1904 – Он прожил всего лишь 32 года…
29 сентября 1904 года родился выдающийся советский писатель Николай Алексеевич Островский, чей личный подвиг и нетленные произведения стали ориентирами в выборе жизненного пути для миллионов…
***
Книги Н. Островского были изданы на 75 языках свыше 770 раз общим тиражом 57 миллионов экземпляров. В советское время было три экранизации «Как закалялась сталь».
***
Первый космонавт Ю.А. Гагарин так отозвался о романе «Как закалялась сталь»:
«Простой рабочий паренёк Павка Корчагин, сражавшийся за Советскую власть, за будущее Советской Родины, близок и понятен миллионам людей… Корчагинцы моего поколения, возмужавшего в послевоенные годы, осваивали целину, строили Братск, прокладывали дорогу к звёздам… Что касается меня, то в самые трудные минуты я вспоминал железное упорство и несгибаемую волю Павки Корчагина».
***
Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лёд.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.


1917 – “Задачи пролетариата в нашей революции”…

29 (16) сентября 1917 года… До Великого Октября оставался 39 дней…

“Гигантская мелкобуржуазная волна захлестнула все, подавила сознательный пролетариат не только своей численностью, но и идейно, т. е. заразила, захватила очень широкие круги рабочих мелкобуржуазными взглядами на политику. <…> Доверчиво-бессознательное отношение к капиталистам, худшим врагам мира и социализма, — вот что характеризует современную политику масс в России, вот что выросло с революционной быстротой на социально-экономической почве…”

— Опубликована работа В.И. Ленина «Задачи пролетариата в нашей революции (Проект платформы пролетарской партии)».
— В газете «Рабочий путь» опубликованы статья Ленина «Русская революция и гражданская война. Пугают гражданской войной» и статья Сталина «Две линии».
— Омский Совет вынес постановление, в котором настаивал на немедленном созыве Всероссийского съезда Советов.
— Принято решение о создании Kpасной гвардии.

Великая страна СССР, Ленин наш вождь

1919 – 29 сентября 1919 г. в Нижний Новгород в разобранном виде прибыл один из шести танков “Рено”, захваченных красными под Одессой весной 1919 г. Несмотря на то, что танк оказался некомплектным (в дороге была украдена часть деталей, включая коробку передач), Сормовскому заводу удалось создать на его основе первый танк советского производства “Рено-русский”, выпущенный в 1920-21 гг. серией из 15 машин.

Великая страна СССР, танк Рено русский - 1920-21

1922 – 29 сентября 1922 г. из России в Штеттин (Германия) отправился первый из так называемых «философских пароходов».
1933 – И снова – мировой рекорд!

29 сентября 1933 года окончился автопробег Москва — Каракумы —Москва, в котором советская автоколонна прошла 9500 км, установив мировой рекорд.
***
Кто сейчас помнит романтику тридцатых годов века минувшего? А ведь это было время необычайного подъема производительных сил. Вставали гигантские новостройки, небывалый размах приобретало физкультурно-массовое движение. Вся страна с энтузиазмом садилась на самолет, на трактор, на автомобиль. Немало проходило и пробегов, и каждый собирал толпы на обочинах.

Среднеазиатская пустыня Каракумы и сейчас место страшное. А начало освоению Черных песков (так переводится с тюркского слово «Каракумы») положил автопробег Москва – Каракумы — Москва. В 1931 году в Москве завершилась реконструкция завода АМО и возникла необходимость испытать новую продукцию. Появился грандиозный план автопробега по маршруту «Москва-Каракумы». Это был не только экзамен отечественной техники, созданной в течение первой пятилетки в Горьком и Москве, но и ее сравнение с автомобилями, изготовленными на американских заводах.
Были утверждены следующие этапы маршрута: Москва – Горький – Чебоксары — Казань – Самара – Оренбург – Актюбинск – Кзыл-Орда – Чимкент – Ташкент. Затем от Чарджоу через пустыню Кара-Кум на Красноводск. После переправы через Каспийское море, Баку — Тифлис – Армавир – Ростов-на-Дону — Харьков (тогда столица Украины) – Воронеж – Тула — Москва.

В пробеге участвовали 96 человек на 23 автомобилях, из которых шесть легковых ГАЗ-А, шесть грузовых полуторатонных ГАЗ-АА, два опытных образца трехосных ГАЗ-ААА, четыре 2,5-тонные грузовика АМО-3 (выкрашенные в голубую краску для лучшего отражения лучей солнца), три импортные трехосные Ford-Timken, одна экспериментальная трехоска НАТИ-ГАЗ и один капитально отремонтированный заводом ВАРЗ грузовик Ford-АА. Только три участвовавших в пробеге автомобиля были собраны из зарубежных деталей. Остальные двадцать машин — серийные: АМО-З (послепробега и некоторого улучшения конструкции он стал 3-тонным и получил марку ЗИС-5), полуторатонные ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А. Лишь экспериментальные трехосные автомобили ГАЗ-ААА и «газик» на шинах «сверхбаллон» можно считать специально предусмотренными для езды по бездорожью.

Стартовал пробег 6 июля 1933 года от Автозавода имени Сталина. Условия пробега были очень тяжелыми. Температура в кабинах достигала 75°С. В зыбучих песках буксовали колеса, машины вязли до ступиц. Мелкая пыль проникала во все щели. На солончаковых болотах и выветрившихся гипсовых породах скорость падала до 1 км/ч. Проблемой было снабжение людей и машин водой. Двигатели работали с перегрузкой, требовали усиленного охлаждения. Серьезной проблемой была вода. Двигатели работали с перегрузкой, требовали усиленного охлаждения, нередко на это расходовались запасы питьевой воды… Путешествие шло от колодца к колодцу, кругом — никаких ориентиров. Но старый туркмен-проводник, сопровождавший караван, быстро определял дорогу и по каким-то одному ему известным признакам выводил колонну на караванные тропы… Однажды положение стало угрожающим. Путь к колодцу, где нас ожидал караван верблюдов с водой, преградил крутой затяжной подъем. На помощь двигателям пришли люди. Они тащили автомобили канатами, подпирали кузова сзади. Штурм длился двое суток, были израсходованы все запасы воды, обожженные солнцем люди выбивались из сил, но упрямо шли к цели…». Все это фиксировал во время пробега знаменитый кинодокументалист Роман Кармен. Все автомобили завершили каракумский пробег без существенных поломок. Эта суровая проверка дала ценные сведения конструкторам. Масляные воздухоочистители спасли двигатели от пыли и с тех пор стали стандартным оборудованием наших автомобилей. В результате испытаний шин «сверхбаллон» на всех советских автомобилях стали применять шины сравнительно большого объема и низкого давления. Подтвердилась необходимость увеличения радиаторов. Были внесены улучшения в конструкцию ведущих мостов трехосных автомобилей. Газета «Известия» (З/Х 1933) отмечала: «Вписана еще одна блестящая страница в книгу великих побед рабочего класса, побед генеральной линии ленинской партии». Добавим: и в книгу истории автомобильной техники.

Каракумский пробег был образцовым техническим мероприятием, обратно в Москву пришли все машины и все люди. Его участники за 86 дней преодолели 9400 километров, из которых только 2270 км шоссейных дорог (в большинстве низкого качества), 1320 км профилированных грунтовых дорог, 4580 км проселков и 1200 км полного бездорожья.

Великая страна СССР,автопробег Москва — Каракумы —Москва

1937 – Мировой рекорд по продолжительности полёта дирижабля…

29 сентября 1937 года начало рекордного по продолжительности полёта дирижабля СССР В-6 «Осоавиахим» объемом 19 тыс. куб.м с тремя двигателями мощностью по 177 квт (240 л.с.).
Дирижабль, на борту которого находилось 16 членов экипажа, совершил беспосадочный перелет по кольцевому маршруту станция Долгопрудная (север Московской области; ныне город Долгопрудный) – Новгород – Белозерск – Горький (ныне Нижний Новгород) – Ростов – Брянск – Курск – Воронеж – Пенза – Долгопрудный, проведя в воздухе 130 часов 27 минут.
***
Дирижабль «СССР-В6 Осоавиахим» был построен к 17-ой годовщине Великого Октября. Этот лучший (и по сегодняшний день) отечественный аппарат совершил свой первый полет 5 ноября 1934 г., пробыв в воздухе 1 час 45 мин. Дебютный пилотаж судном осуществлял сам главный конструктор — Умберто Нобиле. Через день — 7 ноября — состоялся уже второй полет этого замечательного аппарата. 105-метровый дирижабль полужесткой конструкции показал индустриальный потенциал СССР, дав импульс воздушно-транспортной технологии, способной интенсивно влиять на развитие экономики страны…

Экипажем из 16 человек командовал И.В.Паньков. Экипаж нёс вахты по 8 часов. На второй день полёта погода испортилась — порывистый ветер, плотная облачность, начался дождь. Пролетая над городами Новгородом, Шуей, Ивановым, Калининым, Брянском, Курском, Пензой, Воронежем, Васильсурском и др., дирижабль сбрасывал вымпелы с посланиями. 3 октября дирижабль пролетал над Долгопрудным, на земле всё было готово к его приёму, но экипаж попросил продлить полёт на 24 часа, чтобы побить рекорд дирижабля Zeppelin LZ-127. Командиру корабля разрешили продлить полёт до 17 часов 4 октября. СССР-В6 летал в окрестностях Москвы, 4 октября в 17 часов 15 минут совершил посадку в Долгопрудном.

В феврале 1938 года экипаж СССР-В6 готовился к перелёту Москва — Новосибирск. В это время пришло сообщение о том, что льдина, на которой дрейфовала экспедиция И.Д.Папанина, раскололась, и требуется эвакуация экспедиции. Экипаж дирижабля СССР-В6 обратился к правительству СССР с просьбой провести тренировочный полёт Москва — Петрозаводск — Мурманск — Москва. В случае удовлетворительных результатов перелёта дирижабль мог использоваться для эвакуации с льдины экспедиции Папанина.

5 февраля 1938 года в 19 часов 35 минут дирижабль СССР-В6 вылетел из Москвы. 6 февраля в 12 часов дирижабль пролетел над Петрозаводском. В 19 часов дирижабль приближался к станции Кандалакша. Последняя радиограмма дирижабля была получена в 18 часов 56 минут.

Полёт проходил на высоте 300-450 метров в сложных метеорологических условиях: низкая облачность, снегопад, плохая видимость. Металлические части конструкции дирижабля обледенели. Дирижабль врезался в гору. Из 19 членов экипажа погибли 13 человек, трое получили лёгкие ранения и трое не получили никаких повреждений.

На рассвете 7 февраля одна из поисковых групп обнаружила, что дирижабль СССР-В6 потерпел катастрофу в 18 км западнее станции Белое море.

12 февраля 1938 года члены экипажа дирижабля СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ» были похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.
***
Первый выпуск советских дирижаблей эскадры им. В.И. Ленина должен был состоять из воздушных гигантов «Ленин», «Сталин», «Старый большевик», «Правда», «Клим Ворошилов», «Осоавиахим» и «Колхозник».
Кампания, проводимая осоавиахимовцами, позволила собрать 28 млн руб., которые сразу же были переданы на создание и развитие научно-исследовательского комбината «Дирижаблестрой СССР», учрежденного в 1931 году. На этом дирижаблестроительная миссия «Осоавиахим» не закончилась, и при участии госкомпании «Дирижаблестрой», ЦАГИ, АГОС в 1933 г. была проведена Первая Всесоюзная конференция по аэродинамике дирижаблей: своеобразный НТС по реализации плана создания воздухоплавательного флота…
Для освоения дирижаблестроительных технологий рассматривались индустриальные концепции германских цеппелинов и итальянских полужестких дирижаблей, созданных Умберто Нобиле. На этого итальянца правительство Сталина и сделало ставку.

Опыт постройки и эксплуатации корабля «СССР-В5, совершившего более 100 полетов, послужил базисом для строительства крупнейшего советского дирижабля «СССР-В6 Осоавиахим». Темпы работы советских дирижаблистов крайне поразили итальянских ребят. Строительство дирижабля заняло всего 3 месяца, тогда как в Италии такая машина строилась 5-6 месяцев. И это при условии, что в Италии производственные мощности и взаимодействие со смежниками было отлажено до мелочей, а в СССР это делалось с чистого листа.

Как вспоминают советские инженеры, для рабочих чертежей использовалось только около десяти общих чертежей итальянского дирижабля, а остальные 3000 рабочих чертежей делались советскими конструкторами «Дирижаблестроя» заново.

Советский дирижабль выявил превосходство над своим итальянским прототипом (N-4), как по своей форме, так и по полётным характеристикам. Крейсерская скорость аппарат была увеличена с 85 до 104 км/ч. При этом гондола управления была увеличена в расчёте на размещение 20 пассажиров. Кроме того, хотя при сооружении дирижабля применялись материалы более тяжелые, чем предлагали итальянцы, все же полезную грузоподъёмность, благодаря многим интересным решениям, удалось довести до 8500 кг.
Между прочим, эксплуатация судна определялась в рамках средней нагрузки. Хотя максимальная скорость у дирижабля «СССР В6» по документам составляла 115 км/ч, однако конструктивно аппарат имел возможность летать на скорости чуть более 125 км/ч.

Великая страна СССР,дирижабль СССР В-6 «Осоавиахим»,1937

1941 – 29 сентября 1941 года началась Донбасская оборонительная операция (29 сентября – 4 ноября 1941 года). Составная часть Донбасско-Ростовской стратегической оборонительной операции.
***
Превосходство противника над советскими войсками было:

в живой силе и авиации — в 2 раза
в орудиях и миномётах — в 3 раза

Проведение операции

29 сентября немцы начали наступление. 1-я танковая группа (с 6 октября 1-я танковая армия) и моторизированная дивизия 11-й армии почти сразу прорвала оборону советских войск и вышли в район города Осипенко. Этим манёвром они окружили части 18-й и 9-й армий. Бои в окружении продолжались до 10 октября.

12-я армия заняла оборону на рубеже Павлоград, Васильковка, Гавриловка для сдерживания продвижения противника и обеспечению отхода остальных войск.

В это же время создаётся Таганрогский боевой участок в составе 3 стрелковых дивизий для организации обороны на восточном берегу реки Миус от Успенской до Таганрога и прикрыть подступы к Ростову-на-Дону.

14 октября 9-я армия и Таганрогский боевой участок (войска Южного фронта) нанесли контрудар и потеснили передовые части противника на 10-15 км. Однако с подходом главных сил 1-й немецкой танковой армии советские войска снова были вынуждены отступить. Войска правого крыла фронта по приказу Ставки ВГК отошли на рубеж Красный Лиман, Дебальцево, а левого крыла (18-я и 9-я Армии) под давлением превосходящих сил немцев — на рубеж Дебальцево — Красный Луч — Большекрепинская — Хапры, где заняли оборону.

Итог

Противнику удалось разбить остатки Южного фронта РККА, выйти к Азовскому морю и войти в Крым. Была также занята юго-западная часть Донбасса.

В начале ноября 1-я танковая группа вермахта возобновила наступление на Ростов-на-Дону (Ростовская оборонительная операция).

Великая страна СССР, Донбасская оборонительная операция (29 сентября - 4 ноября 1941 года)

1941 – 29 сентября — 1 октября — Конференция представителей СССР, Великобритании и США в Москве.
1941 – День памяти жертв Бабьего Яра…

29 сентября 1941 года начало убийств в Бабьем Яру. В конце сентября – начале октября на северо-западной окраине оккупированного гитлеровцами Киева фашисты расстреляли более 150 тысяч мирных граждан и советских военнопленных.

Великая страна СССР, памятник жертвам фашизма - Бабий Яр

1943 – 29 сентября 1943 года Красная Армия освободила г. Кременчуг (Украинская ССР) от фашистских захватчиков.
1943 – Подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Италии.
1943 – 29 сентября 1943 года Токийский суд приговорил советского разведчика Рихарда Зорге к казни через повешение. Ему и его соратникам были предъявлены обвинения в шпионаже в пользу Коминтерна.
***
Всего по делу группы Зорге было арестовано 35 человек, привлечено к суду 17. Дознание длилось до мая 1942 года. 16 мая 1942 года официальные обвинения были предъявлены первым 7 обвиняемым: Зорге, Одзаки, Максу Клаузену, Вукеличу, Мияги, Сайондзи и Инукаи. Остальным обвинения были предъявлены позднее. Приговоры основным обвиняемым были вынесены 29 сентября 1943 года.

Великая страна СССР, Рихард Зорге

1956 – 29 сентября 1956 года в Москве состоялась Учредительная всесоюзная конференция советских ветеранов войны, принявшая решение о создании Советского комитета ветеранов войны.
1963 – 29 сентября 1963 года – атомная подводная лодка Северного флота К-181 всплыла на Северном полюсе.
***
Первой подлодкой, прошедшей под Северным полюсом, стал американский атомоход «Наутилус». Это ему удалось 3 августа 1958 года с пятой попытки. В советском же флоте впервые в подводном положении достиг Северного полюса экипаж первой советской атомной подводной лодки К-3. Это случилось 17 июля 1962 года. Командовал лодкой капитан 2 ранга Л.М. Жильцов, экспедицией руководил контр-адмирал А.И. Петелин. 18 июля 1962 года в 360 милях от Северного полюса на широте 84° 53’ лодка произвела всплытие в обнаруженной полынье. Затем она погрузилась и дважды под водой пересекла точку Северного полюса. На обратном пути на широте 79° 30’ лодка еще раз всплывала в найденной полынье. Вскоре К-3 получила наименование «Ленинский комсомол».

«В 1963 году – подводные лодки К-178 и К-115 под командованием А.П. Михайловского и И.Р. Дубяги поочередно осуществили длительные подледные походы в высоких широтах Северного Ледовитого океана с целью изучения условий плавания и возможности всплытия в различных районах Арктики. Начинались исследования от Новой Земли, а закончились в водах Тихого океана». Следующей была К-181.

Летом 1963 года на производственном объединении «Севмашпредприятие» ее дополнительно оборудовали для плавания на северную макушку планеты. С 25 сентября по 4 октября 1963 года атомарина под командованием капитана 2-го ранга Ю.А. Сысоева совершила вошедший в историю высокоширотный поход. Кроме экипажа на борту К-181 находились командующий Северным флотом адмирал В.А. Касатонов, осуществлявший непосредственное руководство плаванием, а также начальник политотдела 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота контр-адмирал Г.Г. Антонов, начальник управления штаба Северного флота капитан 1 ранга Д.И. Шендель, главный штурман ВМФ капитан 1 ранга А.Н. Мотрохов, заместитель командующего флотилии по электро-механической части капитан 1 ранга М.М. Будаев, заместитель командира дивизии подводных лодок капитан 2 ранга В.П. Рыков, представители прессы, научно-исследовательских институтов, всего вместе с экипажем лодки 124 человека.

29 сентября в 6 часов утра лодка вышла в расчетную точку Северного полюса. В 6 часов 51 минуту подлодка произвела всплытие в полынье, в непосредственной близости от полюса. На льду, на установленной специально мачте были подняты государственный и военно-морской флаги СССР. Командир К-181 Ю.А. Сысоев вышел из корпуса атомарины на мостик, став, таким образом, первым в истории человечества подводником, вышедшим из подлодки строго в точке Северного полюса. Продолжительность похода составила 9 суток и 3 часа, было пройдено 3464 морских мили за 219 часов, из них подо льдом 1800 морских миль за 107 часов. Во время похода проводились испытания экспериментального навигационного комплекса «Сигма» и опытного образца приемоиндикатора, способного принимать сигналы сверхдлинноволновой системы дальней навигации в подводном положении. Обширные научные наблюдения, проведенные на подводном корабле в период плавания, дали огромный материал для освоения Северного Ледовитого океана и все до единой задачи похода были успешно выполнены. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1964 года командиру К-181 капитану 2 ранга Ю.А. Сысоеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Великая страна СССР,К-181, Северный Полюс

1977 – 29 сентября 1977 года ракетой-носителем «Протон» была выведена на орбиту орбитальная станция «Салют-6».

Великая страна СССР, Соколов - На стыковку со станцией Салют-6
А. Соколов “На стыковку со станцией “Салют-6”

1984 – 29 сентября 1984 года произошла «золотая стыковка» – встреча восточного и западного направлений строителей БАМа, продвигавшихся навстречу друг другу десять лет.
***
“Слышишь, время гудит – БАМ,
На просторах крутых – БАМ,
И большая тайга покоряется нам”
Р. Рождественский

29 сентября 1984 года состоялась “золотая” стыковка центральной части Байкало-Амурской магистрали, одной из крупнейших (4300 км) железных дорог в мире. “Второй Транссиб” прошел через тысячи километров вечной мерзлоты, семь горных хребтов, 11 полноводных рек, на нем возведено 2230 мостов. Это была действительно “стройка века”, ставшая серьезным вызовом для всей страны.

Осенью 1984 года строительство было почти завершено, и все внимание сконцентрировалось на двух бригадах и двух знаменитых бригадирах, Иване Варшавском и Александре Бондаре. С запада и с востока они двигались навстречу друг другу более 10 лет. Встретились 29 сентября на берегу реки Сюльбан (север Читинской области). Именно тогда рельсы БАМа, наконец-то, сомкнулись, состоялась “золотая” стыковка. А 1 октября 1984 года “золотые” звенья БАМ были уложены на станции Куанда.
***
27 октября 1984 года было уложено “золотое звено”, соединившее трассу на всем протяжении от Тайшета до Ванино и открыто СКВОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ поездов по Байкало-Амурской магистрали.
Но и после укладки “Золотого звена” трасса железной дороги не приобрела свои окончательные очертания. Еще не был достроен 15-километровый туннель под Северо-Муйским хребтом, который должен был стать самым длинным туннелем в СССР. Вместо него поезда переходили через хребет по длинному перевальному обходу.
В 1989 году вступил в строй новый обход. Его длина была 61 км и на нем было уже 2 туннеля, а также необычно высокие виадуки с двухъярусными опорами, включая знаменитый Чертов мост- виадук в крутом повороте на уклоне через долину реки Итыкыт.
***
В 1986 г. введен в эксплуатацию участок Ларба – Усть-Нюкжа (206 км). В этом же году был электрифицирован участок Лена – Нижнеангарск (943 км); в 1987 г. – участок Нижнеангарск – Новый Уоян (179 км); в 1988 г. – участок Новый Уоян – Ангаракан (102 км), построен участок Новая Чара – Тында. В 1989 г. введен в эксплуатацию и электрифицирован обход Северо-Муйского тоннеля, участки Тында – Ургал и Нижнеангарск – Новая Чара, электрифицирован участок Ангаракан – Таксимо (102 км).
***
В 1989 г. БЫЛ ПОДПИСАН АКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ О ПРИЕМКЕ В ПОСТОЯННУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПОСЛЕДНИХ ПЕРЕГОНОВ БАМ И ВСЯ МАГИСТРАЛЬ ПЕРЕДАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМ (МПС СССР).

О разном

“Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего”… (Послание апостола Павла к Ефесянам. Еф.6:5–8.)

Депутат законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров обратился к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с предложением возродить дореволюционное обращение «господин» в российской армии и силовых структурах. Естественно исключительно в целях исправления “исторической справедливости”.
Но, Петров просто не знает истории.
Вышестоящие по службе обращались к подчиненным со словом «господин» с добавлением фамилии либо чина (должности). Люди, равные по титулу, обращались друг к другу без формулы титулования (например, «Послушай, граф…».
Простолюдины, которые не знали чинов и знаков различия, использовали такие обращения, как барин, барыня, батюшка, матушка, сударь, сударыня, к девицам – барышня. А наиболее почтительной формой обращения к барину, независимо от его чина, было «Ваше благородие».

«Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства). Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.
При обращении к лицам, имевшим те или иные чины «Табели о рангах», лица равные по чину или нижестоящие были обязаны употреблять следующие титулы (в зависимости от класса):

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО» — к лицам в чинах 1 и 2 классов;
«ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО» — к лицам в чинах 3 и 4 классов;
«ВАШЕ ВЫСОКОРОДИЕ» — к лицам в чинах 5 класса;
«ВАШЕ ВЫСОКОБЛАГОРОДИЕ» — к лицам в чинах 6–8 классов;
«ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ» — к лицам в чинах 9–14 классов.

Кроме того, в России существовали титулы, употреблявшиеся при обращении к членам Императорского дома Романовых и лицам дворянского происхождения:

«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО» — к императору, императрице и вдовствующей императрице;
«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО» — к великим князьям (детям и внукам императора, а в 1797–1886 гг. и правнукам и праправнукам императора);
«ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО» — к князьям императорской крови;
«ВАША СВЕТЛОСТЬ» — к младшим детям правнуков императора и их мужским потомкам, а также к светлейшим князьям по пожалованию;
«ВАШЕ СИЯТЕЛЬСТВО» — к князьям, графам, герцогам и баронам;
«ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ» — ко всем остальным дворянам.

При обращении к духовным лицам в России употреблялись следующие титулы:

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО» — к митрополитам и архиепископам;
«ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО» — к епископам;
«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕПОДОБИЕ» — к архимандритам и игуменам монастырей, протоиереям и иереям;
«ВАШЕ ПРЕПОДОБИЕ» — к протодиаконам и диаконам.

Великая страна СССР,благородия и простолюдины
 

Похожие новости

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments

Напишите нам