1869 – 26 февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна Крупская – участница революционного движения, советский государственный и партийный деятель, жена и ближайший помощник В.И. Ленина, видный деятель народного просвещения и один из создателей советской системы народного образования.
***
Гениальная, одаренная, тонко чувствующая, мудрая женщина, которая титаническим трудом совершила немыслимое: 95% тотальной неграмотности страны буквально за два десятка лет свела к 5%. Она построила в деревнях и малых городах детские сады, школы; боролась с дремучей крестьянской косностью, суевериями, средневековыми пережитками.
***
Крупская ставит нереальную задачу:

“Государство должно взять на себя не только охрану материнства и младенчества, не только заботу о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать”.

И через несколько лет добивается ее реализации во всей стране. И все это в условиях послевоенной разрухи гражданской войны.
Нет никого, кто так бы позаботился о женщине и детях, о БУДУЩЕМ страны, как она. По сути – мы всем, от полета в космос до научно-технической индустрии, обязаны усилиям и воле Надежды Крупской.
***
Сегодня, поливая грязью мавзолей и лежащего в нем В.И.Ленина, наши правдорубы не забывают плюнуть в адрес его жены Н.К.Крупской.
“В 1894–1895 участвовала в создании и работе социал-демократического «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Выучившая немецкий язык, чтобы читать работы К.Маркса в подлиннике, необычайно организованная, Крупская отличалась огромной трудоспособностью и целеустремленностью. Ей дали партийный псевдоним «Селедка» из-за ее внешности – худобы и глаз навыкате (следствие гипотиреоза, недостатка йода и базедовой болезни щитовидной железы). Будущий муж, Ленин, звал ее немногим лучше – Миногой”. (Онлайн энциклопедия)

Ну, так сразу видно – страшно худая и глаза навыкате. Базедова болезнь проявилась у Крупской за границей, уже в ХХ веке, а замуж за Ленина Крупская вышла в 1898 г. Мало того, партийной клички Селедка у нее не было, а были: Саблина, Ленина, Н. К., Артамонова, Онегина, Рыба, Минога, Рыбкина, Шарко, Катя, Фрей, Галлилей.

Кстати, партийными кличками Ленина были Старик и Дядя, но это не значит, что Крупская так звала своего будущего мужа.

Krupskaya_Nadezhda_Konstantinovna-001

1871 – 26 февраля 1871 года родился Фёдор Аронович Ротштейн — русский революционер, деятель английского рабочего движения, англо-советский дипломат, учёный, один из основателей компартии Великобритании.

image2
1896 – 26 февраля 1896 года родился Андрей Александрович Жданов – выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства.

ZHdanov_Andrej_Aleksandrovich

 

1908 – Советская женщина – первый в мире капитан дальнего плавания!..

26 февраля 1908 года родилась Анна Ивановна Щетинина (26.02.1908 – 25.09.1999) – первая в мире женщина – капитан дальнего плавания, Герой Социалистического Труда.
***
В возрасте двадцати четырех лет Анна получила штурманский диплом, а в двадцать семь лет стала первой в мире женщиной – капитаном дальнего плавания. Своим первым рейсом в 1935 году прославилась на весь мир, проведя грузовой пароход «Чавыча» из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский.
После войны Щетинина являлась капитаном судов «Аскольд», «Баскунчак», «Белоостров», «Днестр», «Псков», «Менделеев» в Балтийском пароходстве. С 1949 года работала в Государственной морской академии. Через два года стала старшим преподавателем, а затем и деканом судоводительского факультета училища. В 1956 году Анне Ивановне присвоено звание доцента.
В 1963 году стала председателем Приморского филиала Географического общества СССР. Также, в этот период написала книгу «На морях и за морями…».
Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 февраля 1978 года Щербининой присвоено звание Героя Социалистического труда.

SHCHetinina_Anna_Ivanovna-pervaya_v_mire_zhenshchina-kapitan_dalnego_plavaniya

1910 – 26 (13) февраля 1910 года в городе Каменец-Подольске родился Сергей Георгиевич Горшков – советский военный деятель, один из создателей отечественного ракетно-ядерного флота, Адмирал Флота Советского Союза, дважды Герой Советского Союза.
Заместиетль министра обороны СССР С. Г. Горшков на параде
С 5 января 1956 года по 9 декабря 1985 года – беспрецедентно долгий срок Горшков был главнокомандующим военно-морским флотом Советского Союза, заместителем министра обороны СССР.
Горшков являлся сторонником развития океанского флота, подводного флота, дальних боевых походов. В нашем крае и конкретно на Северном флоте он бывал многократно. Порой приезжал сам, порой привозил высоких гостей – Хрущева, Фиделя Кастро, Брежнева и так далее. Во время его визитов решались насущные вопросы флотской жизни. Вот, например, что вспоминал о нем адмирал В.П. Иванов: «В 1976 г. Сергей Георгиевич приехал на Северный флот и посетил дивизию атомных подводных лодок, которой командовал я. Он задал мне тогда впервые вопрос: «Товарищ адмирал, как Вы считаете, сколько может служить атомная подводная лодка в составе ВМФ»? А в то время слово «ремонт», слово «техническое обслуживание» и слово «модернизация» воспринимались очень негативно, потому что не было возможности обеспечивать все корабли в полном объеме ремонтом и модернизацией. Но, тем не менее, я по неопытности говорю ему: «Товарищ Главнокомандующий, если нормально проводить техническое обслуживание атомной подводной лодки, то она будет служить 30 лет». А его сопровождали командующие флотами и другие высокопоставленные морские чиновники. Контр-адмирал Н. Г. Мормуль говорит: «Ну, вот товарищ Иванов. Так мы, может быть, и детей будем растить на подводных лодках в течение 30 лет». Но, тем не менее, с тех пор начались создавать условия, чтобы подводная лодка находилась в строю около 30 лет».
А вот фрагмент из воспоминаний генерального конструктора Северного проектно-конструкторского бюро, доктор технических наук, профессор В.Е. Юхнин: «Когда Министром обороны был Дмитрий Федорович Устинов, С. Горшков несколько раз приезжал в Североморск вместе с ним. И Сергей Георгиевич всегда собирал в кают-компании конструкторов представителей промышленности и проводил там совещание вместе с офицерами. Он говорил офицерам, вот перед вами сидят представители промышленности, задавайте им вопросы, какие у вас замечания. Но не допускал никогда мелочевки. Он поднимал всегда принципиальные вопросы, например, вопросы освоения гидроакустики. Серьезнейшее это было дело, тогда надо было бороться с акустическими шумами, поскольку дальность акустического обнаружения зависела от того, насколько был шумный корабль. Тогда был представитель из «Морфизприбора» Янковский, который говорил, что надо проводить серьезные испытания, а аппаратуры нет, для ее приобретения необходима была валюта. Сергей Георгиевич говорил, так готовьте обращение за моей подписью, какая аппаратура нужна. И все это он делал, он помогал, выбивая эти деньги».

Умер Сергей Георгиевич 13 мая 1988 года в Москве. Корабль, названный его именем – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», ныне проданный Индии, в свое время входил в состав Северного флота.

1918 – 26 февраля 1918 года родился Петр Миронович МАШЕРОВ
Он – партизан Великой Отечественной войны, комиссар партизанской бригады, после войны 1-й секретарь ЦК Компартии Белоруссии, Герой Советского Союза, Герой социалистического труда.

Машеров

В годы Великой Отечественной войны с первых дней – доброволец в рядах Красной Армии. Попадает в окружение, в августе 1941 года бежит из плена. Под кличкой Дубняк — один из организаторов и руководителей партизанского движения в Белоруссии. В августе 1941 года организовал и возглавил подполье в Россонах. С апреля 1942 года — командир партизанского отряда имени Н. А. Щорса. Руководимый им отряд в августе 1942 года совершил крупную операцию — взрыв моста через р. Дрисса на железной дороге Витебск — Рига. С марта 1943 года — комиссар партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского. С сентября 1943 года — первый секретарь Вилейского подпольного обкома ЛКСМ Белоруссии. В 1944 году был удостоен звания Героя Советского Союза.
Пётр Машеров погиб 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе на трассе Москва — Минск: на пути его кортежа, сопровождаемого ГАИ, неожиданно выехал гружёный картофелем самосвал. В народе ходили многочисленные слухи о причастности ближайшего окружения генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева к этой трагедии (якобы с целью убрать популярного кандидата на пост генсека), однако достоверных свидетельств этому нет.
В ходе следствия было выяснено, что дежурного ГАИ УВД Минского облисполкома не предупредили о прохождении по трассе Минской области кортежа Машерова. Поэтому ГАИ не приняла необходимых мер. Однако этот факт объясняется тем, что Пётр Миронович обычно определялся с маршрутом уже в пути. С другой стороны, даже если бы дежурный ГАИ знал о маршруте следования, это не сыграло бы никакой роли, Пётр Машеров не разрешал перекрывать для себя дороги.
Водитель ГАЗ-53, некий Н. Пустовит, был признан виновником ДТП, в результате которого погибли 3 человека — Машеров, его водитель и охранник. Суд приговорил его к 15 годам лишения свободы, однако уже через пять лет он был освобождён досрочно.

1918 – Первый «Остров свободы»…

Великая страна СССР,советская республика матросов и строителей, степан максимович петриченко

Советская республика матросов и строителей, которая также называлась Советская республика Найссаара, просуществовала с декабря 1917-го по 26 февраля 1918 года. Она находилась на острове Нарген (сейчас — Найссаар) на северо-западе от Таллина.

Во время Февральской революции в России на хорошо укрепленном острове Нарген квартировались матросы российского флота. Один из них — Степан Максимович Петриченко (см. фото) — стал инициатором провозглашения Советской республики матросов и строителей. Это произошло в декабре 1917 года. На острове был создан местный Совет, координировавший самоуправление коммуны.

Советская республика Найссаара просуществовала до оккупации Таллина немецкими войсками. 26 февраля 1918 года жители «острова свободы» погрузились на суда Балтийского флота и были эвакуированы в Кронштадт. Позже на острове была обнаружена тюрьма. В ней немецкие солдаты держали 300 человек, в числе которых были и те, кто не пожелал эвакуироваться с острова.

1918 – 26 февраля 1918 г. в газете «Правда» опубликовало обращение Организационного бюро Центрального Комитета РСДРП(б) ко всем членам партии с разъяснением позиции ЦК в вопросе о мире.
1921 – 26 февраля 1921 г. в Москве подписан договор об установлении дружественных отношений между РСФСР и Персией (Иран).
1925 – 26 февраля 1925 года в РСФСР образован Коми-Пермяцкий автономный округ. С 1 декабря 2005 г. после объединения с Пермской областью вошел в состав Пермского края.
1926 – 26 февраля 1926 года Совет Труда и Обороны принял постановление об организации первого в мире Института по переливанию крови и об отпуске средств на эту цель. Ныне – Гематологический научный центр Минздрава РФ.
1977 – Комсомольская летопись БАМ…
mir_kotoryj_zovetsya_bam

Слет победителей социалистического соревнования

26 февраля 1977 г. В Хабаровске состоялся слет победителей социалистического соревнования воинов Железнодорожных войск – строителей восточного участка Байкало-Амурской магистрали. Слет открыл член Военного совета – начальник политического управления железнодорожных войск генерал-лейтенант Я. М. Майоров. С докладом “60-летию Великого Октября – достойную встречу” выступил начальник Железнодорожных войск генерал-полковник технических войск А. М. Крюков. С приветственным письмом к слету обратились член Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны ССР Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов и начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота генерал армии А. А. Епишев, министр транспортного строительства СССР товарищ И. Д. Соснов. На слете выступили член ЦК КПСС, первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС А. Черный, летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза полковник В. Лазарев. Участники слета приняли приветственное письмо ЦК КПСС, Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР , лично товарищу Л. И. Брежневу. В заключение слета состоялось награждение победителей соревнования. Заведующий отделом спортивной и оборонно-массовой работы ЦК ВЛКСМ Г. Фекличев вручил лучшей комсомольской организации Железнодорожных войск переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ. Большой группе победителей соревнования были вручены знаки и Почетные грамоты ЦК ВЛКСМ.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments

Напишите нам