Доля нефтегазовых доходов в бюджете неуклонно снижается. Но происходит это темпами, недостаточными для того, чтобы в ближайшие годы достичь диверсификации экономики и избавления от так называемой голландской болезни, то есть когда развитие одной из отраслей экономики идёт в ущерб другим. Для того чтобы страна начала уверенно переходить на инновационные рельсы и сокращать отставание от передовых стран в сфере высоких технологий, требуется сначала вырастить специалистов, а на это могут уйти годы.
О том, что «сырьевое проклятье» пока не преодолено, можно судить по колебаниям нефтяных котировок, когда курс рубля и российскую экономику начинает «штормить». При этом санкции показали, что необходимо развивать импортозамещение и переводить экономику на инновационные рельсы, чтобы не зависеть от зарубежных поставок. А ведь разговоры об этом начались ещё десятилетия назад. Люди резонно задаются вопросом: когда уже в России будут свои айфоны, телевизоры, компьютеры, прочие высокотехнологичные товары (а не просто бы собирались из импортных комплектующих под лукавым лейблом «Сделано в России»)?
«Ситуация в российской экономике сейчас действительно неоднозначная. С одной стороны, зависимость от сырьевого экспорта постепенно снижается. За последние годы доля нефтегазовых доходов в бюджете сократилась с половины до примерно трети. Но говорить о полноценной диверсификации, к сожалению, пока рано. Мы по-прежнему уязвимы к колебаниям цен на углеводороды, которые способны вызвать серьёзные финансовые потрясения. Западные санкции, безусловно, стали серьёзным ударом, обнажившим многие структурные проблемы нашей экономики и отставание по целому ряду критически важных технологий.
Однако они же подтолкнули программы импортозамещения, особенно в сфере электроники и софта. Другое дело, что пока в основном речь идёт о локализации сборки из импортных компонентов, а не о создании полноценных отечественных аналогов высокотехнологичной продукции с нуля. Чтобы наладить выпуск собственных современных процессоров, компьютеров или смартфонов, сопоставимых по характеристикам с ведущими зарубежными образцами, потребуются колоссальные усилия и годы напряжённой работы», — сказал «Правде» экономист Роман Синицын.
Значит, рывок в светлое технологическое будущее пока откладывается?
«Означает ли это, что шансов на технологический рывок у нас нет? Нет, не означает. Но для реализации такого оптимистичного сценария необходимы мобилизация всех имеющихся научных, производственных и финансовых ресурсов, а также активная и последовательная господдержка наиболее перспективных направлений. Я имею в виду передовые методы цифрового проектирования и моделирования материалов, лекарств, сложных систем, технологии искусственного интеллекта и обработки больших данных. Синергетический эффект этих направлений позволит ускоренно наладить современные высокоэффективные производства и снизить критическую зависимость от внешних рынков по целому ряду чувствительных позиций», — добавил эксперт.
Следует ли этим заняться частному бизнесу или ответственность больше лежит на государстве?
«Для реального запуска этих процессов критически необходимы как минимум …
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: https://gazeta-pravda.ru/issue/53-31690-22-maya-2025-goda/pora-vybiratsya-iz-neftyanogo-bolota/