Недавно Министерство финансов опубликовало законопроект о гарантированном пенсионном плане (ГПП). Предложенный инструмент – это способ добровольно копить на пенсию. Планируется, что закон о ГПП вступит в силу с 2021 года.
Но пока экономика России нестабильна, вводить еще одну накопительную систему как минимум нелогично и неэффективно. Совершенно непонятно, на какую часть населения рассчитан этот законопроект. Кто захочет играть в игры с государством после того, как нас несколько раз уже обманули с пенсиями.
Нам говорят, что нынешний инструмент рассчитан на тех, у кого есть хоть какой-то избыток средств. Но это всего 5% населения, люди, которым примерно по 30 лет, и при нынешней ситуации 30-летние живут сегодняшним днем, платят ипотеки, ведь закредитованность населения у нас аховая.
Согласно законопроекту, дополнительные накопления формируются гражданами самостоятельно и будут суммироваться с обычной пенсией, которая рассчитывается исходя из стажа и уплаченных работодателем страховых взносов. Какой процент от зарплаты ежемесячно отправлять в ГПП, каждый решает сам, а размер взноса можно менять неограниченное количество раз. Можно даже поручить перечисление этих дополнительных средств в соответствующий фонд своему работодателю.
В течение полугода после вступления в ГПП можно передумать и забрать деньги, но на условиях негосударственного пенсионного фонда, где формируются накопления. После этого срока получить деньги обратно можно при наступлении пенсионного возраста либо после 30 лет с даты уплаты первого взноса. Забрать деньги досрочно можно только в одном случае — при серьезном заболевании, требующем дорогого лечения. Также, согласно проекту, государство гарантирует сохранность всех накоплений граждан.
Схема, может быть, и неплоха, но исключительно на бумаге. Во-первых, у людей нет лишних денег! От слова «совсем». И даже те, кто получает более-менее приличную зарплату, лишние 5-10 тысяч в месяц не отдадут. Самим нужны.
Во-вторых, в игры с государством у нас давно никто не играет, даже самые наивные. За последние три десятка лет у нас раз десять все обрушилось. Сначала в 90-х деньги поменялись, и всё, что люди держали на сберкнижках, превратилось в тыкву. Потом был 1998 год, когда доллар взлетел с 6 рублей до 30. Но тогда можно было за 5 тысяч долларов купить пятикомнатную квартиру. Сейчас за эту сумму разве что чулан получится приобрести. Сегодня доллар унесся уже за 70. Не раз видели мы и изменение пенсионной системы, и то, как исчезали ранее накопленные пенсионные отчисления. Как в такой ситуации можно что-то гарантировать на ближайшие 30 лет?
У этого пенсионного новшества, на мой взгляд, две причины, и обе вполне очевидные. В пенсионном фонде денег не хватает, впрочем, этого давно никто не скрывает. И нас постепенно подталкивают к мысли, что на пенсию себе каждый должен накопить сам. Размер средней пенсии, которую государство может себе позволить платить пенсионерам, едва обеспечивает людям нищенское полуголодное существование. И чтобы будущих пенсионеров не ждала такая страшная старость, лучше, конечно, заранее подумать о себе и начать копить. Однако экономическая ситуация у нас нестабильная, инвестиционных инструментов нет, и тем более нет никаких гарантий сохранности накоплений и инвестиций. Единственным более-менее надежным вложением денег у нас считается валюта. Ну, и отдельные счастливчики покупают недвижимость, которую сдают в аренду.
Вторая причина для введения пенсионных накоплений (и ее также никто не скрывает) – это острая нехватка средств в бюджете. Нужно строить дороги, социальную и инженерную инфраструктуру. Это долгосрочные бюджетные инвестиции. Свой эффект они дадут только в отдаленной перспективе, когда на этой инфраструктуре начнет развиваться уже частный бизнес. Но без нее никакого развития не будет. Поэтому нам нужны дешевые и «длинные» деньги. И правительство идет по давно известному пути – вытаскивая их у своего же населения. В советское время в большом ходу были облигации государственного займа. В наше время облигациями людей уже не заманишь. Приходится придумывать новые механизмы. И вот эти накопительные пенсионные деньги, которые россияне, по мнению правительства, «бегом побегут» сдавать в НПФ, и будут использоваться на реализацию крупных государственных инфраструктурных проектов.
Я, конечно же, не верю ни в то, ни в другое. Никто не побежит отдавать свои кровно заработанные рубли в непонятный НПФ, и вряд ли кто-то на эти средства реализует крупные инфраструктурные проекты. У людей огромное недоверие к власти и, что уж тут скрывать, оно имеет под собой веские основания. Экономические условия также не способствуют эффективному формированию накоплений. Вводить какой-то новый инструмент нужно тогда, года экономика стабильно растет хотя бы лет 10.
Остается надеяться на старые и уже испытанные инвестиционные механизмы «храните деньги в банке, желательно в стеклянной, и в конвертируемой валюте», а также на то, что нашему правительству не придет в голову сделать эти «добровольные» отчисления обязательными.
Ирина Иванова,
Заместитель руководителя фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга