1872 – Создатель парашюта Глеб Котельников
30 января 1872 года родился Глеб Евгеньевич Котельников, создатель авиационного ранцевого парашюта.
Он родился в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Окончил Киевское военное училище (1894). В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели лётчика Л. М. Мациевича занялся разработкой парашюта. До этого лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.
Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.
Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан. Лишь при Советской власти парашюты Котельникова получили применение. В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2. Позже появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
В сентябре 1949 деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён памятник с изображением парашюта.
Глеб Котельников похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы лоскутки от своих парашютов.
1895 – Прототип главного героя к-фа “Председатель”
30 (18) января 1895 года родился Кирилл Прокофьевич Орловский, один из руководителей партизанского движения в Белоруссии в гражданскую и в Великую Отечественную войну, Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда.
В 20-е годы Орловский проявил себя как умелый командир партизанского отряда, действовавшего в Полесье против панской Польши. В первой половине 30-х годов он на нелегальной работе, затем принимает участие в борьбе с фашистами на стороне республиканцев в Испании. С началом Великой Отечественной войны командует крупным партизанским отрядом в Белоруссии, в одном из боев ему отрывает правую руку, но он не прекращает руководства. Ему присваивают звание Героя Советского Союза.
После войны он возглавляет отстающий колхоз «Рассвет» в своем родном селе Мышковичи Могилевской области и выводит его в передовые, делает хозяйство одним из лучших в стране. Рядом с первой Звездой появляется вторая — Героя Социалистического Труда. Его жизнь легла в основу повести Юрия Нагибина «Страницы жизни Трубникова», которая была экранизирована как фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли.
1904 – Конструктор танков Иван Алексенко
30 января 1904 года родился Иван Никанорович Алексенко, конструктор танков Т-12, Т-24.
С 1922 по 1926 годы работал инженером-конструктором на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна. После службы в РККА в 1927 году вернулся на работу в ХПЗ. В декабре 1927 года на ХПЗ из числа конструкторов тракторного производства был создан новый коллектив — танковая конструкторская группа. Алексенко стал её первым руководителем.
В 1928 году в Москве в ГКБ ОАТ под руководством С. П. Шукалова участвовал в проектировании манёвренного танка Т-12. В мае 1929 года был назначен заведующим КБ танкостроения по танку Т-24 на ХПЗ.
1 июня 1931 года года председатель НТК УММ РККА И. А. Лебедев направляет директору ХПЗ Л. С. Владимирову утверждённое начальником УММ РККА И. А. Халепским, задание на проектирование колёсно-гусеничного лёгкого танка БТ («Кристи»). Это указание означало свёртывание всех работ по Т-24, что встретило резкую негативную реакцию в коллективе.
Возглавляющий КБ И. Н. Алексенко подал заявление об уходе, считая, что КБ должно продолжать усовершенствовать узлы Т-24 и выпускать свои средние гусеничные танки, а не «навязанные» иностранные — лёгкие, колёсно-гусеничные.
В 1932 году перешёл на работу в Опытный конструкторско-машиностроительный отдел завода № 174, затем на Опытный завод Спецмаштреста им. Кирова (завод № 185), где работал в должности старшего инженера-конструктора.
В июле 1941 году ушёл на фронт. После ранения работал на танкоремонтном заводе. После демобилизации учился в аспирантуре Ленинградского политехнического института. С сентября 1948 года преподавал на кафедре «Теория машин и механизмов» в Военно-воздушной академии им. Можайского.
1920 – 30 января 1920 г. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны принял постановление о трудовой мобилизации лиц, работавших ранее на железных дорогах.
1930 – Этапы коллективизации в СССР 1929-1934 гг.
“Помощь государства колхозному строительству.”
30.01.1930 Москва. Постановление ЦК ВКП(б) “О мерах по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации”. Им предписывалось провести конфискацию у кулаков средств производства, скота, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и семенных запасов. Хозяйственное имущество и постройки передавались в неделимые фонды колхозов в качестве взноса бедняков и батраков, часть средств шла в погашение долгов кулацких хозяйств государству и кооперации.
Постановление предписывало, что число раскулачиваемых по районам не должно превышать 2-5 процентов всех крестьянских хозяйств
1932 – 30 января 1932 года открылась XVII конференция ВКП(б) (30 января – 4 февраля 1932 г.), сыгравшая важную роль в обеспечении выполнения плана первой пятилетки в области промышленности за четыре года и в разработке директив по составлению второго пятилетнего плана.
1933 – Этапы коллективизации в СССР 1929-1934 гг.
Январь 1932-Май 1933 “Очередные мероприятия по организационно-хозяйственному укреплению колхозов”
30.01.1933 Москва. Постановление ЦИК СССР “Об укреплении колхозов”.
1934 – Гибель стратостата “Осоавиахим-1” (“СОАХ-1”)
30 января 1934 года стратостат «Осоавиахим-1» впервые в мире достиг высоты 22 км. При спуске он, к несчастью, потерпел катастрофу.
Командира экипажа Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин погибли.
Незадолго до гибели экипаж стратостата отправил телеграмму:
«XVII съезду партии.
Передайте пламенный привет великому историческому XVII съезду ВКП(б),
великому и любимому вождю пролетариата мира товарищу Сталину,
товарищам Молотову, Кагановичу и Ворошилову с высоты 20.600 метров.
Экипаж стратостата “СОАХ-1”».
1943 – 30 января 1943 года в Сталинграде капитулировала 6-я немецкая армия…
В ночь на 30 января Гитлер радировал приказ о производстве Паулюса в генерал-фельдмаршалы. Паулюс придерживался приказа не сдаваться от имени всей армии и отправлялся в плен только с личным составом своего штаба. Различные командиры отдельных участков обороны сами договаривались с русскими об условиях прекращения огня. В центре Сталинграда все закончилось 31 января. Хотя бои среди развалин не имели более никакого стратегического значения, Гитлер настаивал на этом, давая нелогичные объяснения. Генералу Штеркеру он радировал: “Я ожидаю от солдат в северном котле Сталинграда, что они будут держаться до конца. Каждый день, каждый час продолжения сопротивления оказывает решающее воздействие на остальной фронт”. В северном котле, на тракторном и на артиллерийском заводе “Баррикады” – в том месте, где летом прозвучали первые выстрелы Сталинградской битвы, – опорные пункты 11-го корпуса продолжали сопротивление еще и 1 февраля. Сражение завершилось там же, где и началось. Отдельные группки сопротивляющихся немецких солдат летчики видели в степи еще в середине февраля.
Сталинград был концом немецкой завоевательной кампании…
Когда закончилась Сталинградская битва и остатки 6-й армии и ее командующий фельдмаршал Паулюс сдались в плен, в Германии был объявлен трехдневный траур.
1944 – 30 января 1944 года Третий и Четвёртый Украинские фронты начали Никопольско-Криворожскую наступательную операцию.
1945 – 30 января 1945 года экипаж советской подводной лодки С-13 под командованием капитана 3 ранга А.И. Маринеско потопил немецко-фашистский суперлайнер «Вильгельм Густлофф». Гитлер объявил Маринеско личным врагом № 1.
1959 – 30 января 1959 года введена в действие 1-я очередь Каракумского канала (400 км), проложенного через безводную пустыню.
***
Каракумский канал (С 1954 имени В. И. Ленина; с конца 1990-х годов Большой Каракумский канал имени Туркменбаши), один из крупнейших в мире оросительно-обводнительных каналов. Проложен в Туркменистане, подаёт воды Амударьи на южные территории, в маловодные бассейны Мургаба, Теджена и ряда малых рек, стекающих с Копетдага. Канал протягивается от реки Амударья выше города Керки на запад через южную часть Каракумов и предгорья Копетдага. Длина свыше 1100 км, среднегодовой забор воды в начале канала 10-12 км3.
Строительство начато в 1954 году. От Амударьи до Мургаба, протяжением 400 км, канал построен в 1959; до Теджена, 140 км, – в 1960; до Геок-Тепе, 300 км, – в 1967 (в 1962 доведён до Ашхабада). В 1973 были построены Копетдагская плотина и две плотины в Ашхабаде. Далее канал протянут до города Берекет, затем до реки Атрек и до города Небит-Даг (длина 270 км). Строительство было завершено в 1988-м.
Канал обеспечивает потребности в воде городов, промышленности и сельского хозяйства засушливого региона. Регулярно проводятся работы по очистке канала от твёрдых наносов и водной растительности. Его создание повлияло на все компоненты географической среды: микроклимат, рельеф, почвы, растительность, животный мир. Наблюдается ряд негативных явлений: подъём уровня грунтовых вод, засоление почв; увеличение фильтрации вод и потерь на испарение, приводящих к истощению водных ресурсов региона, и др. Разрабатываются меры по улучшению сложившейся ситуации, в том числе по опреснению и переброске вод Каспийского моря по системе трубопроводов, и др.