1917 – Есть такая партия!
17 июня 1917 года на I Всероссийском съезде Советов (16 (3) июня – 7 июля (24 июня) 1917) Ленин произнес крылатую фразу «Есть такая партия!» в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели о том, нет сейчас в России партии, которая смогла бы сказать: дайте нам власть.
I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов проходил в июне 1917 года. На нём присутствовало свыше тысячи депутатов, из которых 822 имело решающий голос. Большевики не были в большинстве — по количеству делегатов (105) они уступали как эсерам (285), так и меньшевикам (248).
Из дневника большевика С.И. Шульги, участника этого съезда:
«Вечером выступает Церетели. Дорогой чёрный костюм, ораторская поза, театральные жесты, в голосе величавость: Церетели очень горд своим министерским постом:
— В настоящий момент, — безапелляционно заявляет он, — в России нет политической партии, которая говорила бы: дайте в наши руки власть, уйдите, мы займем ваше место.
Зал притих. Церетели громко настаивает:
— Такой партии в России нет!
И вдруг:
— Есть такая партия!
Это было потрясающе…»
Пораженные твердой уверенностью, с какой было сказано это короткое слово, делегаты съезда обернулись и увидели поднимавшегося со своего места Владимира Ильича Ленина…
В. И. Ленин поднялся на трибуну. Он ясно, убедительно развернул перед делегатами большевистскую программу, призывая передать всю полноту власти Советам. Он говорил: «… наша партия от этого не отказывается: каждую минуту она готова взять власть целиком».
Фраза Ленина явилась одним из поворотных моментов в борьбе большевиков за власть.
1917 – 17 (4) июня 1917 г. Ленин выступил на Всероссийском съезде советов рабочих и солдатских депутатов по вопросу об отношении к Временному правительству.
1918 – 17 июня 1918 г. Совнарком принял декрет о первом призыве рабочих Москвы в Красную Армию.
1918 – 17-25 июня 1918 г. в Ташкенте состоялся I съезд Коммунистической партии (большевиков) Туркестана, который оформил создание Коммунистической партии Туркестана.
1918 – Читать Декреты советской власти:
— Декрет о праве получения содержания из имущества лиц, объявленных отсутствующими, и о судебном признании пропавших умершими. Подробнее…
1919 – 17 июня 1919 г. в Харькове по приговору военного трибунала (под председательством Георгия Пятакова) были расстреляны махновские командиры Костин, Полунин, Добролюбов, Михалёв-Павленко, Бурбыга, Олейник, Коробко и Озеров.
1919 – 17 июня 1919 г. в Финском заливе английским торпедным катером CMB 4 был потоплен крейсер Балтийского флота “Олег”.
1921 – На шести площадях Москвы через громкоговорители была проведена первая трансляция «Устной газеты РОСТА», в которой передавались последние известия и комментарии на злободневные темы.
1924 – 17 июня — 8 июля — 5-й конгресс Коминтерна.
1926 – 17 июня 1926 года родился Лёня Голиков.
Вскоре из Москвы пришла радиограмма — предлагали представить к высшей награде всех участников операции по захвату важных немецких документов. В Москве еще не знали, что документы захватил один партизан и ему всего четырнадцать лет. Так пионер Леонид Голиков стал Героем Советского Союза.
Но Леньке не довелось узнать о своем награждении. Он погиб в неравном бою под селом Острая Лука 24 января 1943 года.
Мать Лени, Екатерина Алексеевна, долго не знала о судьбе сына. Но однажды в Лукино приехал курьер в военной форме. Он нашел Екатерину Алексеевну и передал ей большой пакет с сургучными печатями. В пакете лежала наградная грамота в малиновом кожаном переплете. В ней было сказано:
“Герою Советского Союза ГОЛИКОВУ ЛЕОНИДУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ. За Ваш геройский подвиг в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в тылу противника и за особые заслуги в организации партизанского движения Ленинградской области Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 2 апреля 1944 года присвоил Вам звание Героя Советского Союза. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. Калинин Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин”
Курьер привез еще и письмо Екатерине Алексеевне от Михаила Ивановича Калинина:
“Уважаемая Екатерина Алексеевна! По сообщению командования Ваш сын Голиков Леонид Александрович погиб за Родину смертью храбрых. За геройский подвиг, совершенный Вашим сыном в борьбе с немецкими захватчиками в тылу противника Президиум Верховного Совета СССР Указом от 2 апреля 1944 года присвоил ему высшую степень отличий — звание Героя Советского Союза. Посылаю Вам Грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения, как память о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом. М. Калинин”
Почти целый год боролся Леонид Голиков с фашистами. За это время он принимал участие в 27 боях, уничтожил несколько десятков фашистов, пустил под откос вражеский эшелон, подорвал два железнодорожных и двенадцать шоссейных мостов, три склада с фуражом и продовольствием, девять автомашин с боеприпасами. (Дети-герои. сост.И.К.Гончаренко, Н.Б.Махлин)
1930 – 17 июня 1930 г. состоялся пуск Сталинградского тракторного завода им. Ф. Э. Дзержинского.
~ 19 января 1925 года. На Пленуме ЦК РКП (б) Ф. Э. Дзержинский выступил с идеей о постройке специализированного тракторного завода.
~ 12 июля 1926 года. Состоялась закладка Сталинградского тракторного завода.
~ 17 июня 1930 года. С главного конвейера СТЗ сошел первый трактор СТЗ-1. Завод вступил в строй действующих предприятий.
~ 17 мая 1932 года. СТЗ достиг проектной мощности и был награжден орденом Ленина.
~ 15 мая 1937 года. С конвейера сошел последний колесный трактор.
~ 11 июля 1937 года. Выпущен первый гусеничный трактор СТЗ-НАТИ.
~ 7 сентября 1940 года. На СТЗ была введена первая в мире автоматическая линия.
~ 17 марта 1940 года. В Кремле показаны два экспериментальных танка Т-34.
~ 1942 год. С 1 февраля 1942 года план по выпуску танков был удвоен. 23 августа 1942 года немецкие танки и мотопехота были в полутора километрах от завода. На заводской площадке танкисты-ополченцы формировали танковые экипажи. До 13 сентября, под непрерывным обстрелом рабочие продолжали выпускать танки и арттягачи. После этой даты из собранных по цехам деталей выпустили 40 танков. В период с 29 сентября по 4 октября 1942 года в результате обстрелов и бомбежек завод был полностью разрушен.
~ 1944 год. 18 февраля 1944 года ГКО принял решение о восстановлении тракторного завода на полную мощность. В мае 1944 года пущен конвейер по сборке тракторов.
~ 7 февраля 1945 года. Президиум Верховного Совета СССР наградил СТЗ орденом Великой Отечественной войны 1-й степени.
~ 9 апреля 1945 года. С конвейера сошел трактор № 1000.
~ 25 сентября 1949 года. Выпущен первый трактор ДТ-54, через месяц завод достиг проектной мощности. 22 ноября 1949 года началось производство тракторных дизелей.
~ 16 июля 1956 года. Закончена сборка двух опытных тракторов ДТ-75.
~ 1960 год. Принято решение о реконструкции завода и переходе на выпуск трактора ДТ-75.
~ 28 августа 1967 года. Завод перешел на серийный выпуск трактора ДТ-75М.
~ 1969 год. Освоен выпуск болотоходного трактора ДТ-75Б.
~ 1978 год. Принято решение о выпуске тракторов ДТ-75С и реконструкции завода.
* * *
1992 год. Произошло акционирование Волгоградского тракторного завода.
***
Газета “Вечерний Волгоград”: “Напомним, после оптимизации предприятия, окончившейся в 2013 году, производство идет в одной из частей завода, в бывшем “южном производстве”, где выполняются все заказы. Зато северная и прибрежная территории пустуют …. Демонтаж оборудования в этой части завода осуществляется с 2013 года. В профильном комитете администрации области сообщили, что в первую очередь, речь идет о “Прибрежном корпусе”.
1934 – Прошёл первый испытательный полёт крупнейшего в то время в мире самолёта АНТ-20 («Максим Горький»).
1944 – Ввод в действие восстановленного Сталинградского тракторного завода им. Ф. Э. Дзержинского.
1946 – 17 июня 1946 года МВД СССР принял план по ликвидации подпольных отрядов Организации украинских националистов.
1947 – Постановлением Совета Министров СССР был основан Находкинский морской торговый порт.
1955 – 17 июня 1955 года экипаж летчика-испытателя Ю.Т.Алашеева совершил первый полет на реактивном лайнере Ту-104. В результате испытаний, которые продолжались до 12 октября 1955 года, Ту-104 признали полностью пригодным для серийного производства и рейсовой эксплуатации.
***
В 1953 году Туполев обратился к руководству страны с предложением о разработке пассажирского реактивного самолета на базе дальнего бомбардировщика Ту-16.
Идея Туполева была встречена благосклонно, и 11 июня 1954 года вышло Постановление Совета Министров СССР N 1172-516 о создании дальнего пассажирского скоростного самолета Ту-16П.
Первоначально Ту-104 проектировался на 50 человек, хотя с самого начала предусматривался дальнейший переход в случае удачи проекта на модификации под 70 и более пассажиров.
Вместе с разработкой собственно самолета шла работа и над дизайном салона. Интерьер самолета проектировался из предпосылки, что чувство комфорта и безопасности можно обеспечить, создав в самолете «домашнюю обстановку» (идея «салон — дом»). Первый опытный образец, строившийся под личным контролем Андрея Туполева, и вовсе отличался роскошью отделки, выглядевшей даже несколько излишне. Серийные Ту-104 приобрели более «демократичный» вид.
Первый вылет опытный Ту-104 совершил 17 июня 1955 года.
В это время уже кипела работа по подготовке к серийному производству лайнеров подобного типа. Первый серийный Ту-104 так называемой «нулевой» серии поднялся в воздух 5 ноября 1955 года, то есть меньше, чем через полгода после полета первого опытного образца.
15 сентября 1956 года Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Омск — Иркутск.12 октября 1956 года летчиком Б. П. Бугаевым был совершен первый международный рейс на самолете Ту-104 по маршруту Москва — Прага, а вскоре самолеты Ту-104 вышли на линии, которые связывали Москву с Амстердамом, Берлином, Брюсселем, Парижем и Римом.
Однако демонстрация самолета иностранцам произошла ранее…
Самолет Ту-104 настолько пришелся по душе Хрущеву, что он даже решил лететь на нем в Великобританию в 1956 году. Поскольку проблемы с самолетом разрешить не удалось, его удалось уговорить отказаться от подобного полета. Но нужно же было продемонстрировать миру успехи советского самолетостроения. Поэтому по приказу Хрущева Ту-104 пригнали в британскую столицу.
Прибытие советского авиалайнера, по отзывам британской прессы, произвело эффект, сравнимый с приземлением НЛО. На следующий день в Лондон прилетел второй экземпляр Ту-104, с другим номером. В британских газетах появилось сообщение, что это был один и тот же самолет, а «русские попы» «перекрашивают номера на своем опытном самолете». «Русские попы» — это русские пилоты, одетые во все черное. Главный конструктор А. Н. Туполев обиделся и, во–первых, приказал выделить средства пилотам, чтобы оделись во что–нибудь модное и не черное, а на следующий день — 25 марта 1956 года — прислать в Лондон сразу три Ту-104 одновременно, что и было исполнено.
Новый самолет совершил революцию в отечественной гражданской авиации. С его появлением началось строительство новых взлетно-посадочных полос и аэровокзалов, появились привычные ныне системы регистрации багажа и оформления билетов, автобусы для авиапассажиров, машины аэродромного обслуживания (заправщики, тягачи, самоходные трапы и так далее). Билеты на рейсы Ту-104 раскупались моментально. Среди пилотов гражданской авиации работа на Ту-104 считалась чрезвычайно престижной.
Эксплуатация Ту-104 в советской гражданской авиации продолжалась до 1979 года, в Вооруженных Силах — вплоть до 1981 года.
11 ноября 1986 года один из сохранившихся образцов Ту-104 совершил перелет на вечную стоянку в Ульяновский музей гражданской авиации. Так завершилась история пионера реактивной гражданской авиации СССР.