Появление этого «пособия» вызвало серьёзный скандал в обществе. Ситуацию комментирует заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин.
– Как выпускник факультета истории и права Тульского педуниверситета посмею утверждать, что составители учебника «Окружающий мир» для 4 класса преследовали своей целью убедить современных маленьких россиян в том, что их прадеды и деды жили в ужасной стране, где всё было плохо. То есть, наших детей с младых ногтей приучают к мысли о том, что несколько поколений советских людей делали что-то не то, жили как-то не так, а всё их существование было наполнено тяготами, лишениями и страхом.
Рассказывая четвероклассникам о том, как жили люди в СССР, авторы этого «пособия» утверждают, что советские люди «трудились днём и ночью, часто в тяжёлых условиях, на старом оборудовании». Да, условия были тяжёлые – нужно было восстанавливать страну после гражданской, а потом и Великой Отечественной войн. Но известно, что только за первую пятилетку, план которой был выполнен за 4 года и 3 месяца, в стране было построено около полутора тысяч новых предприятий. На них что – сразу ставили «старое оборудование»?
Далее нашим детям рассказывают, что зарплата в Советском Союзе «была невысокой. Многие семьи жили в неблагоустроенных квартирах, питались и одевались очень скромно».
Да, в межвоенные и первые послевоенные годы действительно страна жила трудно, но ещё в 1933-1935 годах произошло снижение цен на продукты, в 1937 году – на промышленные товары широкого потребления. А через два года после Победы – раньше, чем, например, в Великобритании, в СССР отменили нормированное распределение продуктов и ряда других товаров. Тогда же, в 1947 году, началось серьёзное снижение цен – прежде всего, на продукты питания – в среднем в два раза.
Что касается жилья, то с точки зрения современного представления о комфорте коммунальная квартира – не есть верх бытовых удобств. Но надо понимать, что в первые годы Советской власти люди переезжали туда из рабочих казарм и убогоньких крестьянских избушек. В 50-е годы жилищное строительство стало массовым, а в 1987-1989 гг. в РСФСР вводилось более 70 млн. кв. м жилья ежегодно. Превысить эти показатели удалось только в 2013 году, но лишь за счёт индивидуального жилищного строительства (его доля составляет до 40%), в то время как в СССР превалировало индустриальное, комплексное, когда возводили целые микрорайоны многоэтажек со всей необходимой инфраструктурой. Кстати, по числу вводимых квартир советские показатели не достигнуты до сих пор. И главное: советские граждане получали квартиры бесплатно.
Об этом разумеется, четвероклассникам не расскажут. И вряд ли расскажут в старших классах. Как и то, что уже через 25 лет после окончания войны, в 1970 году, доля СССР в мировом ВВП составила 13,2%, что было сопоставимо с суммарным ВВП Великобритании, Франции, Италии, Испании и Канады. В том же 1970-м году СССР осуществил 80 успешных космических пусков, а США – только 27.
Далее авторы учебника рассказывают детям страшилки по излюбленной либералами теме репрессий. Сопровождается текст иллюстрацией «обуви заключённых, изготовленной из старых автопокрышек, с деревянной подошвой», а также картинкой, на которой по заснеженной тропе в лесу идёт вереница людей в сопровождении всадника и запряжённой в сани лошади.
Без указания конкретных цифр и фактов юным школьникам сообщают про «миллионы безвинно пострадавших», в том числе «за опоздания на работу». Действительно, ответственность за опоздания на работу и прогулы в СССР ужесточили ровно за год до начала войны. Были ли это оправданно? На мой взгляд, было. Тем более, что впервые опоздавшего без уважительной причины наказывали удержанием 25% зарплаты с лишением права полгода менять место работы. За повторный прогул уже наступала уголовная ответственность с лишением свободы на срок не более полугода. Но в судах до 25% дел такого рода заканчивались оправданием. Вообще, в тот период, когда страной управлял И. В. Сталин, количество оправдательных приговоров составляло до 13%, в современной России – не более 0,35%. В 1956 году жёсткие наказания за нарушение трудовой дисциплины были уже отменены.
Кстати, могу посоветовать пытливым старшеклассникам и студентам полистать подшивки заводских многотиражек предвоенной поры. Они там откроют для себя удивительные вещи: советский рабочий мог запросто критиковать своё непосредственное начальство, вплоть до директора предприятия, а те потом принимали меры и отчитывались через газету. Можно ли сегодня представить себе такое?
Складывается ощущение: прежде чем писать этот «Окружающий мир» для 4 класса, его авторы внимательно изучили пропагандистские методы партайгеноссе Геббельса и взяли их на вооружение: где-то смешать ложь с полуправдой, где-то препарировать факты и события под нужным (вот только кому?) углом. Ведь у четвероклассника может сложиться представление, что все 74 года Советской власти были такими, какими их описали в учебнике. Надо понимать особенности восприятия эпох, дат и событий у юного поколения: для них Ленин и Брежнев – это примерно современники. Этим и воспользовались господа составители, уровняв лапотную голодную малограмотную страну, только вышедшую из кровопролитных Первой мировой и Гражданской войн, со сверхдержавой образца семидесятых.
Объективности ради надо отметить, что далее они неплохо пишут о Победе, о советских достижениях в экономике и социальной сфере. Но вводный текст, который начинается с негативной информации, изначально настраивает учащихся на соответствующий лад: мол, знаем-знаем теперь, какой ценой достигнуты эти успехи.
Может быть, авторы учебника просто слишком молоды, и у них сформировался искажённый взгляд на советскую историю? Да нет, все они люди глубоко зрелые, образование получили ещё в СССР. Двое из авторов – кандидаты педагогических наук, причём, одна – лауреат премии имени Н. К. Крупской, другая – ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования, про третьего мало что известно. Впрочем, графоманов сегодня хватает, некоторым удаётся найти финансирование своих «трудов», но дети-то в чём виноваты?
Поразительно, но учебник, оплёвывающий советское прошлое, имеет индекс соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту! Более того, он является победителем конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ! То есть с благословления чиновников за бюджетные деньги господа с либеральной картиной мира лепят из российских школьников ненавистников советского прошлого?
Между тем давно подмечено: приглядись к антисоветчику – увидишь русофоба. Ещё лучше сказал известный философ-диссидент Александр Зиновьев: «Метили в коммунизм, а попали в Россию». На соседней Украине уже выросло поколение воинствующих ниспровергателей всего русского и советского. Так и хочется спросить этих горе-педагогов и «писателей»: господа, вы хотите, как в Киеве?
А потом мы удивляемся и хватаемся за голову и сердце, когда российские школьники не могут назвать главные даты Великой Отечественной и имена её полководцев. Когда образцом подражания для них становятся не Валя Котик и Зоя Космодемьянская, не Лиза Портнова и Александр Матросов, а герои американских мультфильмов, комиксов и компьютерных игр.
Лидер нашей партии Геннадий Андреевич Зюганов неоднократно приводил слова битых нацистских генералов, которые признавались, что войну у них выиграл советский учитель. Он передавал детям не только знания, но и прививал им любовь к Родине, искренность, бескорыстие, трудолюбие. Но чего нам ждать потом от поколения, которому ещё в четвёртом классе вдолбили в головы, что жизнь в их стране была тяжёлой, мрачной и беспросветной, а идеалы их предков – ложными?
Надо отдать должное: этот опус вызвал крайне негативную реакцию и решительный отпор в обществе. Разнеслив пух и прах антисоветскую поделку авторов «Окружающего мира» на Первом канале, полны гнева комментарии экспертов на лентах информагентств, бушуют соцсети и форумы.
Полагаю, в ближайшие дни мы подготовим коллективный депутатский запрос от фракции КПРФ в Министерство просвещения РФ с требованием разобраться, как этот учебник прошёл отбор и попал в школы. Такому учебнику – не место на школьных партах.