Кремль нашел способ облегчить себе фальсификации результатов и будущих выборов.
15 июля Госдума рассмотрела во втором чтении законопроект, который позволяет проводить выборы в течение трех дней и голосовать не только на избирательных участках. Речь идет о распространении практики многодневного голосования — по примеру недавнего плебисцита по изменению Конституции — на все грядущие выборы и референдумы.
Напомним: нынешней весной были приняты поправки, которые разрешили ЦИК в целях защиты здоровья граждан в условиях эпидемии коронавируса организовать голосование в течение семи дней. Именно так проходило голосование по поправкам в Конституцию — с 25 июня по 1 июля.
После этого спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и глава ЦИК Элла Памфилова предложили распространить практику многодневного голосования и на другие выборы.
Новые поправки устанавливают следующие правила:
— по решению избирательной комиссии, организующей выборы, голосование может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех;
— в этом случае досрочное голосование не проводится, а открепиться для голосования по месту пребывания нельзя;
— голосование допускается вне помещения для голосования — на придомовых территориях, территориях общего пользования и иных местах;
— подсчет голосов избирателей будет происходить после закрытия избирательных участков в последний день. Однако оговаривается, что «иные особенности» могут быть «установлены» Центризбиркомом.
Закон вступит в силу со дня его опубликования. Однако ряд положений, в том числе о трехдневном голосовании, применимы только к выборам, которые буду назначены уже после вступления в силу закона. Это значит, новый порядок может быть распространен на единый день голосования в 2021 году, когда состоятся очередные выборы в Государственную Думу.
Понятно, почему протаскивается многодневное голосование. Политологи считают, что такая процедура дает больше возможностей для фальсификаций, чем традиционное голосование в один день.
Надо думать, именно «триумфальные» (по определению пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова) результаты голосования по поправкам в Конституцию — 77,92% избирателей «за» при явке 65% – подвигли Кремль на пересмотр правил игры. Разумеется, в свою пользу.
Тем не менее, на 14 июля более 630 членов УИК подписали открытое письмо к ЦИК, Госдуме и Совету Федерации с призывом отказаться от идеи многодневного голосования и запретить такую практику. В письме говорится, что существующий порядок выборов всегда давал возможность избирателям проголосовать в течение одного дня и без массовых очередей, поскольку в РФ 97 тысяч избирательных участков, 900 тысяч членов участковых комиссий, а явка в среднем не превышала 41%.
«Даже один день голосования — это тяжелый труд членов УИК и наблюдателей, который начинается еще до 8 утра и заканчивается ночью подсчетом голосов и подведением итогов», — говорится в письме.
Многодневное голосование, по мнению авторов письма, ухудшит условия «и без того изнурительного труда». Тем более, что оплата работы в комиссиях не увеличивается пропорционально.
Заметим также, что еще во время голосования по поправкам в Конституцию аналитики предупреждали: многодневное голосование, да еще вне избирательных участков, ставит под вопрос легитимность результатов народного волеизъявления. Но прислушается ли Кремль к этим мнениям — вопрос риторический.
— У нас в последнее время практически ни одни выборы не проводились по прежним правилам, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — С одной стороны, это говорит о кризисе избирательной системы, с другой — о надеждах партии власти обеспечить заданный результат именно через изменение правил игры.
«СП»: — Что показало многодневное голосование по Конституции, почему эта схема так понравилась Кремлю?
— Оно показало, что до основного дня голосования удается мобилизовать зависимый электорат и электорат госкорпораций. В это время промежуточные результаты легко проверить. И при необходимости — скорректировать.
Как мы видим по разрозненным данным голосования 25 июня-30 июня, результат был сделан, прежде всего, за счет так называемого придомового голосования. Почему? Мы в КПРФ подсчитали: нам нужно минимум 1 миллион членов партии, чтобы проконтролировать все точки для голосования и закрыть на них лазейки для фальсификаций. Но понятно, что это нереально. В каждый двор наблюдателя не поставишь.
То же относится к многодневному голосованию. Нам объявят, что выборы теперь длятся три дня. И каждый вечер председатели избирательных комиссий будут куда-то складывать бюллетени. В сейф-пакеты они их положат или нет, сколько бюллетеней они при этом могут вбросить — все это тайна, покрытая мраком.
Мы же видели графики Сергея Шпилькина, опубликованные в Facebook. На них исследователь показал, о какой явке и результатах отчитались участки, и как эти данные соотносятся с итоговыми данными ЦИК. Графики Шпилькин составлял на основе данных о 88 млн. голосов, которые ЦИК выгрузил в систему «Выборы». Вывод — 22 млн. посчитанных бюллетеней на голосовании по Конституции можно считать аномальными.
Да что графики Шпилькина! Возьмем экзит-полл ВЦИОМ, где нам докладывают о поддержке 69,71%. А по итогам голосования вдруг оказывается, что «за» поправки проголосовали почти 78%! Это значит, 8−10% голосов поддержки уже потом «нарисовали» даже сверх согласованной планки, которую дал ВЦИОМ!
Словом, расчет сейчас делается на то, что у оппозиции не будет организационных и людских ресурсов, чтобы проконтролировать три дня голосования. Плюс — на бесконтрольность в принципе голосования вне участков. Можно сказать, власть упрощает себе «поляну» для манипуляций.
1 июля в Москве противников поправок пришло голосовать больше — и что с того? За счет «девичьих хитростей» с 25 по 30 июня нужный результат был все равно сделан.
«СП»: — До каких пор такая тактика будет эффективной?
— Пока у Кремля будет силен административный ресурс. Хотя, как мы видим по результатам голосования по Конституции, в некоторых закрытых административно-территориальных образованиях, в воинских частях вроде бы зависимый электорат проголосовал не так, как надо. Это тревожный сигнал для Кремля.
Но власти, видимо, рассчитывают, что госкорпорации и системообразующие банки будут в целом контролировать корпоративное голосование. А на худой конец — сил для контроля у оппозиции все равно не хватит, и потому сработают традиционные «карусельные» технологии партии власти.
«СП»: — Подорвет ли многодневное голосование доверие к выборам, будет ли это разрушать систему фальсификаций — просто потому, что люди выборам перестанут верить окончательно?
— Нужно разделять доверие к выборам народа и политически активных граждан. У политически активных доверие к выборам уже давно низкое. Хотя, напомню, «дна» этот социологический показатель достиг еще в 2011 году, когда «всплывшие» на выборах махинации привели к волнениям на Болотной.
Но в условиях апатии избирателей нам могут нарисовать какие угодно результаты — ситуация будет благоприятной для власти. Здесь надо понимать: ключевая проблема политического процесса в России — это три практически равные части, на которые делятся избиратели: треть сторонников власти, треть колеблющихся, треть противников. А еще — около 40% тех, кто вообще не ходит на выборы.
На референдуме по Конституции треть колеблющихся административно заставили проголосовать «за». Думаю, за успехи в корпоративном голосовании первому замруководителя АП Сергею Кириенко дадут еще одну звезду Героя России.
Да, политические игроки и активное население понимают, что борются с системой. И пытаются доказать свою правоту. Но им не удается перетянуть на свою сторону треть колеблющихся.
Собственно, вокруг этого идет вся борьба: удастся перетянуть — значит, будут перемены в стране. Не удастся — будет гниение.