Буран15 ноября 1988 года с космодрома «Байконур» при помощи универсальной ракетно-транспортной системы «Энергия» был впервые запущен орбитальный корабль многоразового использования «Буран», полет которого оказался первым и последним.
Система «Энергия-Буран»
– Твердо знаю, чего мы делать точно НЕ будем – не будем копировать американский «Шаттл»! (академик В.П. Глушко, май 1974 г.)
Начало разработки проекта «Энергия-Буран» – 1974 год. Планировалось его использование в качестве транспортного средства в составе орбитальных комплексов «Мир» и «Мир-2».
Поначалу эта система планировалась как советское «повторение» аналогичной американской многоразовой системы «Спейс Шаттл». Проект назывался ОС-120.
В результате последующей работы появился вариант с орбитальным кораблём ОС-92, «переросший» затем в известный всему миру «Буран».
Изучив недостатки системы «Шаттл», наши руководители страны наконец-то вняли на призывы Глушко, и не стали повторять их систему. Да и повторять для нашей космической отрасли, чужие достижения было весьма как-то против традиций. Поэтому и создали новое – ракету-носитель тяжёлого класса, с частично многоразовыми элементами и корабль с достоинствами «Шаттла», но без его недостатков.
Система получалась такая, что РН могла доставлять на орбиту не только космический самолёт, но и другие грузы до 100 т. Кроме этого, бустеры для «Энергии» были сделаны прямо под эту систему, и с перспективой превращения их в многоразовые (те, странные наплывы на бустерах, что вы можете наблюдать на фото «Энергии-Бурана» есть ни что иное как обтекатели системы спасения ступени). То есть получалась не просто новая, а универсальная система, намного превосходящая американскую в техническом плане. Например, Буран» мог автоматически садиться на аэродром и был много безопаснее «Шаттла».
Увидев технические преимущества «Бурана», американцы тут же начали копировать советские технические решения – НАСА создало проект РН, где в котором орбитальный корабль заменялся одноразовым блоком. Но наши инженеры далеко обошли своих американских коллег: для «Энергии» был предусмотрен вариант с гораздо большей грузоподъёмностью – вариант «Вулкан». При присоединении к центральному блоку не четырёх, как для «Энергии», а восьми бустеров, получалась ракета-носитель с грузоподъёмностью в 200т!
Пока для американцев это лишь область мечтаний, а у нас уже есть вполне нормальная РН.
Начало летных испытаний – 1988 год. 15 ноября 1988 года «Буран» был выведен на орбиту в беспилотном варианте. Совершив 2 неполных витка вокруг Земли и выполнив необходимые маневры, орбитальный самолет приземлился на специальной посадочной полосе на космодроме «Байконур». Это был его единственный космический полет.

В начале 90-х годов программа «Буран» была закрыта. Очередной блестящий советский проект был убит предателями страны.
Основные характеристики «Бурана»:
Длина – 36,4м
Общая высота – 16,45м
Размах крыльев – 23,9м
Диаметр фюзеляжа – 5,6м
Размеры отсека полезного груза – 4,7х18,3м
Максимальная стартовая масса – 105т
Посадочная масса – 82т
Макс. масса доставляемого на орбиту груза – 30т
Макс. масса груза возвращаемого с орбиты – 20т
Продолжительность полета – от 7 до 30 суток
Экипаж – от 2 до 7 чел.
Всего было построено пять летных экземпляров корабля “Буран”.

1) Корабль 1.01 “Буран” – совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года уничтожен при обрушении крыши.
2) Корабль 1.02 – должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией “Мир”. Сейчас экспонат музея космодрома Байконур.
3) Корабль 2.01 – был готов на 30 – 50 %. Находился на Тушинском машзаводе, потом – на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезен для реставрации в ЛИИ г. Жуковский.
4) Корабль 2.02 – был готов на 10 – 20 %. Разобран на стапелях завода.
5) Корабль 2.03 – задел уничтожен и вывезен на свалку.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments

Напишите нам