Надежда — великая штука. Даже когда разум говорит “это гиблое дело”, откуда-то изнутри звучит “а вдруг в этот раз всё будет хорошо?”.
Поэтому, послушав голос надежды, я отправился в кино на фильм “Зоя”. Зоя Космодемьянская, комсомолка, Герой Советского Союза, символ нерушимой стойкости советского народа в годы Великой Отечественной войны. Фильмов про Космодемьянскую не так много, и вот на экраны выходит современный фильм, посвящённый ей.
Я не буду останавливать внимание на неточностях и ляпах в фильме — ни на облике главной героини, ни на, мягко говоря, помарках в изображении всего, что связано с действиями диверсантов, ни даже на новом изображении товарища Сталина, которое резко контрастирует со всеми киновоплощениями советского лидера последних 35 лет. А вот про образы и идеи фильма поговорить стоит.
Зоя Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года. В детстве, когда формируется личность человека, она слышала рассказы о том, как в её родной стране каждый день строятся новые фабрики, заводы и города. Она росла на образах героев, сражавшихся за счастливое будущее для всего народа. Будучи школьницей, она, как и тысячи москвичей, встречала Валерия Чкалова. Среди её любимых книг — “Овод” Войнича и “Как закалялась сталь” Островского. В 11 лет она стала пионеркой, в 15 лет — комсомолкой. И для Зои, как и для десятков тысяч её сверстников того времени, сперва пионерский, а затем и комсомольский значок не были какой-то формальностью — это была демонстрация их личных убеждений, их образа мыслей и стиля жизни, которые выражались в коллективистском сознании. То есть когда интересы общества, коллектива, воспринимаются отдельным человеком, как свои собственные. Зоя Космодемьянская узнавала и о том, что в это время в Европе поднимает голову фашизм: сперва фашисты сжигали книги, затем стали бомбить города Испании, а затем раздули пламя Второй мировой войны, которое подбиралось к границам Советского Союза, Родины Зои и десятков миллионов советских людей. Зоя Космодемьянская, как и все её сверстники, осваивала азы военной подготовки, чтобы в нужный момент встать на защиту своего социалистического отечества.
А теперь внимание вопрос: в фильме 2020 года “Зоя” про Зою Космодемьянскую есть хотя бы часть из вышеперечисленного? Отвечу: нет. Нет ни единого намёка на становление Зои, как личности. Всю довоенную жизнь Зои Космодемьянской уложили в одну сцену: 21 июня 1941 года, школьный выпускной, Зоя танцует со своим школьным другом, который её целует. Началась война, Зоя отправляется на фронт. Но не потому, что идёт защищать свою Родину, а потому что её школьная любовь погибла.
Но главная часть фильма, ради которой пожертвовали раскрытием личности Космодемьянской, это эпизод её пыток и истязаний. Скажу коротко: это ремейк тех же “Страстей Христовых”, в котором есть и свой Понтий Пилат, в образе немецкого капитана, и первосвященник Каиафа, в образе командира 332-го пехотного полка, и прочие библейские отсылки, в том числе омовение ног, как знак высочайшего уважения. А сцена кульминационного момента, в котором проявилась вся решительность Космодемьянской — её предсмертная речь — настолько топорно поставлена, что не хватало только “для выступления слово предоставляется…”
Но всё это оболочка. Важно — что внутри. Какую нам — миллениалам, зумерам и прочим категориям современной молодёжи — взрослые и умные дяди и тёти решили показать Зою? Зоя-2021 ни в коем случае не комсомолка, не дочь социалистического строя, готовая отдать жизнь за свой народ и родную страну. Зоя-2021 не что иное, как проекция ценностей и установок современного буржуазного строя. Она и не думает погибать за свой народ, который в фильме показан настолько гадко, что удивительно, почему авторов до сих пор не обвинили в русофобии. Практически все жители деревни Петрищево недалёкие, малообразованные крестьяне, которые при этом либо открытые пособники немцев, либо антисоветчики. “Чтоб они друг друга перебили”, — к чему была эта фраза крестьянки? Неужели это передача излюбленного в либеральных кругах тезиса “Война двух диктаторских режимов”? В фильме нет того, что вкладывается в слово “Отечественная” в названии войны: будто с немцами сражались исключительно “городские”, которые сплошь да рядом комсомольцы и коммунисты. Спасибо, что хоть без заградотрядов. Безусловно, были и предатели. Но почему в фильме про героиню-комсомолку показывать предателей можно, причём с подробным раскрытием их мотивации, а раскрыть мотивацию комсомолки нельзя? Или это другое?
Нет, Зоя не собирается сражаться за такой народ. Она идёт на верную смерть, дословно, за “брата Шурку, за маму, за трамвайчик, за булочку, и чтобы всё стало так, как было раньше”. Места для народа и страны нет — их место заняла булочка. Точно так же, как жажда наживы вытеснила из голов создателей фильма остатки совести.
Тем не менее, Космодемьянская в фильме поражает всех своей стойкостью. Даже сам Сталин убегает от её тяжёлого взгляда. Но откуда тогда взялась эта решительность и непоколебимость? Откуда в ней столько сил выдержать нечеловеческие пытки, если нам в фильме не показали процесс её становления (чёрт возьми — да в фильмах про Человека-Паука гораздо подробнее раскрывается личность Питера Паркера, чем в фильме “Зоя” раскрыта Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская!)? А ответ на этот вопрос даёт никто иной, как господин капитан, процитировавший слова Ницше про сверхчеловека в контексте, что с его (капитана, по всей видимости идейного нациста) точки зрения Зоя относится к числу “сверхлюдей”. Сложив эти два факта — что мы не знаем историю развития Космодемьянской, как личности, и то, что нацист увидел в ней сверхчеловека — мы приходим к не самому хорошему вопросу. Получается, что фильм про комсомолку, Героя Советского Союза, говорит нам, что не нужно развиваться, не нужно работать над собой — все героическое (или “сверхчеловеческое”?) находится в нас самих потому, что мы — русские. Ничего не напоминает? “Лавочникам и люмпенам нравилась мысль о том, что они принадлежат к высшей расе…”
Впрочем, то, что мы получили под вывеской фильма про Зою Космодемьянскую, не вызывает удивления. За 30 лет капиталисты не только разрушили великую советскую державу, но и ввергли десятки миллионов бывших советских граждан в нищету и бесправие. С каждым годом доля тех, кто на вопрос “капитализм или социализм?” отвечает “социализм”, растёт. Чтобы остановить этот процесс буржуазная власть ведёт непримиримую войну с советским наследием и символами того времени. Но убедившись в том, что потоки открытой лжи уже не воспринимаются с таким же энтузиазмом, как на рубеже 80-90-х, капиталисты сменили тактику и стали действовать по принципу “не можешь победить — возглавь”. Вот мы и получаем гениального героя-одиночку Королёва, который сам, без социалистического общественно-экономического строя, запустил Гагарина в космос, танкиста, жмущего руку эсэсовцу. И вот в этом ряду появилась “некомсомольская” комсомолка, которая пошла сражаться не за счастье своего народа, а за булочку.
В общем, если вам интересно увидеть перед собой на экране настоящую Зою Космодемьянскую, рекомендую посмотреть советский фильм “Зоя” 1944 года. При меньшем хронометраже его авторы смогли показать именно комсомолку Космодемьянскую, а не оду натуралистическому насилию и не изложение евангельской истории, вперемешку с протаскиванием ценностей российского буржуазного общества и нынешней политической конъюктуры. Именно в фильме 1944 года вы увидите ту простую советскую девушку, выросшую на произведениях Горького, Войнича и Островского; увидите её друзей, узнаете о её характере и мыслях. В конце-концов — вы увидите перед собой человека, а не ту куклу, которую показали в современном фильме.
Александр Черемёнов