1731 – День Тихоокеанского флота. История создания Тихоокеанского флота России берет своё начало 21 мая 1731 года.

День Тихоокеанского флота
1888 – Ленин – борьба за получение образования…

21 (9) мая 1888 года Ленин подает прошение министру народного просвещения о разрешении вновь поступить в Казанский университет. Просьба отклоняется.

1919 – “Ни одной тонны угля Колчаку!”

Для наших дедов и прадедов Колчак не был кумиром, а был предателем и только предателем!

21 мая 1919 г. началась политическая забастовка рабочих Сучана (ныне Партизанск Приморского края) и Сучанской железнодорожной ветки под лозунгом «Ни одной тонны угля Колчаку», «Долой интервенцию!». Сучанские шахтеры составили основу партизанских отрядов Приморья, действовавших против белогвардейцев.
***
21 мая 1919 г. шахтеры Сучана начали новую забастовку, которая продлилась почти два месяца. Прекратилась погрузка угля и работа шахт, остановилось движение по железной дороге. Рабочие выступали под лозунгами: «Долой интервентов!», «Ни пуда угля Колчаку!». В конце июня 1919 г. управляющий Приморской областью Козенко телеграфировал в департамент милиции правительства Колчака: «Забастовка на Сучане продолжается. Охрана Сучана союзниками вверена американцам. Американцы удалили с рудника большевистских агитаторов, благодаря чему характер забастовки смягчается, переходя на экономическую почву».
По времени забастовка шахтеров совпала с активным выступлением партизан. 23—25 июня 1919 г. партизаны под командованием С.Г. Лазо совершили серию успешных нападений на американскую охрану на всем протяжении Сучанской углевозной железной дороги. В результате полотно дороги было разрушено, взорвано 3 подъемника и 6 мостов. Транспортировка сучанского угля прекратилась на несколько месяцев. Интервентам был нанесен тяжелый урон. После восстановления движения по железной дороге и ремонта выведенного из строя шахтного оборудования, угледобывающее производство на Сучане было сведено до самого минимума.
В конце января 1920 г. власть А.В. Колчака в Сучанской долине пала.

sdacha_kolchakovskih_vojsk_pod_Krasnoyarskom-Avilov_MI

1920 – 21 мая 1920 г. моряки и железнодорожники Италии приняли совместное решение бойкотировать снабжение оружием буржуазно-помещичьей Польши.
1921 – Союзный договор между РСФСР и Грузинской ССР.
1937 – Первая в мире!

21 мая 1937 года на дрейфующую льдину прибыла экспедиция научной станции «Северный полюс-1» в составе И.Д. Папанина, П.П. Ширшова, Е.К. Федорова, Э.Т. Кренкеля. Обустройство четверки полярников на громадной льдине площадью около 4 кв. км заняло около 16 дней. 6 июня самолеты покинули экспедицию, станция «Северный полюс – 1» перешла в режим автономного дрейфа, в котором она прошла около 2 тыс. км и спустя почти год прибыла в Гренландское море.

“В отличие от РФ, никто не покупал для экспедиции только импортную технику: вытягивали к новым рубежам именно свою, советскую промышленность!

Было ясно, что в районе Северного полюса на магнитный компас полагаться нельзя. Он безбожно «врет» в высоких широтах. Значит, применим радиомаяки и радионавигацию! Решили поставить маяк на острове Рудольфа, а самолеты – оборудовать радиокомпасами. Причем решили ставить не только имортные (американские, марки «Фэйрчайлд»), но и опытные отечественные. Не забыли при этом и о магнитных компасах, и о солнечных указателях курса инженера Сергеева. А еще ставили гирокомпасы, барометрические высотомеры, оптические визиры, запасы навигационных бомб для определения точной скорости машины. Стал известен состав экспедиции: Иван Папанин, гидробиолог и врач Петр Ширшов, астроном и магнитолог Евгений Федоров. Радистом же назначили аса-коротковолновика и матерого полярника – Эрнста Кренкеля.

Предусмотреть надо было все, что только можно. Запас продовольствия рассчитали на полтора года – 400 кило. Ведь льдина со станцией должна была дрейфовать год – и выйти в Гренландское море. Нужна надежная радиосвязь на аккумуляторах – и в снаряжение включили ветровую электростанцию для их зарядки. Тщательно отобрали научную аппаратуру. Продовольственные продукты для экспедиции разрабатывал Институт питания. Работали, как потом будут работать для космонавтов: часть еды сделали готовой и упаковали в герметичную тару – только разогревай. Многое сделали в виде концентрированных таблеток и кубиков: супы, борщи, компоты, каши и даже куриные котлеты.

Сделали надежную главную – жилую – палатку с надписью «СССР – дрейфующая экспедиция Главсевморпути». Ее подбили гагачьим пухом для теплоизоляции, сделали многослойной. К ней – сработали палатку машинную с основным и запасными моторами внутреннего сгорания по 3 лошадиных силы, палатку гидрологическую с глубинной лебедкой, палатку астрономическо-магнитологическую и еще три палатки-склада. Там – нарты, запас специальной одежды, лодка-клиппербот, резиновые байдарки, шанцевый инструмент, канистры с горючим и т.д. И все, черт возьми, делали сами, стараясь как можно дальше уйти от импортной зависимости!”
(М.Калашников)

И.В. Сталин:

“Бывает и так, что новые пути науки и техники прокладывают иногда не общеизвестные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела. Здесь за общим столом сипят товарищи Стаханов и Папанин. Люди, неизвестные в научном мире, не имеющие ученых степеней, практики своего дела. Но кому неизвестно, что Стаханов и стахановцы в своей практической работе в области промышленности опрокинули существующие нормы, установленные известными людьми науки и техники, как устаревшие и ввели новые нормы, соответствующие требованиям действительной науки и техники? Кому неизвестно, что Папанин и папанинцы в своей практической работе на дрейфующей льдине мимоходом, без особого труда, опрокинули старое представление об Арктике как устаревшее и установили новое, соответствующее требованиям действительной науки? Кто может отрицать, что Стаханов и Папанин являются новаторами в науке, людьми нашей передовой науки?

Вот какие еще бывают “чудеса” в науке.

Я говорил о науке. Но наука бывает всякая. Та наука, о которой я говорил, называется передовой наукой.

За процветание нашей передовой науки!
За здоровье людей передовой науки!
За здоровье Ленина и ленинизма!
3a здоровье Стаханова и стахановцев!
За здоровье Папанина и папанинцев!

Правда 19 мая 1938 года”

На фото: Товарищи И.Д. Папанин, П.П. Ширшов, Э.Т. Кренкель и Е.К. Федоров на борту ледокола «Ермак». Фото Я. Халипа
(серия открыток «Завоеватели Арктики в Ленинграде», 1938 год, 6 штук)

Papanin-Shirshov-Krenkel-Fedorov_ledokol_Ermak_1938

1942 – Нагрудный знак — «Гвардия»

21 мая 1942 года указом президиума Верховного совета СССР для всех военнослужащих гвардейских частей и соединений введены отличительные звания и особый нагрудный знак.
К концу войны советская гвардия включала 11 армий и 6 танковых армий; 40 стрелковых, 7 кавалерийских, 12 танковых, 9 механизированных и 14 авиационных корпусов; 215 дивизий; 18 надводных кораблей, 16 подводных лодок, 13 дивизионов боевых катеров, две авиационные дивизии, два зенитно-артиллерийских полка, одна бригада морской пехоты, одна морская железнодорожная артиллерийская бригада.
1947 – 21 мая 1947 года принято постановление ЦК ВКП(б) о колхозном строительстве в прибалтийских республиках.
1954 – 21 мая 1954 года в Пулково под Ленинградом была открыта Центральная обсерватория АН СССР, восстановленная после Великой Отечественной войны. Ныне – Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН.

Pulkovskaya_observatoriya

1974 – Комсомольская летопись БАМ…

21 мая 1974 г. Прибыл первый воинский эшелон со строителями БАМ. Комитет ВЛКСМ прибывших воинов железнодорожников возглавлял лейтенант Виктор Баев.
1975 – Комсомольская летопись БАМ…

Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.

Строителей поздравил Л.И. Брежнев

21 мая 1975 г. С большой трудовой победой – досрочным открытием рабочего движения поездов на линии БАМ – Тында строителей поздравил товарищ Л.И. Брежнев.

BAM-strojka_vsenarodnaya

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments

Напишите нам