Правительство Севастополя в очередной раз не справилось с выполнением утверждённых на год государственных программ, разработанных им же самим в рамках выполнения Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года. Об этом свидетельствуют неутешительные результаты проверки Контрольно-счётной палаты Севастополя (далее – КСП) деятельности органов исполнительной власти по реализации государственных программ за 2020 год.
По данным отчёта КСП о проверке деятельности Правительства Севастополя в сфере реализации региональных программ, кассовое исполнение бюджета по программным расходам за прошлый год составило 53,3 млрд. руб. из выделенных на эти цели 62,8 млрд. руб., то есть было освоено только 85% от общего объёма финансирования. При этом все целевые показатели полностью были достигнуты только по 1 программе из 20, а более или менее сносная эффективность понесённых расходов по критерию достижения целевых показателей признана лишь по 6 мероприятиям социально-экономического развития города.
Общая сумма неисполнения бюджета по программным расходам за прошлый год составила 9,4 млрд. руб., или 15% от общего объёма бюджетных ассигнований, утверждённых на реализацию государственных программ на 2020 год. И это те деньги, которые могли бы пойти на развитие города, если бы не безответственный подход власти к реализации жизненно важных социально-экономических государственных программ.
Наибольший уровень неисполнения программных расходов в ушедшем году наблюдался по программе «Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе», по которой не освоено 36,6% бюджета (289,6 млн. руб.). Кроме неё в число аутсайдеров попали программы «Развитие государственной ветеринарной службы» – 29,8% (66,8 млн. руб.) и «Развитие малого и среднего предпринимательства Севастополя» – 25,2% (433,9 млн. руб.), а также ещё 16 важнейших мероприятий по развитию города. Полное кассовое исполнение бюджета наблюдалось только по одной программе «Развитие градостроительной деятельности в Севастополе», на реализацию мероприятий которой в 2020 году была израсходована вся выделенная сумма в 150,5 млн. руб.
Обиднее всего даже не то, что существенная часть выделенных городу бюджетных средств оказалась не освоена, а то, что даже потраченные деньги были использованы крайне неэффективно и бездарно.
Уровень достижения ключевых показателей превысил процент использования средств всего по 6 городским программам, из которых лишь по одной было достигнуто полное выполнение всех ключевых индикаторов. Остальные же 14 программ получили крайне низкий коэффициент результативности использования бюджета (от 0,29) с гигантским разрывом между понесёнными расходами и достигнутыми целевыми показателями. По данным отчёта КСП, особо неэффективно бюджетные назначения использовались при реализации программы «Жилище», на которую в прошлом году было потрачено 85,7% выделенных средств, при этом достигнуто только 25% целевых показателей.
Вероятно, подобных проблем с выполнением госпрограмм в городе можно было бы избежать, если бы Правительство упорно не игнорировало дельные замечания КСП по усовершенствованию процедуры разработки и реализации региональных программ развития.
В частности, контрольное ведомство который год настоятельно рекомендует чиновникам внести изменения в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ, утверждённый Постановлением Правительства Севастополя от 06.04.2017 г. (далее – Положение), дополнив его требованием об обязательном учёте результатов финансово-экономической экспертизы КСП (далее – ФЭЭ) при утверждении госпрограмм.
На сегодняшний день в нормативной правовой базе по реализации госпрограмм в Севастополе не установлены конкретные случаи и основания для проведения экспертизы КСП. Как следствие, результаты ФЭЭ при утверждении большинства государственных программ не учитываются и не используются, что противоречит порядку, предусмотренному на региональном и федеральном уровне, а также не соответствует практике других регионов.
Результаты ФЭЭ незаконно игнорируются также при внесении изменений в ранее принятые программы, что противоречит нормам Бюджетного Кодекса в части обязательного предварительного финансового контроля бюджетных документов. Так, в 2020 году 15 госпрограмм были приняты Правительством Севастополя в новой редакции, из которых только 1 была утверждена с учётом экспертного заключения КСП, остальные же 14 программ были приняты к исполнению в обход органа государственного финансового контроля.
Помимо прочего, в своём отчёте КСП указывает на несбалансированность и несогласованность документов стратегического планирования в Севастополе.
Так, в нарушение п. 5 ст. 7 ФЗ № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», в государственных программах за 2020 год не были отражены 27 из 54 важнейших индикаторов реализации Стратегии социально-экономического развития города. В частности, чиновники Правительства «забыли» заложить в госпрограммы такие важные показатели, как численность населения и уровень миграции, коэффициент доступности жилья и жилплощадь в расчёте на одного жителя, среднемесячная заработная плата работников организаций, валовой региональный продукт на душу населения и мн. др.
Полная некомпетентность властей в сфере разработки госпрограмм отчётливо прослеживается даже в мелочах. В частности, в своём годовом отчёте КСП обращает внимание чиновников на допущение непростительно элементарных ошибок при составлении ряда важных документов стратегического планирования. Например, в ходе экспертно-аналитических процедур ведомство выявило нарушения по форме и содержанию в 5 госпрограммах города Севастополя, в паспортах и текстовой части которых значилась разная информация, что противоречит требованиям Положения.
По результатам проверки КСП также установлен целый ряд других нарушений по форме и содержанию в принятых программах развития города. В частности, в ряде программ значилось разное количество задач и целевых индикаторов в паспорте и текстовой части, дублировались одни и те же показатели в разных подпрограммах одной программы, отсутствовала логическая связь между задачами и целевыми индикаторами и были допущены другие нелепые ошибки. В нескольких программах запланированные мероприятия вообще были не взаимосвязаны друг с другом и не направлены на достижение поставленных задач.
Очевидно, что составлением и реализацией стратегических государственных программ развития Севастополя занимаются либо вчерашние «двоечники», либо абсолютно безразличные к судьбе города и благополучию его жителей люди, выполняющие свою работу «спустя рукава».
По результатам проверки работы органов власти Севастополя, КСП пришла к выводу, что недостижение целевых показателей госпрограмм в 2020 году было связано с недостаточно высоким уровнем системы управления реализацией госпрограмм и взаимодействия её участников,а также отсутствием эффективной системы управления рисками реализации госпрограмм в Севастополе.
Среди выданных Правительству рекомендаций в отчёте КСП значится, в частности: корректировка нормативной базы, устранение выявленных ошибок в принятых программах, использование количественно измеримых целевых показателей при разработке новых программ и принятие мер по повышению качества управления финансовыми ресурсами, утверждёнными на реализацию госпрограмм города Севастополя.
Остаётся только надеяться, что Правительство и Губернатор Севастополя прислушаются к замечаниям контролирующего органа и добросовестно выполнят его рекомендации, чтобы больше не пришлось «краснеть» за глупые ошибки при составлении документов стратегического планирования, хроническое неисполнение бюджета госпрограмм и крайне неэффективное использование выделенных городу средств на их реализацию.
Наталья Ивакова