Невыполнение намеченных годовым планом-графиком мероприятий Федеральной целевой программы (далее – ФЦП), финансируемых из центральной казны, уже стало печальной традицией для Севастополя. Казалось бы, пора привыкнуть к промахам давно дискредитировавшей себя власти, но почему-то не хочется. Не хочется верить, что ежегодное неосвоение десятков миллиардов бюджетных средств, выделяемых на развитие города, и связанные с этим колоссальные упущенные возможности сделать жизнь горожан лучше – это именно то, за что голосовали севастопольцы, выбирая на пост губернатора представителя партии «Единая Россия».

Внешняя проверка Контрольно-счётной палаты Севастополя (далее – КСП) отчёта об исполнении бюджета за 2020 год высветила очередное фиаско севастопольских властей по освоению бюджета и достижению целевых показателей важнейших госпрограмм социально-экономического развития города.

Из выделенных на реализацию мероприятий ФЦП 14,3 млрд. руб. в прошлом году фактически было использовано лишь 12,9 млрд. руб., то есть только порядка 90% от бюджетных ассигнований. Остальные 1,4 млрд. руб. казённых средств, выделенных на реализацию важнейших мероприятий социально-экономического развития Севастополя, безвозвратно потеряны городом по вине неэффективной политики управления государственными финансовыми ресурсами в структурах исполнительной власти.

В прошлом году мероприятия ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2024 года» были включены в 13 из 20 государственных программ, из которых полное кассовое исполнение бюджета по расходам было достигнуто только по двум госпрограммам: «Развитие градостроительной деятельности в Севастополе» и «Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения». По остальным пунктам уровень освоения выделенных средств существенно не дотягивал до плана, а местами – и вовсе был беспрецедентно низким.

Абсолютным аутсайдером по кассовому исполнению расходов на реализацию ФЦП в прошлом году стала программа «Развитие инвестиционной деятельности в Севастополе», по которой было освоено 477 млн. руб. из 766 млн. руб., то есть всего 62% зарезервированного бюджета. По всей видимости, чиновники Правительства во главе с Губернатором решили, что в деловой сфере города нет никаких проблем, и севастопольские умирающие предприятия и влачащий жалкое существование бизнес абсолютно не нуждаются в развитии и инвестициях.

Не менее «блестящими» были и достижения власти в реализации мероприятий ФЦП в натуральном выражении. В соответствии с соглашениями между Правительством Севастополя и Минэкономразвития, в 2020 году было запланировано строительство 10 важных объектов городской инфраструктуры, из которых фактически введено в эксплуатацию только 3, в том числе, 1 с нарушением сроков. Реализация же остальных 7 проектов была перенесена на следующий 2021 год. Что ж, будем надеяться, что хотя бы в этом году команда Губернатора, наконец-то, сработает эффективно и найдёт в себе силы реализовать хотя бы прошлогодние объекты.

По результатам внешней проверки исполнения бюджета ситуация с реализацией государственных программ Севастополя в целом обстояла не лучше. Как следует из заключения КСП, исполнение бюджета по расходам, утверждённым на реализацию всех госпрограмм города, в ушедшем году составило всего 85%.При этом общий объём неосвоенных бюджетных средств составил целых 9,4 млрд. руб., или 15% от выделенных на эти цели ассигнований.

Полное кассовое исполнение бюджета по расходам наблюдалось всего лишь по 1 из 20 городских программ: «Развитие градостроительной деятельности в Севастополе». Близкими к выполнению плана по расходам оказались также программы «Социальная защита, охрана труда и содействие занятости» (97%) и «Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов» (98%). По остальным 17 программам развития города уровень исполнения бюджета варьировался в недопустимо широком диапазоне от 63% до 90%.

Самые вопиющие недоработки со стороны чиновников наблюдались при реализации трёх городских госпрограмм: «Развитие инвестиционной деятельности», «Развитие государственной ветеринарной службы» и «Развитие физической культуры и спорта», по которым в прошлом году было не освоено 37%, 30% и 27% выделенного бюджета соответственно.

На откровенно безответственное отношение исполнительной власти к реализации государственных программ ещё можно было бы сделать скидку, если хотя бы освоенная часть средств была использована эффективно. Однако, по данным заключения КСП, все целевые показатели были достигнуты всего лишь по одной госпрограмме из двадцати — «Развитие информационного общества в Севастополе». Более того, процент достижения целевых показателей превысил уровень расходов только по 6 госпрограммам, тогда как остальные 14 программ стали наглядным пособием по разбазариванию и неэффективной растрате бюджетных средств без достижения хоть сколько-нибудь сносных результатов.

Ставший традиционным провал госпрограмм в Севастополе заставляет всерьёз задуматься над причинами происходящего. Не исключено, что источником всех бед является пагубная привычка чиновников Правительства тянуть до последнего, лениво откладывая реализацию важнейших социально-экономических программ «на потом». На это прозрачно намекает неравномерная динамика исполнения бюджета по расходам в течение прошлого года, когда в I квартале было потрачено 11,5% бюджета, во II – 21,1%, в III – 22,4%, а в IV чиновники ударными темпами освоили оставшиеся 45% средств, то есть почти половина работы была оставлена на самый конец года. При этом 66% всех расходов последнего квартала было исполнено в декабре месяце.

Вредная привычка команды Губернатора слишком долго «раскачиваться» и откровенное нежелание усердно работать на благо города во многом объясняет, почему лимиты финансирования регулярно доводятся распорядителям бюджетных средств с опозданием, и они не успевают своевременно заключать госконтракты на закупки для мероприятий ФЦП из-за длительных сроков конкурсных процедур.

По мнению специалистов КСП, главными виновниками неисполнения бюджетных ассигнований и недостижения целевых показателей по большинству госпрограмм в 2020 году стали низкий уровень системы управления реализацией госпрограмм и взаимодействия их участников, отсутствие эффективной системы управления рисками и некачественная проектная документация, которую зачастую приходилось переделывать в ходе выполнения работ, что затягивало сроки. Среди насущных проблем в работе ответственных исполнителей контрольное ведомство также отметило отсутствие положительного заключения государственной экспертизы и инженерных изысканий на проектную документацию по реализации ряда мероприятий ФЦП и городских программ.

Будем надеяться, что Правительство во главе с Губернатором прислушаются к замечаниям контролирующего органа и начнут, наконец, с должной серьёзностью относиться к реализации стратегически важных программ социально-экономического развития города, чтобы 2021 год не стал очередной серией порядком надоевшего сериала под постыдным названием «провал ФЦП по-севастопольски».

Наталья Ивакова    

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments