Залогом здоровья и долголетия граждан является сильная медицина, а качество и доступность медицинской помощи на селению напрямую зависит от уровня развития врачебных ка дров. Именно поэтому согласно «майским» указам Президента РФ решение кадровых проблем отечественного здравоохранения определено одной из приоритетных задач государственной политики. Тем не менее, работа Департамента здравоохранения города Севастополя в этом на правлении больше напоминает топтание на месте: чиновники исправно отчитываются о «блестяще» проделанной работе, а на деле «воз и ныне там». Городские больницы и поликлиники продолжают влачить жал кое существование, задыхаясь от недостатка площадей, мощностей и квалифицированных кадров, в то время как сотни бюджетных миллионов на развитие медицины идут неизвестно куда. По заключению специалистов Контрольно-счётной палаты Севастополя, мероприятия профильного департамента по решению кадровых проблем городского здравоохранения неэффективны и не дают ожидаемого результата. На реализацию госпрограммы «Кадровое обеспечение здравоохранения» в городе Севастополе за период 2019-2022 гг. из бюджета было вы делено 368,5 млн. рублей, однако квалифицированных врачебных кадров за это время существенно не прибавилось, а имеющихся специалистов в городских больницах и поликлиниках не достаточно для качественного медицинского обслуживания населения. Согласно данным отчёта КСП о проверке деятельности Департамента здравоохранения в части кадровой политики за 2019-2022 год, дефицит врачебных кадров в государственных медицинских организациях Севастополя в прошлом году составил 608 единиц должностей, что на 27% больше, чем в 2019 году. Рост дефицита средне го медицинского персонала ещё больше: за последние четыре года кадровая «дыра» в городских больницах и поликлиниках увеличилась на 54% и достигла 1006 должностей (при 652 должностях в 2019 году). В системе первичной медико-санитарной помощи населению, составляющей основу городской медицины, кадровый дефицит за анализируемый период вырос на 260 человек, то есть более чем вдвое. Ещё значительнее увеличился дефицит врачей-терапевтов: если в 2019 году в городе не хватало 91 участкового врача, то к 2022 году этот показатель вырос на 33% и достиг 121 единицы. Как следствие, нагрузка на одного участкового терапевта в 2022 году составила 3488 человек, что вдвое больше рекомендованной нормы — 1700 человек прикреплённого взрослого населения.
Ситуация в детской медицине не лучше: дефицит участковых врачей-педиатров с 2019 по 2022 год увеличился в 2,5 раза и достиг 46 должностей. В результате в прошлом году один врач-педиатр оказывал медицинскую помощь 1354 детям, что в 1,7 раза превышает рекомендованную нагрузку (800 детей на участок). В таких невыносимых условиях родители жалуются, что записаться на приём к детскому врачу и получить направление к узким специалистам практически не возможно, а если и удаётся, то севастопольским мамам приходится часами сидеть с больными детьми под кабинетами врачей в ожидании своей очереди.
Кроме участковых терапевтов, севастопольской медицине остро не хватает врачей-гематологов, гене тиков, аллергологов, ревматологов, урологов, эндокринологов, нефро логов, пульмонологов, проктологов — их количество на 20-80% ниже нормативных показателей. Кадровый дефицит в 20% также наблюдается по части онкологов, офтальмологов, кардиологов, неврологов и гастроэнтерологов. Помимо прочего, в городских поликлиниках более чем на 50% не хватает детских кардиологов, практически нет детских онкологов, радиологов и врачей по медицинской профилактике и реабилитации. О плачевной ситуации в городской системе здравоохранения свидетельствует стойкая тенденция снижения укомплектованности медицинских организаций врачебными кадрами. За последние четыре года этот показатель в Севастополе снизился на 3,4% по врачам и на 8,1% по среднему медицинскому персоналу. Вследствие острой нехватки кадров невозможно обеспечить нормальную медицинскую помощь населению в амбулаторных условиях и выставить достаточное количество бригад скорой медицинской по мощи, поэтому даже в экстренных случаях горожанам приходится часами ждать «неотложку», балансируя на грани жизни и смерти. Нехватка врачей компенсируется совмещением должностей. Сегодня большинство врачей работают на 1,5 и более ставки, что создаёт проблему огромной перегруженности и приводит к быстрому профессиональному выгоранию. И это при том, что врачебные кадры государственного здравоохранения Севастополя не молодеют. В прошлом году доля молодых специалистов среди врачей и среднего медперсонала составила порядка 30%, то есть энергичная молодёжь составляет всего треть персонала городских больниц и поликлиник, чего крайне недостаточно для эффективной работы. Значительный приток молодых медицинских кадров в город наблюдался в период пандемии на фоне доплат, но после окончания «ковидного» периода и снятия социальных выплат большинство этих медработников покинуло Севастополь, не желая работать на «голый оклад». Однако скромные зарплаты — не единственная причина оттока иногородних специалистов: по данным соцопроса для 20% медработников, прибывших в Севастополь из других регионов, основным фактором расторжения трудовых отношений стало отсутствие служебного жилья и компенсации затрат на его аренду. В то же время Департамент здравоохранения не спешит решать медицинский «квартирный вопрос». Запланированный стратегией социально-экономического развития Севастополя многоквартирный дом для медработников, нуждающихся в жилье, к 2022 году так и не был построен, а также не произведены обещанные выплаты на приобретение ими жилья. Вдобавок у профильного департамента всё ещё не дошли руки до реализации госпрограммы «Предоставление льготной ипотеки для медработников», мероприятия которой были запланированы ещё на 1-й квартал 2020 года. Проблема дефицита молодых специалистов в сфере здравоохранения может быть решена путём популяризации и повышения престижа профессии в глазах общественности. Такие мероприятия предусмотрены госпрограммой развития городского здравоохранения, но системная работа по профориентации старших школьников и помощи в профессиональном самоопределении молодёжи в го роде по-прежнему не проводится. Не удивительно, что большая часть квот на целевое обучение медицинских специалистов сегодня остаются невостребованными. Так, заполняемость мест в городских учебных заведениях в пределах квоты по программам ординатуры в 2022 году составила всего 37%, а по программам среднего профессионального образования —16%. Очевидно, что севастопольское здравоохранение катится под от кос. При этом не понятно, почему власти не решают системные проблемы городской медицины, учитывая какие огромные деньги на это выделяются. Ежегодно из бюджета на решение кадрового медицинского вопроса поступают сотни миллионов, но из-за отсутствия должного контроля со стороны профильного департамента, значительная часть этих денег попросту не осваивается. Так, объём неиспользованных средств на меры социальной поддержки медработников в 2019 г. составил 10,8 млн. рублей (13% выделенного финансирования), в 2020 году — 9,2 млн. руб. (8,5%), в 2021 году — 10,3 млн. руб. (9,8%), в 2022 году — 15,3 млн. (15%). Кроме того, в анализируемом периоде Департамент здравоохранения допустил нецелевое использование 8,6 млн. рублей бюджетных средств на мероприятия, которые не привели к сокращению кадрового дефицита в здравоохранении. Патовая ситуация в системе здравоохранения Севастополя категорически не устраивает местное население, имеющее полное право на достойное медицинское обслуживание. Большинство горожан не удовлетворены качеством и доступностью государственных медицинских услуг, жалуются на очереди, нехватку медперсонала и уровень его квалификации. По данным соцопроса, в 2022 году только 51% жителей оказались удовлетворены доступностью и качеством городской медицины, тогда как в 2019 году этот показатель был 63,9%, что говорит о негативной тенденции в сфере здравоохранения. В связи с этим возникает вопрос, куда смотрит Департамент здраво охранения Севастополя, который призван проводить эффективную кадровую политику в городской медицине, но вместо этого лишь создаёт видимость активной работы, на деле же показывая нулевые результаты? Почему ежегодно выделяемые сотни миллионов бюджетных денег не используются эффективно, обеспечивая достижение целевых показателей медицинских госпрограмм? Вероятно, у Губернатора и его профильных замов просто иные приоритеты. Остаётся только надеяться, что городской глава и чиновники, ответственные за сферу городского здравоохранения, наконец, осознают реальную ценность жизни и здоровья людей, и вернут севастопольцам нормальную медицину.
Автор: Наталья Ивакова
Источник: Газета «Севастопольская Правда»