбГУ, центр которого теперь проводил экспертизу цитаты. Специалисты решили, что разжигания розни в тексте нет, но есть «признаки унижения достоинства человека по мотивам политической, идеологической ненависти или вражды». По статье 20.3.1 КоАП РФ грозит административный арест до 15 суток.
Первое заседание по делу Филиппова прошло 11 января. При этом судья обнаружила в материалах два постановления о возбуждении дела! Как так вышло, прокурор пояснить не смог. Зато заявил, что приписывает авторство цитаты Сартру. В ответ на это защитница коммуниста отметила, что в таком случае Филиппов просто «произвел научное цитирование» незапрещенной литературы, что не может преследоваться по закону.
В итоге судья решила перенести заседание на 20 января и вызвать на него представителя Центра «Э», сотрудников прокуратуры, а также эксперта, занимавшегося проверкой высказывания.