1842 – «Без равенства нет справедливости, без справедливости нет нравственности»…
Кропоткин
9 декабря 1842 года родился Пётр Алексеевич Кропоткин — русский революционер, теоретик анархизма, философ, историк и географ. Совершил ряд экспедиций по Восточной Сибири. Вёл революционную пропаганду среди рабочих на Родине и позднее в эмиграции (1876—1917). В 1918—1919 гг. встречался с В.И. Лениным. Автор трудов по этике, социологии, истории; воспоминаний «Записки революционера».
***
Петр Алексеевич Кропоткин родился в 1842 году в Москве, в княжеской семье. Воспитание получил в Пажеском корпусе, в котором воспитывались дети великих князей. По окончании курса, в 1861 году, он отправился в Сибирь для геологических исследований. По возвращении из Сибири был избран членом, а потом и секретарем Императорского Геологического Общества. Написал несколько сочинений по геологии и начал большую работу о финляндских ледниках, которую закончил много лет позже. Прослужив некоторое время при царском дворе в качестве камер-пажа императрицы, Кропоткин отправился за границу.

Там, в Бельгии и в Швейцарии, познакомился с революционным и социалистическим движением и примкнул к анархистской фракции Интернационала.

Вернувшись на родину, Кропоткин вошел в знаменитый кружок «чайковцев», в котором ему поручили выработать программу и план организации. Написанная им в 1872 году программа под названием «Должны ли мы заниматься рассмотрением идеала будущего строя?» — была напечатана через полстолетия в петроградском журнале «Былое» за 1921 год. В качестве члена кружка «чайковцев», Кропоткин вел революционную и социалистическую пропаганду среди петербургских рабочих. В конце 1873 года Кропоткин был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Через два года он бежал из тюремной больницы за границу, где участвовал в европейском социалистическом движении как анархист и несколько лет сидел во французских тюрьмах. В 1886 году он окончательно переехал в Англию, где главную часть своего времени посвятил науке.

Кропоткин был не только революционером и социалистом, но и большим ученым. Он — географ, геолог, биолог и историк. Во всех этих областях научного знания труды Кропоткина были значительным вкладом, в некоторых он проложил новые пути. Его научные заслуги были признаны ученым миром, даже и теми, кто не разделял его социальных теорий. Будучи эмигрантом, Кропоткин, однако, никогда не порывал связи со своей родиной. Он всю жизнь оставался революционером, горячим русским патриотом в лучшем смысле слова и одновременно настоящим интернационалистом. Не разделяя взгляда народовольцев 80-х годов на террор, как на средство, при помощи которого можно свергнуть самодержавие или добиться от него уступок, Кропоткин, тем не менее, преклонялся перед героизмом и самопожертвованием народовольцев. Кропоткин не верил в возможность совершения революции для народа, но без народа. Он был убежден, что осчастливить народ без его участия нельзя, что народной деятельности не может заменить ничто.

В 1917 году, когда в России вспыхнула революция, Кропоткин всей душой стал рваться в Россию. 12 июня 1917 года Кропоткин, наконец, прибыл в Петербург.

В июле 1918 года Кропоткин обосновался с женой в подмосковном городе Дмитрове, получив «охранное» удостоверение, подписанное Председателем Совнаркома В. И. Ульяновым-Лениным. В нём говорилось:

«Дано сие удостоверение… известнейшему русскому революционеру в том, что советские власти в тех местах…, где будет проживать Пётр Алексеевич Кропоткин, обязаны оказывать ему всяческое и всемерное содействие… представителям Советской власти в этом городе необходимо принять все меры к тому, чтобы жизнь Петра Алексеевича была бы облегчена возможно более…»

9-го мая 1919 года на квартире у В. Д. Бонч-Бруевича, бывшего управляющего делами советского правительства, старого друга Ленина, состоялась встреча Ленина с Кропоткиным. По словам Бонч-Бруевича, Ленин встретил Кропоткина «очень внимательно и очень учтиво».

Разговор коснулся кооперации, хода и развития русской революции, государственных методов большевиков, развития чиновничества и бюрократизма в советском государстве. Кропоткин развивал идею необходимости творчества органов рабоче-крестьянского самоуправления — профсоюзов, кооперации. Ленин с жаром развивал свой план революции, а Кропоткин внимательно его слушал. «Мы с вами стоим на разных точках зрения» — говорил Кропоткин.

«По целому ряду вопросов и способы действия и организацию мы признаем разные, но цели наши одинаковые… Ни я, ни кто другой не откажется помогать вам и вашим товарищам всем, чем только возможно, но наша помощь будет более всего заключаться в том, что будем сообщать вам о всех неправильностях, которые происходят везде и всюду и от которых во многих местах стон стоит».

Ленин ухватился за предложение Кропоткина и просил его давать необходимые указания, которые всегда будут приниматься во внимание.

Пётр Алексеевич Кропоткин скончался в ночь на 8 февраля 1921 года, в возрасте 78 лет. На следующий день, 9 февраля, центральные газеты на первых полосах поместили траурное объявление Президиума Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, извещавшее о смерти «старого закаленного борца революционной России против самодержавия и власти буржуазии». Гроб с прахом П. А. Кропоткина был поставлен в большом Колонном зале Дома Союзов для последнего прощания с покойным. Это положило начало многолетней советской традиции. С Кропоткиным прощались в течение двух дней — пришли сотни делегаций от заводов, фабрик и учреждений Москвы, тысячи простых людей. Около гроба в почётном карауле стояли и друзья Кропоткина анархисты, некоторые из которых под честное слово были выпущены из тюрьмы на похороны того, кого они считали своим вождём.

13 февраля состоялись похороны. Похоронен П. А. Кропоткин в Москве на Новодевичьем кладбище.

895 – 9 декабря 1895 г. родилась выдающаяся коммунистка, автор лозунга «NO PASARAN!», лидер коммунистической партии Испании, Долорес Ибаррури Гомес
Долорес Ибаррури Гомес
Долорес Ибаррури Гомес, известная также как Пассионария (исп. Pasionaria, «страстная», или «цветок страстоцвет»); (9 декабря 1895, Гальярта, провинция Бискайя — 12 ноября 1989, Мадрид) — деятель испанского и международного коммунистического движения, активный участник республиканского движения в годы Гражданской войны 1936—1939 годов, затем деятель эмигрантской оппозиции диктатуре Франко.

На протяжении длительного времени жила в СССР (в начале 1960-х годов получила советское гражданство), а её единственный сын, Рубен, вступил в Красную Армию и погиб в битве под Сталинградом в 1942 году. В 1942—1960 годы — генеральный секретарь, а с 1960 года до конца жизни — председатель Коммунистической партии Испании. После смерти Франко и легализации партий при Хуане Карлосе I вернулась в Испанию и в 1977 году избрана депутатом кортесов

В 1917 вступила в социалистическую организацию г. Соморростро и начала выступать в рабочей печати под именем Пасионария (Пламенная). Через несколько лет она стала членом компартии Испании (основана в апреле 1920). В последующий период — редактор ряда коммунистических газет, член Бискайского обкома КПИ; с 1930 член ЦК, с 1932 член Политбюро (с 1960 — Исполкома) КПИ, в 1932—42 секретарь ЦК КПИ.

После 1932 возглавила работу КПИ среди женщин, в 1931—33 была одним из редакторов ЦО КПИ — газета «Мундо обреро» («Mundo Obrero»). Шесть раз Долорес подвергалась арестам и тюремному заключению. На 7-м конгрессе Коминтерна (1935) была избрана кандидатом в член Исполкома Коминтерна.

В 1936 году Ибаррури избрана депутатом кортесов, в 1937 году — вице-председатель Кортесов. Как руководитель компартии Испании она играла особую роль в период Национально-революционной войны испанского народа против фашистских мятежников и итало-германских интервентов 1936—39 годов. На митинге 18 июля 1936 года произнесла ставшую знаменитой фразу «No pasaran!» — «Они не пройдут!», С 1939 — в эмиграции.

Во время 2-й мировой войны 1939—45 Ибаррури активно боролась за объединение испанцев в едином национальном фронте, чтобы помешать испанскому диктатору Франко втянуть испанский народ в войну на стороне фашистской Германии. Участвовала в международном антифашистском движении. Сын Ибаррури — Рубен (1920—42) — Герой Советского Союза, погиб, защищая Сталинград от фашистских полчищ.

В 1942 (после смерти Х. Диаса) И. стала генеральным секретарём КПИ. На 5-м съезде КПИ (1954) выступила с отчётным докладом. На пленумах ЦК КПИ после 5-го съезда доклады Ибаррури были посвящены положению в Испании и тактике КПИ, единству действий рабочего класса и всех демократических сил в борьбе за ликвидацию диктатуры Франко, за национальную независимость и демократизацию Испании. На 6-м съезде КПИ (1960) она выступила с докладом о 40-летии КПИ. На этом съезде она была избрана председателем КПИ.

Ибаррури — автор многих книг и публицистических статей. Возглавляла комиссию ЦК по составлению «Истории коммунистической партии Испании» (1960; рус. пер. 1961). Ее автобиографическая книга «Единственный путь» переведена на русский (1962), французский, итальянский, немецкий и др. языки. Долорес — один из авторов коллективной работы «Война и революция в Испании 1936—1939» (рус. пер., т. 1, 1968).

Будучи одной из основательниц Международной демократической федерации женщин (1945), Ибаррури принимает активное участие в международном демократическом женском движении. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1964). Доктор honoris causa МГУ (1961). Награждена орденом Ленина и медалями СССР.

1918 – 9 декабря 1918 г. Советские войска освободили Двинск (Даугавпилс).
1918 – 9 декабря 1918 г. корабли английской эскадры вторглись в Либавский порт.
1919 – 9 декабря 1919 г. Советские войска Южного фронта освободили Валки.
1941 – Освобождение Тихвина (Ленинградская обл.)

Освобождение Тихвина

9 декабря 1941 года Совинформбюро сообщило, что “наши войска во главе с генералом армии тов. Мерецковым наголову разбили войска генерала Шмидта и заняли г. Тихвин”.
В ходе Тихвинской наступательной операции советские войска нанесли тяжелый урон 10 дивизиям немцев. Советские войска продвинулись на 100 – 120 км, освободили от захватчиков значительные территории. Одним из главных достижений операции стало обеспечение сквозного движения по железной дороге до станции Войбокало. Был сорван немецкий план создания второго блокадного кольца вокруг Ленинграда. Базу снабжения города перевели в Тихвин, что сократило протяженность автомобильной трассы на Дороге жизни до 110 километров. Освобождение Тихвина позволило усилить подвоз продовольствия, и 25 декабря 1941 года хлебный паек, выдаваемый ленинградцам и бойцам Ленинградского фронта, был увеличен на 75 – 100 граммов.
1941 – Освобождение Ельца

Елецкая операция

9 декабря 1941 года Войска Юго-Западного фронта освободили г. Елец, а Западный фронт освободил Венев.
В результате Елецкой операции войска правого крыла Юго-Западного фронта, продвинувшись на 80-100 км, ликвидировали елецкий выступ, окружили и уничтожили более 2 дивизий, нанесли серьёзное поражение 2-й немецкой армии.
Они отвлекли на себя часть сил 2-й ТА, оказав этим существенную помощь войскам левого крыла Западного фронта, выполнявшим главную задачу в зимнем наступлении Красной армии.
1953 – 9 декабря 1953 года в США в обстановке страха перед «Красной угрозой» компания «Дженерал Электрик» объявила об увольнении всех сотрудников-коммунистов.

Красная угроза

1959 – 9 декабря 1959 года Ю.А. Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.

Гагарин

Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов.
3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы.

1965 – Великая трасса мужества…

9 декабря 1965 года введен в эксплуатацию участок Красноярской железной дороги Абакан – Тайшет (646 км), названный Великой трассой мужества.
***
9 декабря 1965 года железная дорога Абакан – Тайшет была принята Государственной комиссией в постоянную эксплуатацию. А началось все в 1935 году с поисков оптимального варианта трассы через Саяны. Изыскатели должны были проработать пять линий будущей жд, и вот, в разгар битвы за Сталинград, 5 октября 1942 года из поселка Верх-Гутара, что в Тофаларии вышла первая экспедиция в составе проводника – тофа Холямоева и трех изыскателей: Александра Кошурникова, Алексея Журавлева и Константина Стофато. Вышла с опозданием почти на месяц.
«Трасса мужества» и река Казыр, по берегу которой должна была пройти железнодорожная ветка Абакан-Нижнеудинск (а не Тайшет), так и не увидели друг друга. А ведь все могло сложиться иначе, – именно Нижнеудинское направление главный инженер проекта Александр Кошурников считал наиболее перспективным. Его отряду предстояло пройти 200 с лишним км по практически нехоженым местам, без хороших карт, наметить будущую трассу и найти проход в 700-километровом горном хребте, расположенном поперек будущей Южно-Сибирской магистрали.
Утром 10 октября изыскатели вышли на реку Казыр.

«Стеной стояла по ее берегам глухая тайга. Вплотную к воде подступали скалы, а между ними – завалы из поваленных деревьев. Обходя скалы и пробиваясь через бурелом, шла экспедиция, торопясь обогнать время. Через несколько дней исчез мох – корм для оленей, пришлось проводнику повернуть назад. Идти с поклажей было неимоверно трудно. Сколачивали плоты и сплавлялись по реке, но она разбивала их один за другим о пороги и появившиеся торосы»

И даже в этих условиях инженеры выполняли свою работу на высочайшем уровне, все, пройденные 180 км маршрута Кошурников вел дневник, оценивая местность, подробно описывая берега Казыра, его излучины и притоки, геологическое строение намечаемой трассы, набрасывал чертежи, брал образцы породы, отмечал удобство трассировки линии вдоль реки.
Беспрестанно шел мокрый снег, спички размокли, от одежды и обуви остались одни лохмотья, припасы закончились, перевалы закрылись, а Казыр начал замерзать. Кошурников писал:

«Заметно слабеем, что выражается в чрезмерной сонливости. Стоит только остановиться и сесть, как сейчас же начинаешь засыпать. От небольшого усилия кружится голова. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток. Просушиться нет никакой возможности». Последняя ночевка: «Все ослабели настолько, что за день не смогли сделать плот. Утром не мог встать… Снег не перестает. У всех опухли лица, руки и, главное, ноги…»

кспедицию искали, даже ходили слухи, мол, Кошурников увел группу в Туву – по хребту Эргак-Таргак-Тайга тогда проходила ее граница с СССР. И только через год рыбаки обнаружили за Базыбайским порогом тело Кошурникова и страницы его дневника, плавающие в воде.
Несмотря на содержащиеся в нем положительные отзывы о Нижнеудинском направлении, строители в дальнейшем все-таки выбрали Тайшетское. Изыскания продолжил ученик Кошурникова Евгений Алексеев. В 1948-1949 гг. произвели аэрофотосъемку горной части местности, где должна была пройти магистраль, от района будущего Кордонского до района будущего Манского тоннеля. В 1953-1955 гг. была завершена съемка всей трассы и проведены наземные привязочные работы на площади свыше 15 тыс.кв. км. В глухой Саянской тайге тогда одновременно передвигалось порядка 20 экспедиций и партий, оснащенных в разы лучше, чем группа Кошурникова.
Прежде чем выбрать окончательный вариант дороги, понадобилось обследовать по картам и планам 8,5 тыс.км возможных ее путей! И вот, наконец, в 1959 году проект был утвержден. Строительство дороги Абакан-Тайшет было объявлено комсомольской ударной стройкой, и в Саяны по комсомольским путевкам отправились 35 тысяч молодых людей со всего СССР.
Уже в процессе строительства дороги, в 1962 году, экспедиция Кошурникова, Стофато и Журавлёва была символично завершена четырьмя сотрудниками института Сибгипротранс. Фамилиями изыскателей названы станции – Кошурниково и Журавлево и разъезд Стофато.

Дневник Кошурникова

1970 – День памяти авиаконструктор Артем Микоян

Микоян

9 декабря 1970 года скончался выдающийся советский авиаконструктор Артем Иванович Микоян (род. 05.08.1905), выдающийся советский авиаконструктор, генерал-полковник инженерно-технической службы, глава ОКБ-155, Герой социалистического труда.
Под его руководством (совместно с М. И. Гуревичем и В. А. Ромодиным) созданы участвовавшие в Великой Отечественной войне самолёты-истребители МиГ-1 и МиГ-3. После войны в КБ Микояна были созданы истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments

Напишите нам