1890 – 1 мая 1890 года Международный первомайский праздник впервые проводится рабочими Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании и других стран Европы.
1909 – 1 мая 1909 года родился Яннис Рицос — греческий поэт-коммунист, участник антифашистского движения Сопротивления, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».
1917 – 1 мая (18 апреля) 1917 г. П.Н. Милюков направляет союзникам ноту, в которой подтверждает участие России в войне до победного конца и необходимость обеспечить мир на условиях “гарантий и санкций”.
1917 – 1 мая (18 апреля) 1917 г. по случаю праздника солидарности трудящихся в Петрограде прошла демонстрация под антивоенными лозунгами.
1918 – 1 мая 1918 года на Ходынском поле в Москве состоялся первый парад частей Красной Армии.
1919 – Основано Государственное издательство (Госиздат).
1919 – 1 мая 1919 г. в Москве на Красной площади прошел военный парад и демонстрация, на которой выступил Ленин. На Красной площади был также установлен временный памятник Степану Разину работы Конёнкова.
1919 – 1 мая 1919 г. в Омске, Томске, Новониколаевске (Новосибирск), Иркутске и других городах Сибири в тылу колчаковцев под руководством коммунистов состоялись массовые забастовки и демонстрации рабочих.
1919 – 1 мая 1919 года падение Баварской Советской республики.
1920 – 1 мая 1920 г. состоялся Всероссийский первомайский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В.И. Ленин.
1920 – 1 мая 1920 г. в Армении и Грузии под руководством большевиков произошли массовые демонстрации трудящихся против интервентов и буржуазно-националистических правительств.
1920 – 1 мая 1920 г. в Англии, Италии, Австрии, Франции, Польше и других странах Европы состоялись демонстрации трудящихся в защиту Советской республики.
1922 – 1 мая 1922 года открылась первая в России регулярная международная авиалиния. Она соединила Москву и Кенигсберг (ныне Калининград). Пассажирами одного из начальных рейсов были Сергей Есенин и Айседора Дункан.
***
Утром 1 мая 1922 года летчик Иван Филиппович Воедило поднял свой самолет в воздух с московского аэродрома на Ходынском поле и полетел на запад, через Смоленск и Каунас, в германский Кенигсберг. Летчик был русским, а самолет — немецким, пятиместный пассажирский «Фоккер F III» с открытой кабиной пилота.
Еще в ноябре 1921 года Советская Россия и германская Веймарская Республика учредили совместную акционерную компанию «Германо-Русское общество воздушных сообщений», или Deutsch-Russische Luftverkehrs A.G. (сокращенно Deruluft, или «Дерулюфт»).
Протяженность этой первой в нашей стране регулярной воздушной трассы составляла 1300 км. Так как самолеты того времени не могли летать слишком далеко, на маршруте запланировали три промежуточных посадки — в Смоленске, белорусском Полоцке и литовском Каунасе.
Рейсы Москва — Кенигсберг стали выполняться дважды в неделю, в первое время перевозили в основном дипломатов и почту. Обслуживались самолеты «поровну» русскими и немецкими специалистами, летчиками и техниками.
Перелет из Москвы в Кенигсберг занимал всего восемь часов, что существенно экономило время по сравнению с путешествием на поезде, продолжавшемся в то время целых два дня.
1929 – 1 мая 1929 года в Берлине была расстреляна полицией первомайская демонстрация рабочих.
1930 – Даёшь Сибирь!
1 мая 1930 года Туркестано-Сибирская железнодорожная магистраль (Турксиб) вошла во временную эксплуатацию, а 1 января 1931 года – в постоянную.
***
Турксиб стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР. Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года.
1442 километра рельсового пути предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября. Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даёшь Сибирь!»
К маю 1929 года было построено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Дорога ещё строилась, но по ней уже шли поезда. 10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошёл от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза).
Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года. «Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов — станции Огыз-Корган (переименованной по этому поводу в Айна-Булак — «Зеркальный Ручей») — забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока. После митинга по случаю открытия, на станции Айна-Булак был заложен памятник Ленину.
С 1 мая 1930 года Турксиб был введён во временную эксплуатацию, а с 1 января 1931 года – в постоянную. И с того момента Турксиб стал функционировать в составе единой железнодорожной сети бывшего СССР.
1932 – Первый гидрогенератор Днепрогэса дал промышленный ток. Вслед за ним быстрыми темпами вводились в эксплуатацию агрегаты первой очереди. «Ни американцы, бывшие свидетелями других строек, ни немцы, умеющие дисциплинированно работать, не верили в наши возможности,— писал А. В. Винтер.— А все-таки наша взяла, все-таки здесь, на Днепре, они увидели то новое, чего нет у них и не может быть в условиях капиталистического хозяйства». 10 октября гидростанция на Днепре вступила в строй действующих. Митинг на площади Днепрогэса слушал весь мир. Здесь Михаил Иванович Калинин сообщил собравшимся, что Днепрогэсу присвоено имя В. И. Ленина.
1943 – Май – июнь 1943 года – бои советских партизан, базировавшихся в Брянских лесах, с крупной карательной экспедицией врага
1944 – Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медалей “За оборону Москвы” и “За оборону Кавказа”.
1954 – Май — Празднование 300-летия воссоединения Украины с Россией.
1960 – Американский самолет-разведчик U-2, огибая Свердловск и начав фотосъемку химкомбината «Маяк», на котором выполнялось обогащение урана, Пауэрс вошел в зону работы 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады ЗРК С-75, командовал которым в тот момент начальник штаба бригады майор Михаил Воронов. Дивизион Воронова вступил в бой. Боевая задача была выполнена с необходимой эффективностью: в 8 часов 53 минуты выпущенная дивизионом Воронова ракета сбивает нарушителя. Ракета взрывается позади U-2, его двигатель и хвост принимают на себя основную силу взрыва и поражающие элементы. Хвостовая часть самолета сразу отвалилась, машина клюнула носом и устремилась к земле.
1993 – 1 мая 1993 года в ходе шествия, организованного оппозиционными движениями, в районе площади Гагарина в Москве произошли столкновения манифестантов с милицией. Демонстрация трудящихся в Москве была разогнана, пострадали около 300 человек.