Очернить советскую эпоху. Перевернуть историческую правду с ног на голову. Ударить по межнациональному согласию в нашей стране. Не знаю, сколь строго стремились к этому создатели фильма «Зулейха открывает глаза», но получилось именно так.

Новиков Дмитрий Георгиевич
Заместитель Председателя ЦК КПРФ

 

Принуждение к деградации

22 апреля, в юбилейную годовщину со дня рождения В.И. Ленина, канал «Россия 1» завершил премьерный показ киноновинки в восемь серий. Сразу вспомнилось, как в канун столетия Великого Октября другой телеканал презентовал свой недоброй памяти сериал «Демон революции».

То, что киноискусство в России глубоко деградировало в сравнении с советским, ни для кого не секрет. Раз за разом зрители сталкиваются с одной проверенной схемой. Неделями, а то и месяцами крикливая реклама в миллионы рублей трубит о рождении очередного «шедевра». Наконец настает миг премьеры. «Испорченный» работами Георгия Данелии, Михаила Калатозова, Марлена Хуциева или Татьяны Лиозновой кинолюбитель, затаив дыхание, ждет высокохудожественного творения. И вот долгожданный фильм начался… Уже на десятой минуте все становится ясно. Зритель разочарован. Перед ним очередной унылый образчик постсоветской кинотягомотины. А убогость творения такова, что его не спасти даже весьма талантливым актерам.

И, ведь, кажется, что для триумфа есть все условия. Финансирование – серьезное. Режиссеры являются лауреатами различных премий. Технические возможности в их руках такие, что и не снились кинематографистам СССР. Но…

Глубокий кризис культуры, вызванный разрушением Советского Союза, вынуждены признать даже противники социализма. Причины, правда, называются разные. Одним не хватает «голливудских» талантов, другим – «голливудских» бюджетов. Звучат и иные отговорки. Истина же в том, что гниющий капитализм враждебен настоящей культуре.

Давно прошли времена, когда буржуазия смело противостояла реакции, сметала одряхлевшие режимы самовластия и крепостного рабства, давала миру великие произведения эпохи Возрождения и Просвещения. Как подчеркивал В.И. Ленин, уже в XIX веке она стала классом «опускающимся, упадочным, внутренне мертвым, реакционным». В обществе капитала все подчинено прибыли – экономика, политика, отношения между людьми. Потребление объявлено смыслом жизни.

Да, на зарубежном кинорынке порой появляются весьма заметные произведения. Но в том-то и штука, что чаще всего они посвящены критике капитализма и общества потребления. Таковы «Аватар» Джеймса Кэмерона или «Элизиум» Нила Бломкампа, «Голодные игры» Фрэнсиса Лоуренса или «Паразиты» Пон Джун-хо.

В то же время российское кино утратило главный секрет советского и, говоря шире, классического русского искусства – глубочайший гуманизм, стремление возвысить человека, поднять его культурно-нравственный уровень, не дать опуститься в пошлость и примитивизм, установить четкие границы между добром и злом. Теперь же, как с горечью отмечал Сергей Бондарчук, «довлеют цинизм, обращение к самым низменным свойствам человека. И это служит разрушению – человека, культуры, страны». Великий режиссер и актер говорил об этом в мае 1994 года – незадолго до своей смерти. И вынес свой вердикт: «Если и дальше так продолжится, будет катастрофа. Народ окончательно потеряет себя и уже не поймет, где истинное искусство, а где подделка, где его обманывают нагло, где пытаются вернуть его в пещеру, а не наоборот – поднять к звездам».

Деградацию российского кино решительно умножает отработка конкретного политического заказа. Именно это пропитывает множество фильмов ядом антисоветизма и русофобии. В итоге даже на фоне западных образцов наше кино предельно бледно, примитивно и бесплодно. Этим одинаково страдают как фильмы с претензией, так и многочисленные сериальчики, обильно выдаваемые на-гора.

Логика дьявольского мельтешения понятна: вытравить из людской памяти уважение ко всему советскому, чтобы оправдать, узаконить, увековечить изжившее себя либерально-рыночное устройство. Самое подлое состоит в том, что этой задаче подчинены даже фильмы о Великой Отечественной войне. Святые для народа символы опошляются, заменяются ложью о заградотрядах, штрафбатах, «трупозакидательстве», беспощадном НКВД, тупых руководителях и кровожадных военачальниках. А после всего этого нынешние чиновники и записные патриоты дружно возмущаются русскими подростками, которые готовы с трибуны бундестага каяться за «невинно убиенных» фашистов.

Иногда кажется, что сценаристы, режиссеры, продюсеры прямо-таки соревнуются в объеме грязи, выливаемой на советскую эпоху. В этом случае создатели фильма «Зулейха открывает глаза» претендуют занять заметное место на пьедестале очернителей. Данный кинопродукт, вылепленный командой Егора Анашкина по роману Гузели Яхиной, на поверку оказался низкопробным макаронным изделием.

«Набор антисоветчика» представлен в «Зулейхе…» во всей красе. Сюжет фильма не оригинален. Он столь грубо следует избитым штампам, что скука смертная сводит скулы. Ну, скажите, право, какая судьба ждет «справного хозяина», если он живет в довоенном СССР? Конечно же, раскулачивание! Да еще предельно жестокое. Вот и мужа Зулейхи убивают за малейшее неповиновение, а саму ее отправляют из Татарской АССР в ссылку. Везут долго, месяцами, непонятно куда и, разумеется, с издевательствами. Привозят, конечно же, в Сибирь. До глухой ангарской тайги добирается лишь небольшая горстка несчастных. Это тоже понятно. Там их бросают на произвол судьбы – без еды, зимней одежды и крыши над головой. Все в традициях жанра.

Представители советской власти в фильме – настоящие исчадия ада. Причем практически все – от бойцов продотряда до ответственных работников. Это даже не люди со своими слабостями и грехами, а абсолютное, нечеловеческое зло. В них нет ни капли сострадания. Они готовы убивать, истязать и насиловать. И действуют они не от своего имени. За их спинами встает подобный монстру образ Советского Союза. Даже карта СССР кажется Зулейхе злобным чудищем, протянувшим смертоносные щупальца во все стороны света.

Создатели фильма круто переборщили, преподнося зрителю «правду о мрачном советском прошлом». Фильм не основан на реальных фактах и документах. Зато он содержит много вольного, необъективного, недостоверного. На этом фоне бледнеют грубые ляпы и откровенная небрежность, коими обильно пересыпаны и книга, и фильм. Чего стоит одна перекличка репрессированных сотрудниками ОГПУ. Ничтоже сумняшеся им присвоили имена видных мусульман и богословов. Пожалуй, их стоит перечислить:

– Талгат Таджуддин – верховный муфтий России;

– Равиль Гайнутдин – председатель духовного управления мусульман России;

– Жафяр Пончаев – в прошлом председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга;

– Умар Идрисов – первый председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области;

– Габдессалям Габдрахимов и Мухамедьяр Султанов – видные оренбургские муфтии XIX века;

– Шигабутдин Марджани – крупнейший татарский богослов XIX века.

Над этим можно и посмеяться как над образчиком идиотизма, но как-то не до иронии. Сюжет фильма встроен в определенную эпоху и претендует на ее трактовку. Гузель Яхина и Егор Анашкин превратили это толкование в поле для идеологических диверсий.

 

Две неправды – две диверсии

 

Случается так, что молчать точно нельзя. Невозможно. Недопустимо. Так и с этим кинопродуктом. По крайней мере, две провокации он обеспечил.

Во-первых, авторы искажают правду. Да, коллективизация была сложным явлением в нашей истории. Стабильное обеспечение страны продовольствием, индустриализация, механизация сельского хозяйства и его превращение в передовую отрасль были острой необходимостью. Но, меняя привычный для крестьянства уклад, коллективизация не могла идти гладко и бесконфликтно. Правительство столкнулось и с массовым саботажем кулацких хозяйств в 1927 году, и с восстаниями, и с террором против органов власти. Разумеется, случались серьезные перегибы. Имели место и произвол отдельных работников, и сведение старых счетов. 90 лет назад именно это вынудило И.В. Сталина выступить со статьей «Головокружение от успехов» и осудить эксцессы.

Теперь о том, что касается раскулаченных, отправленных на спецпоселения. Их доля составила 1,5 процента от общего числа крестьян. При этом высылались они необязательно в Сибирь. Значительная часть семей расселялась внутри той же области или даже района. В Восточную Сибирь и на Дальний Восток было отправлено 130 тысяч человек – примерно одна десятая часть спецпереселенцев.

Смертность в эшелонах, следующих на столь дальние расстояния, действительно была. Но какая? Неужели, как уверяют нас авторы фильма, 80–90 процентов? Конечно, нет. Максимум 3–4 процента. Причем это становилось предметом жестких разбирательств в системе ОГПУ.

Уже с 1932 года начинается процесс освобождения спецпереселенцев. Основанием для этого служили положительные характеристики. Тысячи людей получили свободу как «неправильно высланные» и по иным основаниям. Например, в связи с направлением на учебу.

Между прочим, в трудовых поселениях в обязательном порядке организовывалось обучение детей. К 1938 году здесь имелось 1106 начальных школ, 370 неполных средних и 136 средних, а еще 12 техникумов и 230 школ профтехнического образования. В них обучались 217 тысяч человек. Так позвольте же задать вопрос: а не будь всего этого, смогла бы бабушка Гузели Яхиной пойти работать учительницей русского языка после ссылки? Но ведь именно бабушкина судьба, по словам автора, вдохновила ее написать книгу.

Содержание фильма предельно антиисторично. Полностью игнорируется неподдельный оптимизм миллионов людей, живших в СССР. Народная вера в будущее разительно отличала Страну Советов от стран капитала. Но для авторов «Зулейхи…» это все не важно. Действуя как прожженные политтехнологи, они умело расставляют задуманные акценты, превращают белое в черное.

Вообще как-то недостойно все это. Не по-человечески. Ну, правда, как можно марать сажей столь непростое, яркое, многоцветное время – целую эпоху масштабных перемен, социальной ломки, вдохновенного созидания, культурного прорыва, схватки с фашизмом и великой общенациональной Победы? Как поднимается рука изображать чередой бессмысленных преступлений большую жизнь большого народа? Как не претит свести насыщенное событиями время к примитивной антисоветской агитке? Получается, что не претит. Зрителю безжалостно вбивается мысль о жестокости советской власти, уничтожавшей «лучших людей».

Теперь о второй провокации от имени Зулейхи.

Согласно фильму, ее татарскую семью раскулачивает отряд, состоящий из русских во главе с Иваном Игнатовым. То же самое касается сотрудников ОГПУ, издевающихся над женщиной. Убивают даже ребенка из эшелона ссыльных. Радостно, со счастливой улыбкой это делает молодой русский парень из охраны…

Данная линия настойчиво проведена через весь фильм. Что это, как не сознательная провокация? И она – бальзам на душу тем, кто мечтает разрушить межнациональное согласие в России.

Вполне понятно, почему и значительная часть татарской общественности восприняла фильм в штыки. «Когда Зулейха открывает глаза, нужно успеть отвернуться», – резюмировало одно из казанских интернет-изданий, намекая на обилие интимных сцен. В их числе и кощунственный эпизод в стенах мечети, куда красноармейцы загоняют семьи кулаков вместе со стариками и детьми. Действуя в духе Pussy Rayot, создатели сериала пошли на оскорбление религиозных чувств мусульман, а в равной степени и православных, отмечавших в дни показа фильма страстную седмицу.

Духовное собрание мусульман России обратилось к ВГТРК с просьбой разобраться и дать разъяснения. На этом фоне активизировались и забытые было любители порассуждать о «российском колониализме». Масштабная экранизация «Зулейхи…» стала для них настоящим подарком.

Но откуда же это патологическое нежелание снимать фильмы про тех, кто безоговорочно заслужил поистине всенародную любовь? Современным российским кинематографистам не интересен замечательный поэт Муса Джалиль, отдавший жизнь за Советскую Родину в фашистских застенках. Им не важна судьба недавно ушедшего от нас Махмута Гареева – участника Великой Отечественной и выдающегося военного теоретика. Они не спешат экранизировать биографию Исхака Ахмерова, успешного руководителя советской резидентуры в США в 1942–1945 годах.

Все эти люди – наша гордость. Честные фильмы о них являли бы миру общность судьбы наших народов. Такие киноработы сплачивали бы и вдохновляли нацию. Фактический материал – потрясающий. Выдуманным в Голливуде сценариям не сравниться с этой яркой, драматичной, головокружительной реальностью. Бери, пиши, экранизируй. Вместо этого появляется иезуитская киноподелка, сталкивающая татар и русских – два братских народа.

Это уже было в истории. В Новейшее время в том числе. Когда-то на это делали ставку гитлеровцы, мечтавшие убивать советских людей не только собственными руками. Так появилась и армия Власова из предавших свою страну русских, и легион «Идель-Урал» из худших представителей народов Поволжья. А тридцать лет назад путь к бандеровскому шабашу открыли на Украине. Там искусственно и изощренно разжигали старые обиды, щедро приправленные ложью. Чем это обернулось, видят все. Две ветви единого народа столкнулись – к радости заокеанских стратегов, грезящих о мировом господстве. А в программе этих господ пункт об истреблении славян стоит не на последнем месте.

Создатели «Зулейхи…» не наивные первоклассники. Они обязаны понимать опасность межнационального раскола. И что же? Не понимают? Или понимают, но делают? Данный вопрос стоит особо. Но есть простое правило: совершеннолетние граждане должны нести ответственность за свои дела и поступки. Возможно, не только моральную…

 

Зулейха-вирус и иммунитет

 

И все же возлагать вину лишь на съемочную группу не следует. Производителем фильма стала одна из ведущих кинокомпаний «Русское» – главный поставщик сериалов для телеканала «Россия-1». Сам канал – крупнейший государственный медиаресурс. Объемы госфинансирования это подтверждают. Свыше 20 миллиардов рублей субсидий получает в год компания ВГТРК. Как быть с этим?

Вот сейчас на том же канале «Россия-1» вышел свежий сериал «Черное море». Оказывается, без патентованного антисоветизма можно и обойтись. И фильм ведь от этого только выигрывает.

Сериал про Зулейху также транслировался в прайм-тайм. В результате он собрал немалое число зрителей. Все это лишь расширяет масштаб диверсии. Совершили же ее в дни 150-летия со дня рождения В.И. Ленина и накануне 75-летия Великой Победы. Причем сначала премьеру как будто планировали на осень. И вдруг перенесли на время знаковых дат. Следовательно, были те, кто это решение принял, кто посчитал нужным поскорее «открыть глаза» Зулейхе, кто прибавил к биологически опасному коронавирусу еще один вирус – разлагающий духовную ткань общества.

Между тем фильм уверенно следует в русле бандеровско-солженицынской трактовки событий истории СССР. И это – сущая геббельсовщина. Причем в такой оценке вовсе нет полемического пережима. Просто почитайте листовки на русском языке, сочиненные в пропагандистских лабораториях доктора Геббельса для работы с советским населением. Их можно найти и в литературе, и на музейных стендах, и на приличных интернет-ресурсах.

Вот так и высвечивается цена слов представителей власти, их громких лозунгов о патриотизме и шумных протестов против искажения исторической правды на Западе. Негодовать из-за сноса памятника маршалу И.С. Коневу в Праге и тут же выпускать в свет антисоветские кинотворения – верх лицемерия. Но, увы, оно стало принципом поведения идеологов власти. Политическое двурушничество методично обслуживает ту разрушительную практику, о которой предупреждал Сергей Бондарчук.

Общий итог ясен. Масштабная экранизация романа Г. Яхиной оказалась идеологической диверсией против многонационального народа России. Она направлена на дестабилизацию российского общества, разрушение межнационального мира и межрелигиозного согласия. По своей разрушительной нацеленности, по идейному и психологическому воздействию «Зулейха…» очень напоминает «Архипелаг ГУЛАГ». Новое зло явилось как реинкарнация старого.

Исторический опыт учит, что опора на ложные постулаты ломает мировоззренческий и культурный код нации. Это ведет к тяжелейшим последствиям. Перечеркнуть заслуги целых поколений, уничтожить связь времен – значит подорвать жизнеспособность народа. Такие действия обрекают на потерю духовно-нравственных ориентиров. Они гарантируют кризис общественного сознания, вводят в психоз разрушения, опрокидывают в омут культурной и интеллектуальной деградации.

Именно так народы лишают будущего. Так их убивают. И это все – не только теория. Мы ведь видели это в годы горбачевской перестройки. Это было прямо здесь, на нашей земле. Это происходило с нами. Совсем недавно. Так был расколот и рассеян великий советский народ.

К счастью, народный иммунитет против вируса антисоветизма все крепче. На это указывает и массовое возмущение новоиспеченным сериалом, и данные социологов. Как выяснил Левада-центр, положительно к советскому прошлому относятся 79% граждан. Иное мнение лишь у 8% опрошенных. Большинство россиян назвали развал СССР трагедией, которой мы могли избежать. Показателен и опрос Фонда «Общественное мнение»: 56% назвали роль В.И. Ленина в истории положительной, 76% – выступили против переименования улиц и площадей, а 83% – против сноса памятников.

Что ж, правда способна пробиваться сквозь самую плотную завесу лжи. Она обязательно восторжествует. Но не стоит полагать, будто все произойдет само собой. Борьба с идеологическими диверсиями должна быть каждодневной и бескомпромиссной. Слишком многое зависит от этого. Судьба России уж точно зависит.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments

Напишите нам