1918 – 15 декабря 1918 года в Вильнюсе совет рабочих депутатов во главе с Пранасом Эйдукявичюсом провозгласил установление советской власти.

Vilnyus_filarmoniya

1919 – 15 декабря 1919 г. Советские войска Южного фронта освободили уездный город Воронежской губернии (ныне в составе Воронежской области) Богучар.
1923 – 15 декабря 1923 года родился Валентин Иванович Варенников – советский военачальник, генерал армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. В 1989 – 1991 гг. – Главнокомандующий Сухопутными войсками, заместитель министра обороны СССР. Автор книг «Судьба и совесть», «Неповторимое». Лауреат Ленинской премии. Входил в состав ЦК КПСС и КПРФ.
1938 – 15 декабря 1938 года погиб при испытании нового истребителя «И-180» В.П. Чкалов, советский лётчик–испытатель. Герой Советского Союза, который разработал ряд новых фигур высшего пилотажа; в 1936–1937 гг. совершил беспосадочные перелёты Москва – остров Удд (Дальний Восток) и Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) вместе с Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым. Герой Советского Союза.
***
2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области родился Валерий Павлович Чкалов. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем.
Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.
В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу.
Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.
За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Второй подвиг, уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета – 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских летчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт.
За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.
15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180, Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.

valeriy-chkalov[1]

1941 – 15 декабря 1941 года 1941 в Париже фашистами казнён лидер французских коммунистов Габриэль Пери.
1941 – 15 декабря 1941 года войска Западного фронта освободили города Богородицк и Клин.
1943 – 15 декабря 1943 года пущен в производство модернизированный танк Т-34-85 с 85-мм пушкой, способный противостоять немецким «тиграм» и «пантерам».
***
Завод “Красное Сормово” по плану до конца 1943 года должен был выпустить 100 танков Т-34, однако первые боевые машины этого типа покинули его цеха только в начале января 1944-го, то есть фактически до официального принятия нового танка на вооружение. Постановление ГКО № 5020сс, в соответствии с которым Т-34-85 приняли на вооружение Красной Армии, увидело свет только 23 января 1944 года.
***
О производстве средних танков Т-34 и Т-34-85 следует рассказать особо. Слишком много разноречивых сведений публиковалось до сих пор, слишком много несоответствий встречается в цифрах. В годы войны велась, в полном смысле этого слова, двойная бухгалтерия — заводы сдавали танки “по сборке”, армия принимала — “по бою”. Машины, изготовленные, например, в конце 1942-го, могли быть приняты военной приемкой в начале 1943 года и попасть в два разных годовых отчета.
Расхождения в цифрах не дают возможности абсолютно точно указать количество танков Т-34 и Т-34-85, выпущенных с 1940 по 1946 год. Это число колеблется от 61 293 до 61 382 единиц.

t_34_85

1943 – 15 декабря 1943 года СССР признал Национальный комитет освобождения Югославии во главе с И.Б.Тито.
1951 – 15 декабря 1951 года были образованы радиотехнические войска ВВС РФ. Они являются главным источником информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства Российской Федерации.
1959 – 15 декабря 1959 г. Государственная комиссия подписала акт о приёмке в эксплуатацию первого в СССР боевого ракетного комплекса межконтинентальных баллистических ракет Р-7, а два дня спустя был создан новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).
1961 – Первый межконтинентальный перелет “Москва – Южный полюс”…

15 декабря 1961 года впервые в истории воздушного сообщения был совершен межконтинентальный перелет советских самолетов Ан-12 и Ил-18 из Москвы в Антарктиду и обратно.
***
После двух антарктических экспедиций (1955–1957 и 1958–1960 годов) стало ясно, что путь к Южному полюсу через моря и океаны обходится дорого и занимает полтора-два месяца. Воздушные перелеты сэкономят время и позволят полнее использовать короткий летний сезон для трансконтинентальных переходов и доставки личного состава. Был выбран маршрут протяженностью 25 793 километра Москва — Ташкент — Дели — Рангун — Джакарта — Дарвин — Сидней — Крайстчерч -МакМердо (Антарктида). Последним пунктом посадки стал аэродром советской антарктической станции Мирный.
Самым драматическим для экипажей стал последний отрезок пути Крайстчерч — МакМердо (американской базы в Антарктиде). Маршрут протяженностью 6 тысяч километров при запасе горючего на 10 тысяч. Казалось, топлива в баках должно хватить с запасом. «Точка возврата» планировалась на отметке 4 тысячи. Пролетая эту точку, пилоты попытались связаться с американцами, но связь как ножом обрезало. Все же решили рискнуть и лететь дальше, была еще возможность попытаться совершить посадку на плато в 300 км от Мирного.

Через пару с половиной часов в эфире появились американцы: «Простите, у нас технические неполадки со связью». «Ну, неполадки так неполадки, проворчал Слон (так называли за габариты и молчаливость командира), — вспоминал Андрей Капица. — А на подходе заложил лихой вираж и с ходу, не осматривая посадочную полосу, приземлился в самом начале ледяной полосы, далеко от того места, где его ждали американцы. Потом подрулил, и хозяева встретили его ревом восторга. Такой посадки здесь никто никогда не видел. Вечером они устроили в нашу честь прием. Зайдя к радистам, я спросил, какие были технические трудности». — «Да не было никаких неполадок. Просто начальство приказало помолчать, проверяло ваши навигационные приборы и нервы. Все оказалось в порядке. Плюнь ты на это, ты же русский, давай выпьем». Что мы и сделали…»

im_1[1]

1970 – 15 декабря 1970 года в 8 часов 34 минуты 10 секунд спускаемый аппарат станции «Венера-7» впервые в мире совершил посадку на поверхность Венеры в 2000 км от утреннего терминатора на ночной стороне. Информация со спускаемого аппарата поступала в течение 53 минут, в том числе — 20 минут с поверхности. Во время спуска были проведены замеры температуры атмосферы, которые менялись от 25 до 475°C на поверхности планеты.

Venera-7_1[1]

1975 – Создание Советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество “Родина”).
1984 – Венера – комета Галлея…

15 и 21 декабря 1984 года с космодрома БАЙКОНУР были запущены автоматические межпланетные станции (АМС) «Вега-1» и «Вега-2». Они были выведены на траекторию полета к Венере четырехступенчатой ракетой-носителем «Протон-К».
Этот проект оказался посвящен исследованиям сразу двух космических объектов – планеты Венера и кометы Галлея.

Vega-1-2

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments

Напишите нам