1787 – 18 августа 1787 года в Петербурге состоялась первая в истории России рабочая демонстрация — 400 строителей, занятых на отделке берегов Фонтанки, принесли жалобу Екатерине II на своего нанимателя Долгова, крайне их притеснявшего. По приказу императрицы пикетчики были разогнаны. Вот как гласит документ тех времен:

“По утру явились на площади против Зимнего Дворца 400 мужиков, присланных депутатами от 4.000 рабочих, находившихся при отделке берегов Фонтанки, с жалобой на подрядчика Долгова, крайне их притеснявшего. Собравшись на площади мужики тотчас дали знать о себе, что они не простые зрители, а челобитчики. Всякий раз, когда случалось какой-нибудь даме подойти в комнатах государыни к окошку, они, принимая ее за императрицу, кланялись низко и показывали в руках жалобу. Екатерина, узнав о сем, изволила посылать к ним нескольких особ, одну за другою, которые обнадеживали их от имени её высочества в скорым удовлетворением их просьбы, с тем только, чтобы они разошлись и отнюдь бы толпою праздно на площади не собирались. Но средство сие не возымело желаемого действия. Мужики упорно настаивали на том, что хотят просить сами государыню, и уверяли увещевавших их господ, что они не собрались бы толпою, если б прежде посланные от них в Царское Село с жалобою к ее имп. высочеству два мужика не были взяты под стражу, и особливо досадили они дежурному ген. адъютанту Ангальту, сказав ему, что они с ним, как с немцем, не знающим по-русски, и говорить не хотят. Пополудни удалось захватить из них 17 человек, кои были за караулом отправлены в уголовный суд с тем, чтобы были осуждены в учинении скопа и заговора. Сие увидя, прочие немедленно разбежались.”

1902 – 18 августа 1902 года состоялся знаменитый побег 9 агентов газеты «Искра» (Н. Э. Бауман, Литвинов, Пятницкий, Гальперин и др.) и 1 эсера из Лукьяновской тюрьмы в Киеве.
1917 – 18 (5) августа 1917 г. прошла первая сессия рады белорусских националистических организаций.
1917 – 18 (5) августа 1917 г. вышло Постановление Центрального исполнительного комитета советов об отсрочке выборов в Учредительное собрание.
1918 – 18-22 августа 1918 г. в Томске состоялась I Сибирская конференция подпольных организаций Коммунистической партии. Конференция приняла решения, направленные на развертывание борьбы против интервентов и белогвардейцев.
1918 – 18 августа 1918 года организован Всероссийский союз советских журналистов, одна из задач Союза – “подготовка кадров советских журналистов нового типа, широкое участие в политической жизни страны”.
1919 – 18 августа 1919 г. белый 4-й Донской казачий корпус генерала Мамонтова занял Тамбов в ходе рейда по тылу красных.
1921 – 18 августа 1921 года родилась Лидия Владимировна Литвяк – лейтенант, Герой Советского Союза (посмертно). Самая результативная из летчиц-истребителей времен Великой Отечественной войны (12 сбитых самолетов противника). Погибла в бою в 1943 г.

Лидия Литвяк, самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой войны, по воспоминаниям сослуживцев, была образцом женственности и обаяния. Невысокая белокурая девушка очень сдержанно относилась к восторженным взглядам и словам однополчан и, что особенно импонировало лётчикам, никому не отдавала предпочтения. Главным для неё была борьба с фашизмом, и этому она отдавала все свои силы.

Родилась Лилия Литвяк 18 августа 1921 года в Москве. В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 – выполнила первый самостоятельный полёт. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север.

После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела “поставить на крыло” 45 курсантов – будущих воздушных бойцов.

С первых дней войны Литвяк пыталась попасть на фронт. А когда узнала о том, что известная лётчица Герой Советского Союза Марина Раскова приступила к формированию женских авиаполков, быстро добилась своего.

Согласно последнего наградного документа от 8 августа 1943 года, Лидия Литвяк совершила 150 боевых вылетов. В воздушных боях сбила лично 6 самолётов противника (1 Ju-87, 3 Ju-88, 2 Ме-109) и 1 аэростат-корректировщик, в составе группы сбила ещё 6 самолётов и 2 подбила.

Отважная лётчица награждена орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

1 августа 1943 года командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии младший лейтенант Л. В. Литвяк не вернулась с боевого задания.
Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: “Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это”. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь. Но Лидию искали, искали долго и упорно.

В 1968 году газета “Комсомольская Правда” предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом!

Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитриевка Шахтерского района, в братской могиле. Это была Лида, что подтвердилось ходом дальнейших расследований.

В июле 1988 года имя Лидии Владимировны Литвяк было увековечено в месте её захоронения, а ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза посмертно. И справедливость восторжествовала – спустя почти полвека, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года это звание было ей присвоено! Орден Ленина № 460056 и медаль “Золотая Звезда” № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.

Великая страна СССР,Лидия Владимировна Литвяк

1927 – Послание заместителя патриаршего местоблюстителя, митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и временного при нем Патриаршего Священного Синода («Декларация» Митрополита Сергия). Было опубликовано 18 августа 1927 года в “Известиях”. В Декларации в частности, говорилось:

“Мешать нам может лишь то, что мешало и в первые годы Советской власти устроению церковной жизни на началах лояльности. Это – недостаточное сознание всей серьезности совершившегося в нашей стране. Утверждение Советской власти многими представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайностей для христианина нет и что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. Таким людям, не желающим понять «знамений времени», и может казаться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже монархией, не порывая с Православием. Такое настроение известных церковных кругов, выражавшееся, конечно, и в словах, и в делах и навлекшее подозрения Советской власти, тормозило и усилия Святейшего Патриарха установить мирные отношения Церкви с Советским правительством.”

Великая страна СССР,церковь

1929 – 18 августа 1929 года в Москве состоялся I Всесоюзный пионерский слёт (18—25 августа).
1933 – День Красного Воздушного флота…

В 1933 году в СССР 18 августа устанавливается Праздник Красного Воздушного флота. В 2006 году Президент Путин переносит праздник на 12 августа, под дату незначительного приказа царской власти.

28 апреля 1933 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление № 859 «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР». Так с 1933 года возникла традиция ежегодно 18 августа проводить празднование Дня Воздушного Флота СССР. Ранее регулярных авиационных праздников ни в царской России, ни в СССР не было.
Первое празднование Дня Воздушного флота 18 августа 1933 года прошло на высоком организационном уровне. На аэродроме и вблизи него собрались москвичи, гости столицы, представители зарубежных государств. В ходе праздника были показаны образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены Советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным. С этого дня 18 августа стал всенародным праздником.
В 2006 году Указом Президента Путина праздник установлен на 12 августа в связи с тем, что «12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, именно поэтому 12 августа принято считать началом создания военной авиации России».
Конечно, решение антисоветское и антиисторическое. Тем, кто приписывает создание авиации и праздника ВВС Николаю II ради политпропаганды, остаётся лишь пожелать подучить историю и обзавестись совестью.

Великая страна СССР,18 августа 1933 года газета Красная звезда,День Красного Воздушного флота

1939 – За несколько дней до заключения пакта о ненападении, 19 августа 1939 года , между СССР и Германией было подписано Торгово-кредитное соглашение . Оно было как бы прелюдией к заключению 11 февраля 1940 года Хозяйственного соглашения . В одном из документов, подготовленных Наркомвнешторгом для опубликования, значение Хозяйственного соглашения расценивалось как “не имеющее по своему объему и значению прецедента в истории мировой торговли”.
1944 – 18 августа 1944 года в концлагере Бухенвальд по прямому указанию Гитлера и Гиммлера был расстрелян Эрнст Тельман – выдающийся деятель германского и международного рабочего движения, лидер немецких коммунистов в 1925-1944 годах.
***
Эрнст Тельман находился в заключении почти двенадцать лет. Все это время он переносил постоянные допросы с применение пыток, жестоких побоев, следы которых гестаповцы и не пытались скрывать от жены Тельмана Розы и его дочери Ирмы во время их редких посещений заключенного. В конце войны – в конце своей жизни, уже брошенный в Бухенвальд, он знал о поражении фашистов под Москвой, Сталинградом и Курском, знал о неизбежном, смертельном для гитлеровцев переломе в войне. Он видел, как побеждает дело, которому он отдал всю свою недолгую – но большую, богатую событиями жизнь. И принимая слова Маркса о том, что счастье – это борьба, Эрнст Тельман мог бы с уверенностью сказать, что был счастлив. 18 августа 1944 г. в концентрационном лагере Бухенвальд нацистские палачи тайно убили вождя германских трудящихся…

Великая страна СССР,Эрнст Тельман

1944 – 18 августа 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об утверждении положения о почетном звании «Мать-героиня», Статута, положения и описания ордена «Материнская слава» I, II и III степени и медали «Медаль материнства» I и II степени».

Великая страна СССР,Мать-героиня,Материнская слав,Медаль материнства

1945 – Началась Курильская десантная операция (18 августа — 1 сентября 1945). Успешные действия войск Красной Армии на острове Сахалин, создали благоприятные условия для занятия Курильских островов. Замыслом советского командования предусматривалось внезапно высадить морской десант на северо-западе острова, и нанести основной удар в направлении военно-морской базы Катаока, овладеть островом, и использовать его в качестве плацдарма для последующей очистки от сил противника других островов гряды. Исходным пунктом операции был Петропавловск-Камчатский.
1945 – Утром 18 августа в Харбине высадился первый эшелон десанта. Военный совет фронта назначил особоуполномоченным в этот город заместителя начальника штаба фронта генерала Г. А. Шелахова, который встретился с группой японских генералов во главе с начальником штаба Квантунской армии генералом Хата и предъявил условия капитуляции японских войск.
1946 – 18 августа 1946 года во время празднования Дня воздушного флота СССР состоялся демонстрационный полет самолета 120Р конструкции С.А.Лавочкина с работающим ЖРД РД-1ХЗ конструкции В.П.Глушко на авиационном параде в Тушино, который стал первым послевоенным авиационным праздником с воздушным парадом на аэродроме в Тушино.
***
Испытания самолёта «120» начались в январе 1945 г., а в июле на нём достигли скорости 735 км/ч, что на 24 км/ч превышало аналогичный показатель опытного образца Ла-7 с таким же мотором. Однако мотор АШ-83 требовал доводки, за время испытаний на истребителе сменили пять моторов. Так АШ-83 решил судьбу самолёта «120», построенного всего в двух экземплярах.
Один из них в 1945 г. превратили в «полуреактивный» истребитель «120Р». При его проектировании использовали опыт, полученный при испытаниях более ранних аналогичных машин Ла-7Р-1 и Ла-7Р-2. Поршневой мотор дополнили ЖРД РД-1ХЗ, установленным в хвостовой части фюзеляжа. ЖРД, развивавший тягу в 300 кг, позволял ненадолго, но значительно увеличить скорость самолёта; при этом возрастала и скороподъёмность. Такой истребитель мог быть использован как перехватчик малого радиуса действия для защиты особо важных объектов.
Двигатель РД-1ХЗ работал на керосине и азотной кислоте, подававшихся из отдельных баков насосным агрегатом, приводившимся от мотора АШ-83. Буквы «ХЗ» означали «химическое зажигание» с помощью самовоспламеняющихся компонентов. Бак окислителя, вмещавший 270 кг азотной кислоты, находился в центроплане, а бак горючего (на 60 кг керосина) — в правой консоли крыла. Этого хватало на 3–3,5 мин полёта.
Самолёт «120Р» публично продемонстрировали на воздушном празднике в Тушино в 1946 г., пилотировал его лётчик А. В. Давыдов.

Великая страна СССР, Запуск жидкостного ракетного двигателя РД-1ХЗ на самолете 120Р
Запуск жидкостного ракетного двигателя РД-1ХЗ на самолете 120Р

1950 – 18 августа 1950 года Бельгийскими фашистами убит глава компартии Бельгии Жюльен Ляо.
1990 – Дважды Герой Василий Ефремов

18 августа 1990 года скончался Василий Сергеевич ЕФРЕМОВ, летчик-бомбардировщик, дважды Герой Советского Союза (1.5.1943 и 24.8. 1943), полковник, почетный гражданин города-героя Волгограда. Здесь он родился, здесь сражался (более половины из своих 340 боевых вылетов) и здесь похоронен на Мамаевом кургане.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments

Напишите нам