Два крупных производителя офисной бумаги в России (бренды «Снегурочка» и SvetoCopy) сообщили «Известиям», что не повышали цены на свою продукцию, «за исключением ранее запланированных и находящихся в рамках рублевой инфляции и роста затрат».
Дистрибьюторы также утверждают, что не накручивают цены. Несмотря на это, она подорожала минимум в три раза за последние две недели. Почему это произошло и снизятся ли цены, разбирались «Известия».
Цены на офисную бумагу за последнее время выросли минимум в три раза: по наблюдениям «Известий» на таких площадках, как Wildberries, «Яндекс.Маркет» и Ozon, стандартная упаковка в 500 листов еще две недели назад стоила в среднем 600 рублей, а сейчас — 2 тыс. рублей. Оптовые поставщики отмечают, что запасов у них почти не осталось.
Об этом, например, сообщил представитель компании «Рельеф-Центр».
— Но и поставки не прекращены. В оптовом сегменте бумага продается «с колес» ввиду повышенного спроса, — отметили в компании.
Одна из причин ситуации на рынке — дефицит отбеливателя. Он закупается преимущественно в Европе. Зарубежные компании не отказались от поставок, но нарушение логистических цепочек привело к риску недостатка продукции, а последовавший за этим ажиотажный спрос стимулировал подъем цен, рассказал «Известиям» исполнительный директор Ассоциации канцелярского рынка Дмитрий Долгов.
В целом ситуация с бумагой в России обнадеживающая, отмечают участники рынка — 90% продукции выпускают отечественные заводы. Остальное импортируется из Финляндии, Австрии,Китая и Индонезии.
Дистрибьютеры утверждают, что на ценовую политику в первую очередь влияет производитель. Об этом заявил «Известиям» замдиректора по оптовой торговле компании «Самсон» Дмитрий Грибанов.
Опрошенные «Известиями» производители уверяют, что не имеют отношения к такому бурному подорожанию. В частности об этом заявили в компании «Монди СЛПК», производящей одну из самых популярных марок бумаги — «Снегурочка».
— Нам известно, что на розничном рынке резко выросли цены на офисную бумагу. «Монди СЛПК» подтверждает, что не изменил свою ценовую политику и не проводил в последнее время повышений цен, за исключением ранее запланированных и находящихся в рамках рублевой инфляции и роста затрат, — сообщили в пресс-службе компании.
На Светогорском целлюлозно-бумажном комбинате, выпускающем бумагу SvetoCopy, тоже утверждают, что «компания, сохраняя свою приверженность интересам потребителей, а также неукоснительному соблюдению требований законодательства, не влияет на процесс ценообразования на офисную бумагу, наблюдаемый сейчас на розничном рынке».
— Текущая ситуация с резким повышением цен может быть связана с дисбалансом спроса и предложения. Компания рассчитывает, что рынок стабилизируется в ходе его донасыщения в результате выхода новой продукции, — сказали там.
Представители розницы — сети «Офисмаг» и «Комус» — не стали комментировать вопрос ценообразования.
Дмитрий Долгов полагает, что больше всего на рост цен повлияла именно розница.
— Индивидуальные предприниматели начали повышать стоимость бумаги до космических значений, вплоть до 10 тыс. руб. за упаковку. Но торговые сети также адаптировались под условия рынка, и это закономерный процесс, — считает он.
В ответ на запрос «Известий» Федеральная антимонопольная служба ответила, что в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу роста цен на офисную бумагу ведомство поручило своим территориальным управлениям проанализировать причины такого роста.
В этих целях региональные УФАС направили дистрибьюторам и розничным продавцам письма с просьбой предоставить необходимую информацию. При выявлении нарушений антимонопольного законодательства будут приняты меры реагирования. Ранее ФАС также запросила информацию у крупнейших производителей бумаги.
Эксперты отмечают, что нынешняя ситуация с канцтоварами скажется на школьном ассортименте.
— Сейчас нарушена логистика, взлетел в цене импорт, сокращена или вовсе отменена отсрочка платежей в связи с неопределенностью на рынках. Всё это совершенно точно скажется на ценах и наличии канцтоваров в разгар школьного сезона в августе-сентябре. Уже сейчас можно прогнозировать, что сократится выбор, ужмется ассортимент, — считает директор по развитию сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац.
Цены на офисную бумагу в дельнейшем нормализуются, уверен Дмитрий Долгов. Большую роль в этом сыграет выпуск продукции без дефицитных ныне белил — такой выход из ситуации нашел Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат. Там запустили новую линейку офисной бумаги SvetoCopy ECO, которая ничем не отличается от классической, кроме цвета — слоновой кости.
По словам представителей компании Sylvamo (владеет Светогорским ЦБК), продукт соответствует ГОСТу для писче-печатной бумаги, а новая технология производства поможет снизить уровень влияния на окружающую среду. Кроме того, продукт снизит нагрузку на глаза за счет цвета.
У крупных федеральных компаний SvetoCopy ECO будет на складах до конца недели, и его появление снизит спрос и цены на другие марки офисной бумаги, считает Дмитрий Долгов.
«Монди ЛПК» тоже обнадеживает, что дефицита бумаги не будет: производственные мощности, использовавшиеся для выпуска экспортной продукции, переориентированы на внутренний рынок, сообщила пресс-служба компании.
Минпромторг в ответ на запрос «Известиям» заявил, что ситуация должна стабилизироваться в течение недели.
— Отечественные производители полностью закрывают потребности отечественного рынка офисной бумаги, поэтому дефицита не будет, — говорится в сообщении ведомства.
В министерстве добавили, что в настоящее время в России работают три крупных производителя офисной бумаги. Все предприятия обеспечивали бумагой не только внутренний рынок, но и поставляли продукцию за рубеж.