1918 – 18 декабря 1918 г. корабли английской эскадры вторглись в Рижский порт.
1918 – 18 декабря 1918 г. в Одессе высадились новые крупные контингенты интервенционистских войск.
1921 – 18 декабря 1921 года родился Юрий Владимирович Никулин – артист цирка и кино, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. С 1982 г. возглавлял Московский цирк на Цветном бульваре, который ныне носит его имя. Снимался во многих фильмах. Лауреат Государственной премии РСФСР.
1925 – 18 декабря 1925 года открылся XIV съезд ВКП(б) (18—31 декабря), провозгласивший курс на индустриализацию страны. Съезд принял постановление о переименовании РКП(б) во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков) – ВКП(б). Был принят новый Устав партии.

Stalin_na_XIV_sezde_VKP_b-1925

1941 – 18 декабря 1941 года из ворот Уральского вагоностроительного завода вышел первый танк Т-34. Всего в цехах завода за военные годы было произведено 35 тысяч машин.
1941 – 18 декабря 1941 года на защиту Москвы отправлен бронепоезд «Ковровский большевик», построенный на средства рабочих, инженеров и служащих Ковровского экскаваторного завода (Владимирская область).
***
Готовый бронепоезд простоял в Коврове более месяца. Острота ситуации под Москвой была снята, началось наступление Красной Армии. Одновременно миновала угроза прорыва немецких танков на подступы к Коврову. Поэтому только 18 декабря «Ковровский большевик» отправился в Москву. Там его осмотрели начальник Главного Автобронетанкового управления генерал-лейтенант Яков Федоренко и специальная комиссия. Бронепоезд был включен в состав 43-го отдельного дивизиона бронепоездов, где его огневая мощь была дополнительно усилена. Вскоре ковровские ополченцы одержали свою первую победу: во время налета немецкой авиации на подмосковную железнодорожную станцию ковровские пушки и пулеметы открыли огонь, и один из фашистских бомбардировщиков был сбит. Сказалось ценное рацпредложение Сергея Монакова — молодого члена команды бронепоезда, предложившего еще в Коврове вырезать в крышах вагонов люки и установить в них на турелях крупнокалиберные пулеметы. Сразу несколько членов экипажа, включая первого командира Н.Фролова, были награждены медалями «За оборону Москвы».

Вскоре часть команды «Ковровского большевика», составленной из опытнейших рабочих-оружейников, включая командира, отозвали домой — ковать оружие Победы. Но и потом часть ковровчан на бронепоезде осталась — замполитрука Монаков, сержанты Мишин и Кузнецов, красноармейцы Леонтьев и Макаров. «Ковровский большевик» с боями прошел путь от Москвы до Западной Украины, активно использовался в сражении под Брянском, принимал участие в освобождении Белоруссии. Весной 1942-го бронепоезд выиграл тяжелейший поединок сразу с девятью «Юнкерсами». Немецкие бомбардировщики яростно атаковали «Ковровского большевика», но последний, маневрируя, сумел избежать попаданий. Зато ответным пушечно-пулеметным огнем были сбиты сразу три вражеских самолета — случай в военной практике того времени почти уникальный! Однако без потерь удавалось обойтись далеко не всегда. Уже в 1944-м на Украине во время боя на станции Жмеринка при бомбежке был смертельно ранен тогдашний командир бронепоезда капитан Михаил Барляев, а сам состав лишь чудом избежал прямых попаданий. От разрывов загорелся штабной вагон, часовой едва успел спасти из огня боевое знамя, врученное еще осенью 1941-го рабочими Коврова…

bronepoezd_Kovrovskij_bolshevik

1942 – Как крестьянин истребитель купил…

18 декабря 1942 года Саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый (1890 – 1951), один из инициаторов всенародного движения по сбору средств в Фонд обороны, внес свои сбережения (100 тысяч рублей) на постройку истребителя.
***
Еще в 1910 году Ферапонт Головатый попал на службу в полк, который охранял царскую семью. За высокий рост, за красоту, недюжинную силу его направили в лейб-гвардию. Он был среди тех, кто нес караул в Царском Селе и у Зимнего дворца. В 1914-м Ферапонт попадает на фронт. Сохранились свидетельства о том, каким он был солдатом. В Восточной Пруссии Головатого наградили тремя Георгиевскими крестами. Так была отмечена его храбрость, проявленная и в бою, и при спасении раненых, и при выходе из окружения. В Гражданскую войну он вступил в Конную армию Буденного. Воевал командиром эскадрона.
В декабре 1942-го Головатый за 200 километров повез бидоны с медом в Саратов. На рынке для него соорудили отдельную палатку. Несколько дней он стоял за прилавком. Поскольку мед был дорогой, брали его понемногу. Так собрался мелкими деньгами целый мешочек. С ним он и пришел покупать самолет.
К тому времени двое сыновей Ферапонта Петровича и три зятя были на фронте. В доме Головатых остались 9 внуков. Старшему из них было девять лет. Так что вовсе не от большого достатка Ферапонт Петрович отдавал свои деньги на покупку самолета.
Самолет-истребитель Як-1Б был вручен летчику Борису Еремину, уроженцу Саратовской области, воевавшему под Сталинградом. На борту самолета была дарственная надпись «Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Еремину от колхозника колхоза «Стахановец» тов. Головатого». На этом самолете Еремин дошел от Сталинграда до Крыма, одержал ни одну победу, ни разу не был сбит. После освобождения Севастополя самолет, как выработавший ресурс эксплуатации, был отправлен в Саратов, где был установлен для обозрения на одной из площадей города.
В июне 1944 года Ф.П.Головатый на митинге в Саратове передал гвардии подполковнику Еремину второй самолет, приобретенный на свои средства. На это раз истребитель Як-3, с надписью на борту «Второй самолет на окончательный разгром врага». На это самолет Ерёмин воевал до Победы, последний самолет сбил в небе Берлина.
Ферапонт Головатый продолжал работать в колхозе. В 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В 1946 году был избран председателем колхоза «Стахановец». Приложил много усилий к восстановлению хозяйства в послевоенное время. В 1947 году в ходе уборочных работ в колхозе был собран высокий урожай пшеницы – 31,3 центнера с гектара на площади 40 гектаров.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1948 года «в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1947 года, за получение высоких урожаев пшеницы при выполнении колхозом обязательных поставок и натурасчетов за работу МТС в 1947 году и обеспечение семенами зерновых культур для посевной 1948 года» Головатому Ферапонту Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
***
Институт военной истории Минобороны РФ подготовил справку о материальных пожертвованиях граждан фронту в годы войны. Честно говоря, мы и сами удивились, узнав, какие масштабы благотворительности вызвал в народных массах пример Ферапонта Головатого. Уже к апрелю 1943 года 274 сельских патриота передали государству на покупку вооружения 36,5 млн. (!) рублей. Все средства в основном были сданы на выпуск самолетов и танков. Так, землячка Головатого колхозница Селиванова пожертвовала фронту 300 тысяч руб., грузин Башарули — 150 тысяч, узбек Шахназаров — 270 тысяч, азербайджанец Сулейманов — 250 тысяч, казахи Баймагометов, Букебаев и Кабдулаев — в общей сложности почти 800 тысяч руб.
Вскоре волна пожертвований докатилась и до творческой и технической интеллигенции. Михаил Шолохов передал фронту присужденную ему Сталинскую премию за “Тихий Дон”, Корней Чуковский и Алексей Толстой внесли на покупку самолетов по 100 тысяч руб., Александр Твардовский и Лебедев-Кумач — по 50 тысяч. Кукрыниксы совместно с поэтами Михалковым и Маршаком построили на свои средства танк “Беспощадный”, который, кстати, благополучно дошел до Берлина. Конструктор Яковлев, вдохновленный примером Головатого, внес на покупку сконструированного им же самим самолета 150 тысяч руб.
В стороне от всенародного почина не оставались даже дети. В мае 1943 года в редакцию одной из омских газет пришло письмо от 6-летней дочери фронтовика-танкиста Ады Занегиной, которая просила опубликовать ее предложение юным горожанам собрать средства на строительство танка и назвать его “Малютка”. В редакцию стали потихонечку поступать деньги. В итоге набралось 160886 руб., на которые и был построен “малютка” “Т-60”.
К слову, фронту сдавали не только деньги. Например, на воронежский почтамт поступил пакет с золотыми монетами — “для защитников родины”. В бандероли, полученной саратовским отделением Госбанка, обнаружился серебряный прибор с золотыми монограммами. В Днепропетровске одна жительница передала в отделение Госбанка бриллиантовое ожерелье стоимостью 10 тысяч руб. В Туркмении женщины республики собрали и сдали фронту 7360 серебряных и золотых украшений.
Всего же в фонд обороны и фонд главного командования Красной Армии в годы войны от населения поступило свыше 17 млрд. рублей наличными (для сравнения: зарплата рабочего тогда составляла от 500 до 1000 руб.), 13 кг платины, 131 кг золота, 9519 кг серебра, 4,5 млрд. рублей в облигациях госзайма. То есть всего свыше 118 млрд. рублей. К слову, эта сумма равнялась среднегодовым расходам на нужды всей Красной Армии. На эти деньги было построено 2,5 тысячи самолетов, свыше 30 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, подводные лодки, бронепоезда и много другой боевой техники.

Ferapont_Golovatov_vruchaet_istrebitel_YAk-1B_letchiku_Borisu_Ereminu

1958 – Нефтепровод «Дружба»…

На десятой сессии СЭВ в Праге 18 декабря 1958 года было принято решение о строительстве нефтепровода от месторождений в Башкирской и Татарской АССР в ГДР, Польшу, Венгрию и Чехословакию. Он получил название «Дружба». Решение было закреплено межправительственными соглашениями, заключенными в 1959 году. Проект нефтепровода был разработан московским институтом «Гипротрубопровод» и утвержден постоянной комиссией СЭВ по нефтяной и газовой промышленности.
Постройка нефтемагистрали «Дружба» была начата 10 декабря 1960 года, начальной точкой строительства стал Альметьевск. На строительство нефтепровода потребовалось четыре года, но отдельные участки начали работать раньше, к середине 1964 года основные объекты системы «Дружба-1» были сданы в эксплуатацию.
Церемония ввода нефтемагистрали «Дружба» в строй состоялась 15 октября 1964 года. Общая длина трубопровода составила 4 тысячи 665 километров, в том числе по территории СССР 3 тысячи 4 километра, Польши – 675 километров, Чехословакии – 836 километров, Венгрии – 123 километра, ГДР – 27 километров. На тот момент «Дружба» была самым протяженным нефтепроводом в мире.
1970 – К-162 — самая быстрая подводная лодка в истории!

18 декабря 1970 года Советской АПЛ К-162 установлен мировой рекорд скорости для подводных лодок — 44,7 узла (82,78 км/ч).
***
Многоцелевая атомная субмарина проекта 661 «Анчар» К-162 в декабре 1970 года достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует 82,78 км/час — рекорд на десятилетия. Это первая в мире подводная лодка с титановым корпусом. Специально для нее создали особо мощные ядерные реакторы и противокорабельные ракеты «Аметист» с подводным стартом. Специалисты сравнивают ввод в строй ВМФ подводной лодки К-162 с запуском первого человека в космос. Для К-162 невыполнимых задач не существовало, субмарина могла догнать и уничтожить любой военный корабль. +
При помощи десяти пусковых установок П-70 «Аметист» одна подводная лодка проекта 661 могла гарантированно отправить ко дну авианосец, а затем на полном ходу скрыться от преследования. На боевой службе в Атлантике в сентябре–декабре 1971 года К-162 доставила немало неудобств авианосцу США «Саратога», который не мог оторваться от слежения и преследования даже на максимальных для него 30 узлах. Скорость позволяла нашей подводной лодке занять любую нужную позицию относительно авианосца и уничтожить его первым залпом.
Основные характеристики К-162: длина — 106,9 метров, наибольшая ширина по стабилизаторам — 16,7 метров, водоизмещение — 5200 тонн, скорость длительного полного подводного хода — 37–38 узлов, глубина погружения (предельная/рабочая) — 550/400 метров, автономность — 70 суток, экипаж — 82 человека, вооружение — 10 пусковых установок ракет П-120 «Аметист» (размещены по бортам в носовой части подводной лодки, вне прочного корпуса, наклонно к горизонту), четыре торпедных аппарата калибра 533 миллиметра при общем количестве принимаемых торпед 12 (из них восемь запасных).
Торпедные аппараты обеспечивали стрельбу с глубин до 200 метров.

large[1]

1971 – 18 декабря 1971 года пуск последнего 12-го агрегата Красноярской ГЭС. Гидроэлектростанция достигла проектной мощности 6 млн. кВт и стала крупнейшей в мире.
1973 – 18 декабря 1973 года начался 9–дневный орбитальный космический полет на корабле «Союз–13» летчиков–космонавтов П.Климука и В.Лебедева.
1975 – Опубликование сообщения о вводе в действие первого в мире осепрокатного стана “250” на Днепропетровском металлургическом заводе им. Ф. Э. Дзержинского.
1980 – 18 декабря 1980 года умер Алексей Николаевич Косыгин – видный деятель Советского государства и КПСС, Председатель Совета Министров СССР в 1964-1980 гг., дважды Герой Социалистического Труда.
1981 – В полете Ту-160…

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах
Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.
1996 – Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.
Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.
Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.
С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
comments powered by HyperComments

Напишите нам