Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев распорядился прекратить действие ряда нормативно-правовых документов, существовавших в Российской Федерации с советских времён. С 1 января 2020 года в прошлое уйдут порядка 9 тысяч документов – по большей части ГОСТов, определявших качество производимой в стране продукции. Однако при анализе перечня данных документов эксперты с удивлением обнаружили среди них и Декрет о 8-часовом рабочем дне, принятый большевиками ещё в 1917 году.

Вековая мечта человечества?

Декрет о продолжительности рабочего дня был принят советской властью в числе самых первых – 11 ноября 1917 года по новому стилю. Документ закреплял два базовых принципа организации труда в молодой советской республике: продолжительность дня не более 8 часов и не более 48 часов общего количества рабочего времени в неделю. На тот момент закон не имел аналогов в мире – 8-часовой рабочий день был установлен только на немецких заводах концерна Carl Zeiss. В Российской Империи, ценой ожесточённой борьбы и забастовок, трудящимся удалось добиться в 1897 году установления продолжительности рабочего дня в 11,5 часов — до этого этот вопрос в нашей стране не регулировался, и работодатель имел полное право заставлять рабочих трудиться хоть по 15, хоть по 18, хоть по 20 часов в день. Впрочем, и после принятия декрета 1897 года ситуация не сильно изменилась: как отмечают исследователи, эта норма фактически повсеместно нарушалась.

Советское правительство неслучайно утвердило 8-часовой рабочий день в числе своих первых указов — на протяжении столетий тема соотношения времени на труд и отдых волновала всё человечество. Отсутствие адекватных регуляторов очень часто приводило к забастовкам и даже восстаниям. Особо остро эта тема стала звучать с началом промышленной революции — в сочетании с тяжелейшими условиями труда 14-16-часовой рабочий день становился для рабочих прямой дорогой в могилу. Продолжительности рабочего дня уделялось большое внимание и классиками марксизма: Карл Маркс и Фридрих Энгельс предложили ввести 8-часовой рабочий день повсеместно ещё в 1866 году на конгрессе Международного товарищества трудящихся.

В Советском Союзе тема продолжительности рабочего дня и рабочей недели также поднималась неоднократно. Так, в 1930 году рабочий день был сокращён до 7 часов, к 50-летию Великого Октября рабочую неделю сократили до 42 часов с введением двух выходных дней, в 1977 году рабочую неделю сократили ещё на час, а в апреле 1991 года был принят закон РСФСР, закрепляющий привычную нам 40-часовую рабочую неделю с 5 восьмичасовыми рабочими днями. При этом, необходимо отметить, что даже в годы Великой Отечественной войны официальная продолжительность рабочего дня не превышала 8 часов. Однако в мирной буржуазной России этой норме места не нашлось.

Прогресс или деградация?

Принимая решение об отмене советских нормативно-правовых актов, Дмитрий Медведев заявил, что делает это для развития российского бизнеса. Логика Премьера проста — многочисленные ГОСТы и стандарты, жёстко регламентировавшие качество продукции и работу предприятия не дают предпринимателю сокращать расходы за счёт изменения технологий производства или замены исходных материалов. Однако, при этом Медведев специально или неосознанно упускает из виду тот факт, что соблюдение данных норм в первую очередь защищало потребителя от приобретения некачественного товара. Впрочем, это, по всей видимости, не сильно заботит Председателя Правительства.

В случае же с 8-часовым рабочим днём Дмитрий Медведев попытался оправдать своё решение тем, что унифицированная продолжительность рабочего дня вредит как работодателю, так и работнику. Отказ же от этой нормы позволит выстраивать более гибкие графики, подстроенные под каждого конкретного сотрудника или предприятие. Премьера поддержал и ряд экспертов: по их мнению, норма о 8 рабочих часах в день морально устарела и сегодня повсеместно нарушается — одни люди вынуждены работать с утра и до ночи, а другие сходят с ума от безделья в офисах и стремятся как можно раньше покинуть рабочее место.

Однако, несмотря на все заявления о «прогрессивности» предлагаемой реформы, в реальности речь идёт совсем об обратном процессе. Фактически, наша страна вновь откатывается ко временам царской России, когда фабрикант имел полное право устанавливать рабочий день исходя из собственных представлений о справедливом труде. В наши дни говорить о том, что реформа благотворно скажется на сотрудниках не приходится — на фоне острого кризиса на рынке труда и стремлении работодателя получать как можно большие прибыли отсутствие регулятора продолжительности рабочего времени приведёт не к сокращению, а увеличению продолжительности рабочего дня. Аргумент о том, что многие граждане и так перерабатывают также не выдерживает критики — по сути, это расписка государства в собственном бессилии в сфере соблюдения трудового законодательства.

******

Подводя неутешительные итоги последних лет, можно смело утверждать, что в России начался новый полномасштабный виток наступления на права трудящихся. Под ударом — гарантии, полученные народом после Великого Октября: пенсии, продолжительность рабочего дня, права на бесплатное образование, труд и отдых. При этом стоит отметить, что происходящие реформы являются лишь частью общемирового тренда капиталистического реванша: если после Великой Октябрьской социалистической революции капиталисты всего мира были вынуждены идти на уступки требованиям рабочих, опасаясь вооруженных выступлений, то после разрушения социалистического блока они стали яростно нагонять упущенные возможности. В этой ситуации у трудящихся есть только одна возможность вновь вернуть утраченные права — вести борьбу за переход на социалистический путь развития общества.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments

Напишите нам