3 апреля фракция КПРФ в Государственной Думе провела круглый стол на тему – «Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры». В работе форума приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных исполнительных органов власти, общественных организаций.
Со вступительным словом к участникам круглого стола обратился Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов:
– Уважаемые участники нашего круглого стола! Уважаемые товарищи!
В этом зале давно не собиралась такая представительная и массовая аудитория. В свое время здесь выступал Жорес Иванович Алферов – гениальный ученый, нобелевский лауреат, который двадцать лет верой и правдой служил науке и образованию, работая во фракции КПРФ в Государственной Думе. Вместе с Иваном Ивановичем Мельниковым они возглавляли комитет по науке и образованию.
От Государственной Думы в Совете Европы за последние годы только Иван Иванович Мельников возглавлял комитет по науке и высоким технологиям. В целом же, в нашей фракции каждый второй – третий депутат имеет ученую степень. Они прошли великолепную школу преподавательской работы.
Я благодарю всех вас за то, что вы сегодня так дружно собрались для обсуждения главного вопроса современности. Это вопрос развития науки и образования в условиях санкций и продолжающегося кризиса.
Мы давно подготовили закон «Образование для всех», и я был уверен, что власть его активно поддержит. Тем более, что Жорес Иванович Алферов в этом зале, в такой же представительной аудитории прочитал три выдающиеся лекции. Мы их распространяли по школам и вузам, отправили в Академию наук. Первая лекция была посвящена советскому и американскому атомным проектам, давшим несколько сотен новейших технологий. Вторая лекция называлась «Наука и власть». Ведь никакая власть не может уверенно руководить страной и развивать ее, если не развивается фундаментальная и прикладная наука. Третья лекция была посвящена работе Альберта Эйнштейна «Почему социализм?». Эта работа была написана вскоре после войны, когда американцы уже сбросили атомные бомбы на головы жителей Хиросимы и Нагасаки. Тогда Эйнштейн почувствовал, что зреет новая большая война. Как крупный ученый, причастный к атомному проекту, он знал, что появился первый план бомбардировки атомными бомбами Советской страны, называвшийся «Дропшот» – «молниеносный удар».
Мы очень просили при отчете премьер-министра в Государственной Думе неделю назад особое внимание уделить теме развития науки и образования. Мы подготовили необходимые рекомендации, апробировали их, создали в совхозе имени Ленина школу будущего. Там есть и производственное обучение, и профориентация, и парк по мотивам сказок Пушкина, и многое другое. И я приглашаю всех, кто интересуется передовым опытом, ознакомиться с нашими достижениями.
Почему мы придаем развитию науки и образования особое значение? В связи с этим – небольшой исторический очерк.
Недавно Путин, Мишустин и Си Цзиньпин вместе с почти полным составом китайского правительства подписали целый пакет важнейших документов. От них зависит наша безопасность и наше будущее. От них зависит, сумеем ли мы переориентировать продажу своих сырьевых ресурсов с запада на восток, сумеем ли вырваться из той петли и того тупика, куда нас загнали «реформаторы» и «перестройщики» в «лихие 90-е».
Я в Китае был много раз. С Си Цзиньпином я познакомился, когда он еще был мэром Шанхая. Это выдающийся, талантливый человек. Все западные средства массовой информации орали о том, что он не поедет в Россию. Но теперь, после того, как в ходе визита в Москву были подписаны важнейшие документы, которые будут определять развития наших стран и планеты в целом на ближайшие десятилетия, из-за океана и из западной Европы все подались в Китай, пытаясь нивелировать эти исторические соглашения.
Я, встречаясь с Си Цзинпином и готовя меморандум о взаимодействии наших партий, депутатских и молодежных групп, выразил желание побывать на родине Конфуция. Этот великий мыслитель еще за пятьсот лет до нашей эры произнес слова, которые должны запомнить все правители мира: «Детей надо учить бесплатно!» И кто бы к нему ни приходил из любой провинции Китая, он учил и кормил своих учеников бесплатно. Ведь Конфуций понимал, что знания будут определять будущее.
Но хочу напомнить, что почти весь первый состав руководства КНР учился в нашей стране. Цзян Цзэминь прекрасно знал русский язык, очень любил Толстого и вместе со Стародубцевым посетил Ясную Поляну. И не случайно, что Цзян Цзэминь очень успешно продолжил реформы Дэн Сяопина.
Хочу подчеркнуть, что и наши правители в свое время предлагали реконструировать систему образования. Когда мы вчистую продули Русско-японскую войну, подвергнувшись унижению и впервые за долгие годы, потеряв территории – половину Сахалина и Курильские острова, подписав унизительный мир, Столыпин пришел к царю. Он предложил принять закон о всеобщем начальном образовании. Но Николаю II не нужна была грамотная страна. И этот закон был принят лишь спустя десять лет, в 1916 году, когда мы уже фактически продули и Первую мировую войну.
Ленин начал не только с создания Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и бандитизмом. Он также создал Чрезвычайную комиссию по борьбе с безграмотностью и беспризорностью. И в результате полуграмотная страна через десять лет стала самой образованной.
Мы вкладывали в образование и науку все, что могли. Даже когда фашисты стояли в 17 километрах от Москвы и дошли до Волги и Сталинграда, страна тратила на образование более 7% бюджета. В победном 45-м мы тратили почти 14%. А в 50-е годы мы каждый пятый рубль вкладывали в науку и образование, и не случайно поэтому первыми прорвались в космос.
Когда в Брюсселе проходила первая после войны Всемирная выставка, то вся Европа с изумлением смотрела на спутник, который уже побывал в гостях у Всевышнего, на первый самоходный комбайн, созданный на «Ростсельмаше», на уникальный автомобиль «Волга», получивший Гран-при и признанный лучшей легковой машиной планеты. Иностранцы также смотрели на макет первой в мире атомной электростанции, построенной в Обнинске и служившей не войне, а миру. И мы все сделали для того, чтобы создать блестящую науку.
Я совершаю этот экскурс, чтобы вы почувствовали, что все наши беды начались после 91-го года, когда главный удар был нанесен не только по экономике, которую отдали Чубайсу и пятидесяти цэрэушникам. Сейчас Михалков замечательно рассказывает об этом в своей программе. Хотя мы в ходе импичмента Ельцину уже вскрыли все эти преступные схемы. Тогда было уничтожено почти 80 тысяч предприятий, которые оказались распроданы по цене менее 3% их реальной стоимости. В результате не оказалось денег ни на науку, ни на образование, ни на выплату пенсий, ни на поддержку «детей войны» и многодетных семей. Сейчас мы как будто выруливаем из этого тупика. Но без поддержки качественного образования решить проблему почти невозможно.
Хочу вам продемонстрировать один документ. Я его уже показывал в Государственной Думе. Я демонстрировал его и говорил, что мы обязаны остановить этот разбой. Так почему же вы не верите людям, которые всю жизнь проработали в сфере образования? Моя семья имеет общий стаж 350 лет педагогической деятельности. В ней было десять педагогов. Я сам начинал в 17 лет сельским учителем, а затем преподавал в университете математический анализ и философию.
Возвращаюсь к документу. На нем стоит гриф «конфиденциально», «секретно», «только для служебного пользования». Это доклад, подготовленный Всемирным банком, под названием «Россия. Образование в переходный период». Он был представлен 22 ноября 1994 года и действует по сию пору. Особо оговаривалось, что документ имеет ограниченное распространение и может быть использован только с согласия Всемирного банка. Но, на самом деле, речь идет о настоящем уничтожении нашего образования.
В докладе почти сто страниц. Часть из них посвящена начальному образованию, которое предлагалось ликвидировать за ненадобностью. Также уничтожалась вся система обучения общественным дисциплинам. Основные базовые семнадцать – девятнадцать предметов выхолащивались. А это и математика, и русский язык, и литература – то, что формирует человека, гражданина и полноценного специалиста. Инженеры также оказались не нужны, а вместо них вводились бакалавры и магистры. Так кто же будет работать на заводах, где как раз востребованы токари, слесари, фрезеровщики и инженеры?
Сначала десять лет министром образования был Фурсенко, потом еще десять лет Ливанов. В результате за двадцать лет они полностью изуродовали систему образования. Все об этом знали и слышали. А теперь, вдруг, спохватились. Если вы взорвете завод, я его восстановлю за два года. Но если вы взорвали систему образования, формирующую личность человека и закладывающую фундамент на будущее, вы нанесли травму обществу на тридцать лет вперед, которая затронет два поколения. И эту травму мы только сейчас начинаем залечивать.
В послании президента было прекрасно сказано о том, что необходимо отказаться от этой «болонки» – Болонской системы, что надо уходить от ЕГЭ. Я в Государственной Думе демонстрировал результаты диктанта, который написали студенты факультета журналистики МГУ. Я сам в МГУ пять часов докторскую защищал, потому что поручили ее защиту завалить, но не справились с этой задачей. Так вот, как написали диктант те, кто выбрал профессию журналиста, где необходимо знание русского языка, литературы и творческий подход. Меньше восьми ошибок на странице почти никто из них не сделал! Это полуграмотные люди, инопланетяне, хотя учатся в ведущем вузе. Но даже такой аргумент на власть до конца не подействовал.
Сейчас президентом дана соответствующая установка. Но прошло два месяца, а я не вижу никаких шевелений в министерстве высшего образования. Тот же Ливанов по-прежнему является ректором Московского физтеха. И он опять притащил ту же мертвечину из 90-х, пахнущую коррупцией, воровством и разложением.
Мы с вами должны сейчас не просто озаботиться проблемой. Мы после отчета правительства и поручений, данных президентом, настроены на то, чтобы провести полноценные, нормальные реформы. Но у нас нет запаса времени. Мы его потеряли.
Мы приняли в Подмосковье двенадцать тысяч детей Донбасса. В свое время они со второго класса обучались по соросовским учебникам, которые полны ненависти ко всему русскому, святому народному. И не случайно сейчас на Украине разрушают памятники Пушкину, Суворову, российским государям, не говоря уже о памятниках нашим солдатам-победителям. У меня отец четыре месяца сражался за Одессу и потерял ногу под Севастополем. А сегодня на Украине воспитывают новые поколения, ничего общего не имеющие ни с историей, ни с правдой.
Мы привозим детей Донбасса на две недели. И через три дня они оживают. Через неделю они начинают удивляться. А через две недели уезжают другими людьми. Мы показываем им и Красную площадь, и ВДНХ, и Храм Христа Спасителя, и места боевой славы, и школу мастеров. Это все формирует у человека цельное представление о нашей жизни, о нашей общей истории, о наших трудах и победах. И без опоры на эти традиционные ценности нам не завершить победой проводящуюся спецоперацию.
На сегодняшних слушаниях мы должны рассмотреть все в деталях. Но я хотел бы, чтобы вы прочувствовали, что фракция КПРФ в Государственной Думе и наши специалисты крайне озадачены и озабочены состоянием науки и образования. И мы все сделаем, чтобы помочь данной сфере. А для этого у нас есть и силы, и средства, и общественная поддержка. Нас поддерживает Академия наук. Мы подготовили программу «Десять шагов к достойной жизни», одобренную на Орловском экономическом форуме. И мы будем настойчиво ее реализовывать.
* * *
Вел заседание круглого стола первый заместитель Руководителя фракции КПРФ в Госдуме Н.В. Коломейцев.
На форуме также выступил профессор, доктор философских наук, академик РАО, первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию О.Н. Смолин. Он говорил о проблемах в образовании и науке. Одна из них – кадровый кризис. По данным опроса Общероссийского народного фронта (ОНФ), нехватка школьных учителей математики 44%, учителей иностранного языка – 39%, учителей русского языка и литературы – 30%, учителей начальных классов – 26%.
Дефицит педагогических кадров покрывается за счет значительной перегрузки тех, кто работает в школе. По данным ОНФ, средняя нагрузка российского учителя 28 уроков в неделю. Это более полутора ставок. В 2017 году 14% учителей работали на две ставки.
По мнению О.Н. Смолина, ЕГЭ и Болонская система были заимствованы в «самой жесткой и непродуманной форме», и она работает на тех, кто «стремится к работе за рубежом или в международных компаниях». Соответственно, и ЕГЭ, и Болонская система способствуют «утечке мозгов» из России.
О.Н. Смолин рассказал о законодательных инициативах КПРФ в области образования и науки. Коммунистами предлагалось перевести ЕГЭ в добровольный режим. Также КПРФ предлагала дать вузам право на добровольное участие в Болонской системе. Были подготовлены федеральные законы «О народном образовании» (2012 г.) и «Образование для всех» (2017 г.). Но все законодательные инициативы КПРФ натолкнулись на противодействие российского правительства и партии «Единая Россия».
О.Н. Смолин считает необходимым, вообще, убрать тему услуг из сферы образования и снова сделать воспитание гармоничной личности основной целью школьного образования, как это и было в советской школе.
«В целом ситуация, в которой оказалась современная Россия, напоминает тридцатые годы прошлого года, – считает О.Н. Смолин. – Непременно приходишь к выводу, что без новой индустриализации и принципиального изменения всей стратегии развития экономики и человеческого потенциала одними лишь средствами вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса обеспечить национальную безопасность страны невозможно».
* * *
По итогам работы круглого стола были приняты соответствующие рекомендации