1919 – Красная Армия выбивает из Уфы войска Колчака, который продолжает отступать и в июле – августе полностью теряет Урал.
1919 – 9 июня 1919 г. В.И. Ленин послал телеграмму Реввоенсовету Восточного фронта, в которой указывал, что для успешного проведения мобилизации в прифронтовой полосе необходимо перейти к военной работе по-революционному.
1920 – 9 июня 1920 г. Совет Труда и Обороны принял постановление о людских пополнениях для Красной Армии.
1920 – 9 июня 1920 г. Войска Юго-Занадного фронта освободили Белую Церковь.
1927 – Центральный совет ОСОАВИАХИМа принял постановление «О роли женщины в обороне страны», после чего в стрелковые, парашютные и авиационные секции пришли десятки тысяч девушек.
original[1]
Хроника добрых дел ОСОАВИАХИМа. Год 1927-й:

• Летом были организованы и проведены на самолёте АНТ-3 перелёты вокруг Европы и на Дальний Восток.
• 9 июня ЦС ОСОАВИАХИМа принял постановление “О роли женщины в деле обороны страны”. Создана секция по военной работе среди женщин.
• В июле вышел первый номер ежемесячного научно-технического журнала “Техника воздушного флота” – орган Управления ВВС, ЦС ОСОАВИАХИМа, ВСНХ, Государственного треста авиационной промышленности, ЦАГИ, Военно-воздушной академии и Научно-испытательного института ВВС.
• В ответ на ультиматум Чемберлена и провокационные налёты на советское тор­говое представительство в Англии ЦС ОСОАВИАХИМа СССР создал фонд “Наш ответ Чемберлену”. Всего в этот фонд поступило свыше 10 миллионов рублей. В ходе кампании проводилась “Неделя обороны”. Численность Общества возросла на 600 тысяч человек.
• Члены общества – любители стрелкового спорта, объединённые в секции, ор­ганизовывали новые стрелковые кружки, помогали в строительстве тиров, стрельбищ, готовили стрелков-спортсменов и инструкторов-общественников.
• В августе-сентябре совершён большой шлюпочный поход по маршруту Москва-Баку. Пройдено 2800 километров за 29 походных дней.
• В сентябре-октябре состоялись Всесоюзные планёрные состязания, на которых был установлен рекорд дальности полёта одноместного планёра – 15 километров.
• В ноябре ОСОАВИАХИМ передал военно-воздушным силам Красной Армии эскадрилью самолётов “Наш ответ Чемберлену” в составе 30 крылатых машин.

1931 – Из Москвы в Ленинград по Октябрьской железной дороге отправился в рейс первый в стране фирменный поезд «Красная стрела».
image[2] tyaga-2[1]
6 июня в газете «Гудок» появилось объявление:
«9 июня, в 1 час 30 мин. ночи, из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между Ленинградом и Москвой экспресс покроет в 9 ч. 45 мин. Средняя скорость экспресса 70 км в час. На отдельных перегонах скорость дойдет до 100 км в час».

В первый рейс «Красная стрела» отправилась в ночь с 9 на 10 июня 1931 года. В голове состава находился динамометрический вагон, в котором производились записи о ходе поезда. Экспресс вышел из Ленинграда в 1 час 30 минут ночи и прибыл в Москву в 11 часов 20 минут, преодолев расстояние между двумя крупнейшими городами страны за 9 часов 50 минут. Из сообщения газет того времени известно, что участок Ленинград-Малая Вишера (161,7 км) поезд прошел за 2 часа 20 минут со средней скоростью 75-80 км/час, участок М.Вишера-Бологое (167,7 км) был преодолен за 2 часа 38 минут. Мимо станции Боровенка экспресс «проскочил» со скоростью 90 км/час, мимо Лихославля – со скоростью 93 км/час. Участок Бологое – Москва (330 км) был пройден за 4 часа 40 минут.

В обратный рейс «Красная стрела» отправилась 11 июня 1931 года в 1 час 30 минут. На станции Завидово (около 100 км от Москвы) у одного из спальных вагонов загорелся подшипник, из-за чего поезд пришлось остановить и вагон отцепить. Несмотря на 30-минутную стоянку на этой станции, опоздание было быстро ликвидировано 100-километровой скоростью на одном из участков пути. В Ленинград поезд прибыл в 11 часов 18 минут 11 июня. Расстояние между Москвой и Ленинградом экспресс прошел за 9 часов 48 минут, что по тем временам считалось большим достижением.

Первый состав «Красной стрелы» состоял из 12 вагонов, выкрашенных в синий цвет: 7 жестких купейных, 3 мягких, 1 спальный с двухместными купе и 1 багажный.

Состав на паровозе серии Л вела локомотивная бригада, возглавляемая Василием Максимовичем Ивановым. «Красной стрелой» поезд был назван за красоту – в то время он сильно отличался от большинства других составов.

Впервые в истории советских железных дорог в «Красной стреле» был создан вагон СВ. Для этого четырехместные купе усовершенствовались: верхние полки сняли, на их место повесили зеркала и светильники. Оборудование и внутреннее убранство этих вагонов ни в чем не уступало зарубежным аналогам и даже превосходило их.

Уровень сервиса в этом составе был для тех времен просто невероятным. Впервые пассажирам на время пути предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры. В поезде работали буфеты, где можно было заказать ужин с доставкой в купе. Для удобства пассажиров в одном из вагонов был оборудован телефонный переговорный пункт, с которого во время стоянки на станциях Бологое, Окуловка и Малая Вишера можно было связаться не только с Кремлем, но даже с Лондоном и Парижем.

«Красная стрела» стала не только самым быстрым и комфортабельным, но и самым точным поездом. Если «Красная стрела» преодолевала расстояние между Ленинградом и Москвой за 10 часов, то обычные пассажирские поезда ехали не менее 12 часов. В мае 1931 года опоздание скорых поездов на 100 км по Октябрьской дороге составило всего 0,2 минуты, тогда как на многих других магистралях – не менее 1,8 минут.

1934 – Установление дипломатических отношений между СССР и Румынией, между СССР и Чехословакией .
1943 – Юлиус Фучик сделал последнюю запись в тюремном дневнике:
«Люди, я любил вас! Будьте бдительны!».
116390312_yulius[1]
Те, кто слышал хоть что-нибудь об этом человеке, скорее всего, вспомнят, что он был казнён фашистами и перед казнью написал “Репортаж с петлёй на шее”. Гораздо меньше людей расскажут о его жизни. А ведь именно своей жизнью он заслужил право на такую смерть.

“Смелый поворот головы, беспокойные фиолетовые глаза. Живой, как ртуть, умный, как чёрт, вспыхивающий, как искра. Склонность к риску, любовь к приключениям, презрение к опасности и благородная юношеская готовность броситься в огонь во имя идеи”. Таким запомнила его чешская писательница Майя Пуманова.

Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 года в Праге, в семье рабочего-токаря. Позднее он никогда не забывал с гордостью заметить, что родился в один день с Красной Армией. Когда началась первая мировая война, его отца отправили работать на автомобильную фабрику “Шкода” в город Пльзень. Война оказала сильнейшее влияние на подрастающего Юлиуса. Он часами простаивал в очередях за продуктами, прислушивался к разговорам, был свидетелем демонстраций и забастовок рабочих “Шкоды”. Он видел, как австрийские солдаты стреляли в голодных детей, как погибло несколько сотен человек при взрыве военного завода.

“Я не мог не понимать, что в мире, где люди против собственной воли убивают друг друга, будучи полны жажды жизни, что-то делается не так”.

Октябрьская революция показала, как можно найти выход из тупика. Её эхо разнеслось по всем странам Европы. Советская Россия для многих стала вдохновляющим примером. Когда в Чехословакии была создана коммунистическая партия, 18-летний Юлиус одним из первых вступил в её ряды. В этом же возрасте Фучик стал студентом Пражского университета. Он выбрал философский факультет, потому что ещё в гимназии интересовался культурой и искусством, читал много чешской и мировой литературы. В Праге студенту из рабочей семьи приходилось самому зарабатывать себе на жизнь и на учёбу. Он перепробовал множество профессий – был учителем, строителем, спортивным тренером, но его призванием на всю жизнь стала журналистика.

“Книги и театр открывали мне мир. Я искал в них правду и понял, что есть книги, которые говорят, есть которые лгут, а есть и вообще немые. Мне казалось, что надо об этом сказать, чтобы не было ни лживых, ни немых книг. Я считал это своим долгом в борьбе за лучший мир. Поэтому я начал писать о книгах и о театре”.

Фучик вполне мог сделать успешную карьеру в любом солидном печатном издании. Но он выбрал путь коммунистической журналистики со всеми её неприятностями – маленькой зарплатой, большим объёмом работы, цензурными преследованиями и арестами. В течение многих лет он редактировал газету “Руде право” и журнал “Творба”, сотрудничал в ряде других изданий. Газеты и журналы один за другим запрещались, а Фучику приходилось скрываться от полиции и писать под псевдонимами.

Долгое время в пражском кафе “Роксы” рядом с бильярдным столиком можно было встретить некоего пана Мареша. По виду он напоминал банковского служащего или торгового агента, безупречно одетого, в роговых очках, с ярким галстуком и цветочком в петлице. Никто не догадывался, что благопристойный пан Мареш, беседующий с людьми театра и прессы, является редактором коммунистической газеты. Только таким образом Фучик мог встречаться со своими товарищами по редакции.

Будучи редактором, Юлиус никогда не засиживался у рабочего стола, предпочитал видеть самое главное своими собственными глазами. Он посетил Австрию в дни антифашистского восстания рабочих и Германию после прихода нацистов к власти, оба раза без документов и с немалым риском для жизни. Когда бастовали чешские горняки, Фучик писал репортажи с места событий, а если их не пропускала цензура, то издавал для рабочих нелегальную газету. Во время одной из таких забастовок он подружился с Густиной Кодержичевой, которая на всю жизнь стала его верной спутницей, товарищем, первым читателем и критиком.

“Жизнь в борьбе и частые разлуки сохраняли в нас чувство первых дней: не однажды, а сотни раз мы переживали пылкие минуты первых объятий… Все годы мы вели борьбу плечом к плечу, и все годы рука об руку бродили по любимым местам. Много мы испытали лишений, познали и много больших радостей, мы были богаты богатством бедняков – тем, что внутри нас”.

Юлиус Фучик дважды посетил Советский Союз. Первый раз он ездил в 1930 году по приглашению чехословацкого кооператива “Интергельпо”, находившегося в Киргизии. Второй раз Фучик прожил в СССР с 1934 по 1936 год, спасаясь от угрозы ареста на родине. В Советском Союзе он не чувствовал себя иностранцем. Да и мало кто принимал его за иностранца, ведь на стройках индустриализации работали люди самых различных национальностей, и лёгкий акцент Фучика никого не смущал. Для многих рабочих Юлиус быстро стал своим человеком, тем более, что он не только наблюдал и записывал, но и работал вместе со всеми. Он стал почётным бойцом Киргизской конной дивизии и почётным депутатом Фрунзенского горсовета.

В своих репортажах Фучик старался писать полную правду. Он видел, как в голой степи за короткие сроки возникают заводы и электростанции, как земля преображается на глазах по воле человека, как в быт людей входят неведомые прежде блага цивилизации и культуры. Но видел и дефицит гвоздей, мыла, сахара, длинные очереди в магазинах, рваную одежду рабочих, недостаток жилья. “Все бедны, потому что строится богатство”, писал Фучик. И самое главным завоеванием нового мира он считал то, что рабочие люди знают, ради чего они трудятся, чувствуют себя хозяевами своей судьбы и своей страны.

“Девочка, никогда я не чувствовал себя таким свободным, как здесь. То, что я вижу в СССР, превосходит самые смелые мои предположения. Передай всем привет и скажи, что за то, что я здесь увидел, стоит бороться”. (Из письма Густе Фучиковой, 1930 год)

Свои впечатления о Советском Союзе Фучик изложил в двух книгах и в огромном количестве лекций. Лекции эти разгонялись, а Фучик за них был судим и провёл в тюрьме около восьми месяцев. И тогда, и позже его часто упрекали в идеализации советской жизни. Но нужно учесть, что на его оценку СССР влияло и происходящее на его родине. Это было время мирового экономического кризиса. Тонны продуктов уничтожались, потому что их нельзя было выгодно продать, а голодные люди умирали на улицах. Массовые демонстрации безработных расстреливались полицией. И только на военных заводах работали вовсю, пренебрегая безопасностью и охраной труда. Вторая мировая война подступала всё ближе. Фашистские государства набирали силу и расширяли свои территории. Неудивительно, что Фучик уезжал из Советского Союза с тяжёлыми и тревожными чувствами.

В 1938 году опасность подступила вплотную к Чехословакии. Гитлер заявил свои претензии на Судетскую область, главный промышленный район страны. Фучик неустанно доказывал в печати, что СССР является единственным надёжным союзником Чехословакии и готов прийти ей на помощь. Но чехословацкие правящие круги не желали принимать эту помощь. Они больше боялись красной угрозы, чем коричневой. Так же вели себя Англия и Франция. В сентябре 1938 года они заключили с Германией и Италией Мюнхенские соглашения, которые открыли дорогу к расчленению Чехословакии.

После мюнхенской капитуляции деятельности компартии и всей её печати была запрещена. Когда в 1940 году нацисты оккупировали уже всю Чехословакию, Фучик узнал, что его ищет гестапо. Под именем учителя Ярослава Горака он скрывался в Праге на разных квартирах. Он стал одним их главных деятелей подпольного ЦК компартии, руководил всей издательской работой.

“Да, мы в подполье, но не как погребённые мертвецы, а как живые побеги, которые пробиваются во всём мире к весеннему солнцу. Первое Мая возвещает об этой весне, о весне свободного человека, о весне народов и их братстве, о весне всего человечества.” (Из листовки к 1 мая 1941 года)

24 апреля 1942 года гестаповцы ворвались в квартиру, где Фучик встречался с партийными товарищами. Все арестованные были брошены в тюрьму Панкрац. Несмотря на пытки и издевательства, которые пришлось вынести Юлиусу, он не сломался, не выдал ни имен, ни явок, ни шифров. Более того, он как коммунист не прекращал своей работы, оставаясь на связи с товарищами. На допросах в гестапо Фучик вел сложную игру, уводя следствие в сторону, пытаясь помочь товарищам, находившимся на свободе.

Фучик был стойким, потому что был твердо убежден в своей правоте. И эта убежденность помогла ему написать в нечеловеческих условиях свою главную книгу – “Репортаж с петлей на шее”, чтение которой давало силы борцам с фашизмом в разных странах. До последнего дня он оставался полным сил и любви к жизни и к людям.

“Жили мы для радости, за радость шли в бой, за неё умираем. Пусть поэтому печаль никогда не будет связана с нашим именем”.

Он был казнен 8 сентября 1943 года. Теперь этот день отмечается как день международной солидарности журналистов. Книги Фучика получили широкую известность во всем мире, а его имя было увековечено в названиях улиц, заводов, парков и даже горной вершины в Киргизии. После реставрации капитализма в Восточной Европе большинство этих названий было стёрто, а имя Фучика стало целенаправленно дискредитироваться. На его родине новые власти обвинили его в сотрудничестве с гестапо и подвергли сомнению подлинность “Репортажа с петлёй на шее”. Многие ученые встали на защиту доброго имени Фучика, и независимая комиссия в 1995 году доказала необоснованность этих обвинений.

Нет больше пика Юлиуса Фучика и в Киргизии. Там, где он видел дружбу народов и совместный труд на общее благо, теперь снова царят отсталость, нищета, религиозный фанатизм и межнациональные конфликты. Перечитывая его книги сейчас, мы понимаем, что сохранить завоевания ещё важнее, чем их добиться. И еще более глубокий смысл приобретают знаменитые слова Фучика: “Люди, я любил вас! Будьте бдительны!”

1945 – Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

Летом 1945 года в СССР появились боевые медали, которые выдавались за взятие и освобождение основных европейских городов. Всего в советской наградной системе было семь таких медалей: «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги» и «За освобождение Белграда». Как видим, 6 из 7 медалей были связаны с освобождением от фашизма европейских столиц. Все медали были учреждены на основании Указа Президиума ВС СССР от 9 июня 1945 года.

• Медалью «За взятие Берлина» было награждено более 1,1 миллиона советских воинов.
• Медалью «За освобождение Белграда» было награждено порядка 70 000 бойцов и командиров Красной Армии.
• Медалью «За взятие Будапешта» было награждено порядка 362 050 человек.
• Медалью «За освобождение Варшавы» было награждено 701 700 бойцов и командиров Красной Армии.
• Медалью «За взятие Вены» было награждено порядка 277 380 бойцов и командиров Красной Армии.
• Медалью «За взятие Кенигсберга» было награждено порядка 760 000 бойцов и командиров Красной Армии.
• Медалью «За освобождение Праги» было награждено порядка 395 000 человек.

1945 – 9 июня – День ГСВГ – День группы советских войск в Германии
gruppa_sovetskih_vojsk_v_Germanii-001
9 июня 1945 года была сформирована Группа советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ), преобразованная в 1954 году в Группу советских войск в Германии (ГСВГ), а затем, в 1989-м, – в Западную группу войск (ЗГВ). С тех пор 9 июня отмечает как памятная дата, более известная в нашей стране как День ГСВГ.
Группа советских войск в Германии (нем. Gruppe der Sowjetischen Streitkrafte in Deutschland, GSSD) была крупнейшим в мире оперативно-стратегическим объединением вооружённых сил за рубежом, дислоцировалась в Германии (ГДР, ФРГ). Она входила в состав Вооружённых сил СССР (1945-1991), Объединённых Вооружённых сил СНГ (1992) и Вооружённых сил РФ (1992-1994).
Группа советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ) была создана после окончания Великой Отечественной войны и безоговорочной капитуляции Германии, на основании Директивы Ставки Верховного Главнокомандования № 11095 от 29 мая 1945 года. Именно с этого документа началась почти полувековая история Группы, которая к 9 июня 1945 года была сформирована и на следующий день, 10 июня, приступила к своей деятельности.
ГСОВГ стала на тот момент крупнейшим войсковым объединением советских войск, дислоцированным в непосредственной близости от вооружённых сил НАТО, и считалось наиболее боеспособным. Основу Группы составили войска 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов. А первым главнокомандующим ГСОВГ был назначен Маршал Советского Союза Георгий Жуков, который одновременно стал и Главноначальствующим Советской военной администрации в Германии.
Войска оккупационной Группы с запада граничили с войсками союзников, с востока граница проходила по рекам Одер и Нейсе, с юга – это была граница Чехословакии с Германией. Зона советской оккупации составляла 107,5 тысяч кв.км с населением более 18 млн. человек. Первоначально штаб Группы размещался в Потсдаме, а в 1946 году был переведён в пригород Берлина – Вюнсдорф. Вопрос размещения войск Группы, а это нескольких сот соединений и частей, был решён, в основном, за счёт использования бывших мест базирования вермахта. Советские войска базировались на территории Германии с 1945 по 1994 год, через службу в ГСВГ прошли более 8,5 млн. граждан СССР и России.
Первоначальная численность группировки составляла примерно 1,5 млн. солдат и офицеров, к 1949 году – около 3 млн. человек, а в год ее вывода – около 600 тысяч военнослужащих. Эта ударная наступательная группировка Советской армии была способна при необходимости, по замыслам советских военных стратегов, нанести кинжальный танковый удар по войскам НАТО и «прошить» Западную Европу до Ла-Манша.

1960 – Памяти конструктора Семена Лавочкина
la-1
9 июня 1960 года умер Семен Алексеевич Лавочкин (род. 1.09.1900), известный советский авиаконструктор.
Он был одним из конструкторов советского самолёта-истребителя ЛаГГ-3, за что удостоен Сталинской премии первой степени в 1941 году вместе с Горбуновым В. П. и Гудковым М. И.
Ряд последующих моделей этого самолёта — Ла-5, Ла-7 и различные их модификации, показали высокие боевые качества и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны. В 1943 году удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал Лауреатом Сталинской премии первой степени за создание истребителя Ла-5.
После войны Лавочкин работал над созданием реактивных самолётов. В его ОКБ-301 были разработаны серийный (Ла-15) и многие опытные реактивные истребители. Он также работал над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря» (руководитель работ — Н. С. Черняков). Умер от острой сердечной недостаточности на полигоне Сары-Шаган 9 июня 1960 года при испытании системы ПВО «Даль». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

1974 – Установление дипломатических отношений между СССР и Португалией.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments

Напишите нам