Туристическая индустрия является ведущей отраслью экономики Крыма и Севастополя, которая «кормит» налогами весь регион. Поэтому поддержка туристического бизнеса обязана стать первоочередной стратегической целью Правительства и Губернатора. Тем не менее, местной властью не предпринимается никаких серьёзных мер помощи представителям туристической индустрии региона, в силу чего многие севастопольские отельеры и туроператоры могут попросту не пережить грядущий «мёртвый» туристический сезон и будут вынуждены свернуть свой бизнес.
Тёмная ночь для туриндустрии Крыма и Севастополя началась ещё в 2020 году, когда из-за пандемии международный и внутренний туризм оказался полностью парализован. Не успели местные отельеры и турфирмы в 2021 году немного реабилитироваться после кризисного ковидного года, как уже со следующего года рынок снова просел на целых 50% и продолжает стремительно терять высоту. Грядущий курортный сезон эксперты уже успели окрестить «провальным» и делают самые неутешительные прогнозы о дальнейшем падении объема бронирований и продаж туристических услуг ещё как минимум вдвое относительно прошлого года.
Основной проблемой туристического бизнеса Крыма и Севастополя сегодня являются логистические ограничения, связанные с неработающим аэропортом и трудностями дальних поездок по железной дороге для отдыхающих с материка. Из-за ограниченного количества поездов местного железнодорожного перевозчика массовый турист даже при всём желании попросту не сможет попасть в Севастополь этим летом. Уже сейчас билеты на поезда в Крым и Севастополь раскупаются задолго до даты поездки, а глубина продажи на большинство железнодорожных рейсов сокращена до 45 суток.
К тому же, по отзывам материковых туристов, билеты на поезда в Крым стоят непомерных денег. Так, чтобы съездить на поезде из Москвы в Севастополь и обратно на майские праздники туристу придётся заплатить за билеты в купе порядка 20 тысяч рублей, а летняя поездка в оба конца обойдётся ещё дороже – порядка 25 тысяч рублей. И это только на одного человека, а туристы чаще всего путешествуют семьями из нескольких человек, что раздувает бюджет отдыха до неразумных масштабов. Более того, пассажирам приходится проводить в поезде целых 36 часов, что довольно сложно даже для молодёжи, не говоря уже о детях и пенсионерах. Не удивительно, что многие туристы с материка собираются этим летом отдыхать в Адлере и на других курортах Кубани, куда можно с комфортом прилететь самолётом, потратив на дорогу куда меньше времени и денег.
Ещё одним камнем преткновения, мешающим приезду массового туриста в Севастополь, является отсутствие общероссийских льгот на железнодорожные переезды. Сегодня в абсолютно всех регионах России действует 50% скидка на поездки по стране поездами РЖД для детей и пенсионеров, такие льготы не предусмотрены только для Крыма и Севастополя. В итоге туристам выгоднее ехать на отдых в другие регионы, а те, кто всё же решается на поездку в Крым, вынуждены пересаживаться в Москве или других городах, чтобы хоть немного сэкономить.
Железнодорожную дискриминацию жителей полуострова объясняют свободным ценообразованием местного частного перевозчика КЖД и необходимостью окупать затратное строительство Крымского моста. При этом городские власти даже не пытаются как-то повлиять на ситуацию, чтобы уравнять севастопольцев с жителями материковой части России в правах ездить по стране со скидкой. Единственная мера для решения логистической проблемы региона, которую предложил губернатор Севастополя Михаил Развожаев – это увеличить количество поездов в Севастополь из Москвы и Санкт-Петербурга и пустить новые брендированные составы из Мурманска и Челябинска, в которых пассажиры смогут начать интерактивное знакомство с Городом-героем ещё в вагоне. Однако у севастопольцев есть серьёзные сомнения, что такие имиджевые меры действительно смогут сделать город привлекательнее для отдыхающих, переломить кризисную ситуацию в индустрии и спасти утопающий туристический бизнес региона.
Помимо проблем транспортной доступности, материковых туристов отпугивает и приграничное положение региона в условиях проведения СВО. На первый план для отдыхающих выходит аспект безопасности, связанный с военно-политической ситуацией в стране. В условиях неопределённости, материковые туристы боятся покупать туры в Крым и Севастополь заранее, предпочитая бронировать номера за неделю-две до поездки или вообще воздержаться от путешествий на полуостров. В результате местные отельеры констатируют потери по бронированию на уровне 40-50%, а в деньгах теряют ещё больше, поскольку вынуждены снижать цены, чтобы хоть как-то привлекать отдыхающих.
Когда международный туризм отрезан, со внутренним тоже есть проблемы, туристический бизнес Крыма и Севастополя вынужден выживать как может. Так, в отсутствие отдыхающих многие мини-отели переориентировались с краткосрочной аренды на долгосрочную, оборудовав номера встроенными кухнями и размещая командированных, военнослужащих и строителей, приезжающих в город для работы на федеральных стройках. В свою очередь, местные турфирмы и операторы экскурсионных услуг, чтобы пережить кризисные времена, вынужденно придумывают новые изощрённые способы развлечения местных отдыхающих, предлагая новые услуги, дополнительные опции и делая большие скидки, обрекающие работать в убыток.
Однако даже самыми выгодными акциями сегодня сложно заинтересовать повидавшего виды искушённого местного туриста, к тому же объёма регионального спроса явно недостаточно, чтобы удержать туристический бизнес Севастополя на плаву. Без должных эффективных мер поддержки со стороны городских властей, оставшаяся без клиентов местная туриндустрия может попросту свернуть свою деятельность уже этим летом. Постепенно гостиницы и отели переоборудуют в общежития для командированных, турфирмы обанкротятся без продаж туров, экскурсионный бизнес перестанет существовать как класс, а перевозчики потеряют свой основной доход. В результате Севастополь рискует утратить статус курортной жемчужины Крыма, а городской бюджет – потерять львиную долю налоговых поступлений от туристического бизнеса.
Автор: Наталья Ивакова
Источник: Газета “Севастопольская Правда”