Только начали снимать ограничительные меры, вызванные коронавирусом, как сразу же вспомнили про главное политическое событие года, а именно — Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию, которое злые языки уже окрестили «голосованием за обнуление». Наружная реклама висит ещё с марта, вот и опрос запускают среди севастопольцев на знание новых поправок. Сами же поправки представляют не иначе как «фиксацию социальных достижений, произошедших за последние 20 лет». С самими же поправками можно легко ознакомиться в статье 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» принятого 14 марта 2020 года.
Но насколько же предлагаемые поправки «свежи» и новаторски? Были ли до них нормативные акты, которые регулировали бы те вопросы, для разрешения которых проводят конституционную реформу?
Итак, для начала определимся с набором вопросов, по которым вносят поправки. Возьмём те, о которых в своём опросе пишет проект «Мы вместе — Севастополь», а именно: обязательная ежегодная индексация пенсий, запрет чиновникам иметь двойное гражданство, минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума, безусловный запрет на отчуждение территорий России в пользу других государств, запрет на искажение исторической правды и умаления подвига народа при защите Отечества и приоритет национального законодательства над международными договорами. От себя добавлю ещё широко тиражируемую поправку, обеспечивающую защиту русского языка.
Пожалуй, самыми «простыми» для разбора станут темы индексации пенсий и защита русского языка. Если мы обратимся статье 25 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года, то мы увидим, что социальные пенсии в России должны индексироваться ежегодно 1 апреля. То же касается и выплат участникам Великой Отечественной войны. Что же касается защиты русского языка, то тут ещё проще: никто не отменял действие Федерального закона № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года
Перейдём к защите исторической правды и памяти. Здесь стоит упомянуть такие акты, как статья 354.1 Уголовного кодекса РФ «Реабилитация нацизма», введённая Федеральным законом № 128-ФЗ от 5 мая 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в которой содержится ответственность за искажение решений Международного военного трибунала в Нюрнберге, а также за «Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично». Тем же законом статья 13.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации была дополнена частью 4: «Публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»)». В обоих случаях нарушителям закона грозят либо крупные штрафы на сотни тысяч рублей, а в статье 354.1 УК РФ — лишением свободы. Кроме того, стоит упомянуть и о законопроекте «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», который был внесён на рассмотрение в Госдуму 15 ноября 2017 года. Если верить сайту Госдумы, его должны рассмотреть в июле 2020 года.
В нынешней редакции Конституции относительно просто и с вопросом сохранения территориальной целостности страны: статья 5 действующей Конституция не предполагает выход субъектов федерации из её состава, тем самым гарантирует её территориальную целостность. В то же время, в случае принятия поправок, статья 67 Конституции дополнится статьёй 2.1, которая звучит так: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются». Интересная сноска на процедуры урегулирования пограничных вопросов: в 2008 году в рамках подписанного 14 октября 2004 года договора о демаркации границы между Россией и Китаем последний получил острова Тарабаров, Большой и половину острова Большой Уссурийский.
Снова социальный вопрос: МРОТ не ниже прожиточного минимума. На этот счёт есть Федеральный закон № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 17 февраля 2017 года. Открываем статью 3 этого закона и читаем: «Статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» изложить в следующей редакции: «Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года в сумме 9 489 рублей в месяц. Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года <…>».
Переходим к «тяжёлой артиллерии». Поправки в Конституцию должны запретить двойное гражданство для чиновников. Однако на этот счёт есть целый комплекс законов. Например, Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по которому гражданский служащий увольняется с работы, в случае вступления в гражданство другой страны. Или Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации», который так же запрещает председателю правительства и министрам иметь второе гражданство. И, конечно же, Федеральный закон № 3-ФЗ от 8 мая 1994 года «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который запрещает сенаторам и депутатам иметь второе гражданство.
Что же касается любимого тезиса одного известного общественного движения про якобы преимущество международных договоров над национальным законодательством, то с этим несколько сложнее. Для начала, поправки не затрагивают статью 15 Конституции, часть 4 которой гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Не будем углубляться в тему того, что такое «общепризнанные принципы и нормы международного права», поскольку это получится целая диссертация. Что такое эти самые «общепризнанные принципы и нормы международного права»? Декларация о правах человека, различные конвенции о ведении военных действий, в конце-концов — соглашения об охране окружающей среды, принципы которых действительно отражены в законодательстве России, как и законодательствах всех цивилизованных стран. Что же касается международных договоров, то их подписание представляет собой длительную процедуру, в том числе обсуждение в российском парламенте. Более того: в соответствии со статьёй 125 действующей Конституции в случае признания Конституционным Судом того или иного подписанного и ратифицированного договора противоречащим
Конституции, он должен быть аннулирован. То есть и в нынешнем виде Конституция имеет безусловный приоритет над международными договорами.
При беглом и достаточно поверхностном взгляде на вносимые поправки у меня возник вполне простой вопрос: зачем записывать в Конституцию то, что уже имеет под собой законодательную базу? Ладно бы вносили некие фундаментальные поправки. Как, например, предложенные КПРФ 15 поправок, среди которых зафиксировать принадлежность природных недр России её народу и выход на пенсию в 60 лет мужчинам и 55 лет женщинам. Или же довести до логического завершения ту же поправку про минимальный размер оплаты труда, как это предложила КПРФ: «Минимальный размер оплаты труда и пенсионных выплат не может быть ниже прожиточного минимума, который должен гарантировать удовлетворение базовых потребностей человека в жилье, питании, одежде, медицинской помощи, доступе к образованию и ценностям культуры, проезде на общественном транспорте».
На деле же мы получаем достаточно «косметические» правки, самая грандиозная из которых, разве что, расширение функций Государственного совета. Поэтому у меня возникает стойкое убеждение, что вся эта эпопея с практически чудодейственными поправками в Конституцию затеяна ради одной цели, которая сформулирована в рассматриваемом законе в части 6 статьи 3, которая «обнуляет» президентские сроки действующего главы государства. Если это так, то это пополнит копилку методов достижения практически пожизненной власти на фоне «феноменальных» успехов в экономике и на международной арене, а также падения уровня жизни граждан.
Александр Черемёнов,
первый секретарь Севастопольского горкома ЛКСМ РФ